Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.
В 1128 году Португалия стала первой из стран Западной Европы, в которой обосновались храмовники, или тамплиеры, они же – рыцари Ордена Храма (позднее эволюционировавшего в Томарский Орден), чья резиденция находилась в центре Святой Земли – городе Иерусалиме. Примерно 20 лет спустя в Португалии был основан и первый местный военно-монашеский Орден — “братство Девы Марии из Эворы”.
В 1139 г. португальский граф Альфонс (Аффонсу) Энрикиш отделился со своими владениями от королевства Кастилии и провозгласил себя независимым королем Португалии. Кастилия не признала его таковым и окончательно смирилась с отпадением этой области лишь после сокрушительного разгрома кастильских войск португальцами в 1385 г.
В 1162 г. было положено начало истории португальского Военного (Воинского, Рыцарского) Ордена Сан Бенту ди Авиш (Авизского Ордена Святого Бенедикта, Авишского Ордена Святой Марии, Ордена Сан-Бенто ди Авиз, Ордена Сан-Бенто ди Авис, Ордена Сан Бенвенто ди Авис, Ордена Пресвятой Девы Марии из Эворы, или просто Ордена Эворы), иногда именуемого в англоязычной литературе Орденом Святого Беннета, а в русскоязычной – Орденом Святого Бенедикта Авизского – это название неточно, поскольку никакого “Святого Бенедикта Авизского церковная история не знает, и понятие “Авизский” (а точнее – “Авишский”) относится не к этому никогда не существовавшему святому, а к Ордену). Орден Святого Бенедикта был учрежден в правление упомянутого выше короля Португалии дома Аффонсу (Альфонса) I, под названием “Военное благородное братство Нового Рыцарства” (аналогия с похвалой, высказанной святым Бернаром Клервоским тамплиерам, как “Nova Militia” – то есть, “Новому Рыцарству”, напрашивается сама собой!), У истоков португальского Ордена стояли французские рыцари, участники Второго Крестового похода (1147-1149), прибывшие в Португалию помочь тамошним христианам в борьбе с “маврами” (сарацинами, т.е. мусульманами арабского и берберского происхождения, захватившими в VIII в. почти весь Пиренейский полуостров). В далеком 1147 г. христианское войско, при активной поддержке этих крестоносцев-“интернационалистов”, освободило из-под власти “мавров” портовый город Лиссабон (будущую столицу Португальского королевства).
Португальское рыцарское братство получило признание папской курии и Устав духовно-военного Ордена в 1162 г. Эмблемой “Военного благородного Братства Нового Рыцарства” – по крайней мере, со времен короля дона Альфонсо IV Арагонского (годы правления 1327-1336) стал зеленый крест с лилиеподобными концами (именуемый в геральдике “процветшим крестом”) на белом (по другим сведениям – на черном) поле (имевший, впрочем, первоначально более простую форму, аналогичную форме креста рыцарей Ордена Христа, преемников тамплиеров на португальской земле). Впрочем, французский хронист Фруассар, при описании португальского посольства в 1385 г. указывал, что “авишские рыцари” (входившие в состав свиты посла) были одеты “в белые плащи с красными крестами” (но это, вероятно, ошибка хрониста).
В 1166 году братия, ставившая перед собой задачу отвоевания у мавров города Эворы, преуспела в своём начинании, и благодарный король передал им город в управление. Первым великим магистром Ордена был Педру Энрикиш (или Педру Аффонсу) (1130-1169) — внебрачный сын первого португальского монарха; тогда же они приняли бенедиктинский устав (т.е. устав монашеского Ордена бенедиктинцев, возникшего на стыке поздней Античности и раннего Средневековья в Италии и получившего свое название от Святого Бенедикта Нурсийского) Главной резиденцией португальских рыцарей-бенедиктинцев стал отвоеванный к тому времени христианами у мавров (иберийских мусульман) Авишский замок (современный город Авиш), по которому они и получили своё современное название — бенедиктинцев из Авиша (рыцарей “Авишского Военного Ордена Святого Бенедикта”), ставший резиденцией португальского Ордена Святого Бенедикта. Город Авиш был формально закреплен за Орденом Святого Бенедикта в качестве владения указом короля Португалии дома Аффонсу II.
С тех пор “братья” Ордена Святого Бенедикта стали официально именоваться “авизскими рыцарями” (“рыцарями Авиза”). После вторжения “мавров” в Португалию в 1190 г. севернее реки Тежу (исп.: Тахо) были учреждены новые командорства Авишского Ордена Святого Бенедикта. С 1212 по 1385 гг. Орден Сан Бенту ди Авиш подчинялся Великому Магистру испанского военно-монашеского Ордена Калатравы (хотя и сохранил при этом некоторую автономию и даже получил в 1218 г. в своре распоряжение португальские владения рыцарей Калатравы). Тем не менее, рыцари Авишского Ордена Святого Бенедикта, сохраняя формальное подчинение Ордену Калатравы, фактически сохранили самостоятельность своего собственного Ордена. В 1385 г. Орден Сан Бенту ди Авиш, наряду с другими португальскими духовно-рыцарскими Орденами, обрел и официальную самостоятельность, однако сохранил ее недолго.
Во главе португальского Ордена Сан Бенту ди Авиш (в специальной литературе он иногда именуется, на английский манер, “Авишским Орденом Святого Беннета”. на итальянский манер, “Авишским Орденом Святого Бенвенуто и т.д.) стоял Магистр (Мештри), заместителем которого являлся Великий Приор (Приор Майор). Кроме того, в состав орденского “правительства” входили:
1.Великий Командор (Коммендадор Майор);
2.Кастеллан, или Ключник (Клавейру), которому помогал выполнять свои служебные обязанности Подключник (Суб-Клавейру);
3.Интендант (Обреру) и
4.Альфариш (Знаменосец) Ордена.
В 1303 г. двадцать первый Магистр Ордена Сан Бенту ди Авиш стал королем Португалии под именем Иоанна (Жуана) I и основателем новой, Авишской, династии португальских королей.
Об облачения членов португальского Ордена Сан Бенту ди Авиш детальной информации до нас не дошло. Согласно ряду источников, оно было черного цвета, поскольку “авизские рыцари” придерживались устава монашеского Ордена бенедиктинцев (Ордена Святого Бенедикта Нурсийского); аналогичным образом, госпитальеры-иоанниты, также придерживавшиеся устава монахов-бенедиктинцев, переняли от них черное орденское облачение (лат.: Habitus), а храмовники-тамплиеры, придерживавшиеся устава монахов-цистерцианцев – белое орденское облачение последних. Однако по другим источникам, облачение рыцарей Ордена Сан Бенту ди Авиш было не черным, а белым.
Что касается ношения членами духовно-рыцарского Ордена Сан Бенту ди Авиш зеленого креста в качестве отличительного знака на одежде, то оно было получено от папы римского по ходатайству короля Португалии дома Аффонсу IV только в начале XIV столетия.
Военный штандарт Ордена Сан Бенту ди Авиш представлял собой прямоугольное белое полотнище с двумя длинными косицами и зеленым лилиевидным (“процветшим”) крестом у древка.
Согласно сообщению вышеупомянутого французского хрониста Фруассара, Магистр Ордена Сан Бенту ди Авиш, имел в своем подчинении двести “орденских братьев”. В 1385 г., вскоре после отделения Ордена “авизских рыцарей” от Ордена Калатравы, португальская корона фактически присвоила себе право назначения Магистра Ордена Сан Бенту ди Авиш, которым вскоре стал сам король.
В знак подчинения Ордена Сан Бенту ди Авиш короне Португалии короли этой страны стали даже включать зеленый лилиевидный крест авишских рыцарей в свои гербы и помещать их на свои знамена.
Сохранились изображения знамени Португальского королевства, представляющего собой прямоугольное, с двумя длинными косицами (или без косиц) полотнище белого цвета, с пятью лазурными щитками, обремененными серебряными кружками, с красной каймой, обремененной золотыми башнями, и с концами зеленого лилиевидного (“процветшего”) креста авишских рыцарей, указывающего на исполнение королем Португалии домом Жуаном, династия которого правила Португалией, начиная с 1383 г., должности Магистра Ордена Сан Бенту ди Авиш (см. рис. ниже слева; ниже справа – современный герб города Авиш).
Комментарии: