
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.
В 1128 году Португалия стала первой из стран Западной Европы, в которой обосновались храмовники, или тамплиеры, они же — рыцари Ордена Храма (позднее эволюционировавшего в Томарский Орден), чья резиденция находилась в центре Святой Земли — городе Иерусалиме. Примерно 20 лет спустя в Португалии был основан и первый местный военно-монашеский Орден — «братство Девы Марии из Эворы».
В 1139 г. португальский граф Альфонс (Аффонсу) Энрикиш отделился со своими владениями от королевства Кастилии и провозгласил себя независимым королем Португалии. Кастилия не признала его таковым и окончательно смирилась с отпадением этой области лишь после сокрушительного разгрома кастильских войск португальцами в 1385 г.
В 1162 г. было положено начало истории португальского Военного (Воинского, Рыцарского) Ордена Сан Бенту ди Авиш (Авизского Ордена Святого Бенедикта, Авишского Ордена Святой Марии, Ордена Сан-Бенто ди Авиз, Ордена Сан-Бенто ди Авис, Ордена Сан Бенвенто ди Авис, Ордена Пресвятой Девы Марии из Эворы, или просто Ордена Эворы), иногда именуемого в англоязычной литературе Орденом Святого Беннета, а в русскоязычной — Орденом Святого Бенедикта Авизского — это название неточно, поскольку никакого «Святого Бенедикта Авизского церковная история не знает, и понятие «Авизский» (а точнее — «Авишский») относится не к этому никогда не существовавшему святому, а к Ордену). Орден Святого Бенедикта был учрежден в правление упомянутого выше короля Португалии дома Аффонсу (Альфонса) I, под названием «Военное благородное братство Нового Рыцарства» (аналогия с похвалой, высказанной святым Бернаром Клервоским тамплиерам, как «Nova Militia» — то есть, «Новому Рыцарству», напрашивается сама собой!), У истоков португальского Ордена стояли французские рыцари, участники Второго Крестового похода (1147-1149), прибывшие в Португалию помочь тамошним христианам в борьбе с «маврами» (сарацинами, т.е. мусульманами арабского и берберского происхождения, захватившими в VIII в. почти весь Пиренейский полуостров). В далеком 1147 г. христианское войско, при активной поддержке этих крестоносцев-«интернационалистов», освободило из-под власти «мавров» портовый город Лиссабон (будущую столицу Португальского королевства).
Португальское рыцарское братство получило признание папской курии и Устав духовно-военного Ордена в 1162 г. Эмблемой «Военного благородного Братства Нового Рыцарства» — по крайней мере, со времен короля дона Альфонсо IV Арагонского (годы правления 1327-1336) стал зеленый крест с лилиеподобными концами (именуемый в геральдике «процветшим крестом») на белом (по другим сведениям — на черном) поле (имевший, впрочем, первоначально более простую форму, аналогичную форме креста рыцарей Ордена Христа, преемников тамплиеров на португальской земле). Впрочем, французский хронист Фруассар, при описании португальского посольства в 1385 г. указывал, что «авишские рыцари» (входившие в состав свиты посла) были одеты «в белые плащи с красными крестами» (но это, вероятно, ошибка хрониста).
В 1166 году братия, ставившая перед собой задачу отвоевания у мавров города Эворы, преуспела в своём начинании, и благодарный король передал им город в управление. Первым великим магистром Ордена был Педру Энрикиш (или Педру Аффонсу) (1130-1169) — внебрачный сын первого португальского монарха; тогда же они приняли бенедиктинский устав (т.е. устав монашеского Ордена бенедиктинцев, возникшего на стыке поздней Античности и раннего Средневековья в Италии и получившего свое название от Святого Бенедикта Нурсийского) Главной резиденцией португальских рыцарей-бенедиктинцев стал отвоеванный к тому времени христианами у мавров (иберийских мусульман) Авишский замок (современный город Авиш), по которому они и получили своё современное название — бенедиктинцев из Авиша (рыцарей «Авишского Военного Ордена Святого Бенедикта»), ставший резиденцией португальского Ордена Святого Бенедикта. Город Авиш был формально закреплен за Орденом Святого Бенедикта в качестве владения указом короля Португалии дома Аффонсу II.
С тех пор «братья» Ордена Святого Бенедикта стали официально именоваться «авизскими рыцарями» («рыцарями Авиза»). После вторжения «мавров» в Португалию в 1190 г. севернее реки Тежу (исп.: Тахо) были учреждены новые командорства Авишского Ордена Святого Бенедикта. С 1212 по 1385 гг. Орден Сан Бенту ди Авиш подчинялся Великому Магистру испанского военно-монашеского Ордена Калатравы (хотя и сохранил при этом некоторую автономию и даже получил в 1218 г. в своре распоряжение португальские владения рыцарей Калатравы). Тем не менее, рыцари Авишского Ордена Святого Бенедикта, сохраняя формальное подчинение Ордену Калатравы, фактически сохранили самостоятельность своего собственного Ордена. В 1385 г. Орден Сан Бенту ди Авиш, наряду с другими португальскими духовно-рыцарскими Орденами, обрел и официальную самостоятельность, однако сохранил ее недолго.
Во главе португальского Ордена Сан Бенту ди Авиш (в специальной литературе он иногда именуется, на английский манер, «Авишским Орденом Святого Беннета». на итальянский манер, «Авишским Орденом Святого Бенвенуто и т.д.) стоял Магистр (Мештри), заместителем которого являлся Великий Приор (Приор Майор). Кроме того, в состав орденского «правительства» входили:
1.Великий Командор (Коммендадор Майор);
2.Кастеллан, или Ключник (Клавейру), которому помогал выполнять свои служебные обязанности Подключник (Суб-Клавейру);
3.Интендант (Обреру) и
4.Альфариш (Знаменосец) Ордена.
В 1303 г. двадцать первый Магистр Ордена Сан Бенту ди Авиш стал королем Португалии под именем Иоанна (Жуана) I и основателем новой, Авишской, династии португальских королей.
Об облачения членов португальского Ордена Сан Бенту ди Авиш детальной информации до нас не дошло. Согласно ряду источников, оно было черного цвета, поскольку «авизские рыцари» придерживались устава монашеского Ордена бенедиктинцев (Ордена Святого Бенедикта Нурсийского); аналогичным образом, госпитальеры-иоанниты, также придерживавшиеся устава монахов-бенедиктинцев, переняли от них черное орденское облачение (лат.: Habitus), а храмовники-тамплиеры, придерживавшиеся устава монахов-цистерцианцев — белое орденское облачение последних. Однако по другим источникам, облачение рыцарей Ордена Сан Бенту ди Авиш было не черным, а белым.
Что касается ношения членами духовно-рыцарского Ордена Сан Бенту ди Авиш зеленого креста в качестве отличительного знака на одежде, то оно было получено от папы римского по ходатайству короля Португалии дома Аффонсу IV только в начале XIV столетия.
Военный штандарт Ордена Сан Бенту ди Авиш представлял собой прямоугольное белое полотнище с двумя длинными косицами и зеленым лилиевидным («процветшим») крестом у древка.
Согласно сообщению вышеупомянутого французского хрониста Фруассара, Магистр Ордена Сан Бенту ди Авиш, имел в своем подчинении двести «орденских братьев». В 1385 г., вскоре после отделения Ордена «авизских рыцарей» от Ордена Калатравы, португальская корона фактически присвоила себе право назначения Магистра Ордена Сан Бенту ди Авиш, которым вскоре стал сам король.
В знак подчинения Ордена Сан Бенту ди Авиш короне Португалии короли этой страны стали даже включать зеленый лилиевидный крест авишских рыцарей в свои гербы и помещать их на свои знамена.
Сохранились изображения знамени Португальского королевства, представляющего собой прямоугольное, с двумя длинными косицами (или без косиц) полотнище белого цвета, с пятью лазурными щитками, обремененными серебряными кружками, с красной каймой, обремененной золотыми башнями, и с концами зеленого лилиевидного («процветшего») креста авишских рыцарей, указывающего на исполнение королем Португалии домом Жуаном, династия которого правила Португалией, начиная с 1383 г., должности Магистра Ордена Сан Бенту ди Авиш (см. рис. ниже слева; ниже справа — современный герб города Авиш).
Конец XIV — начало XV века были ознаменованы в истории Авишского Ордена соперничеством с также продолжавшими действовать на территории Португалии Орденами Христа, а также Святого Иакова и Меча, равно как и затяжным спором с кастильским духовно-рыцарским Орденом Калатравы, который, как нам уже известно, чуть ли не с момента основания видел в Авишском Ордене свою западную ветвь и по-прежнему упорно требовал подчинения португальского Магистра кастильскому. На Базельском соборе 1431 г. обоснованность притязаний кастильцев признал сам папа римский.
Окончание португальской Реконкисты оставило многочисленных (и бессемейных) рыцарей без постоянного занятия. Короли Ависской (Авишской) династии (1385—1580) повели их на новые Крестовые походы в Африку — в 1415 г. авишскими рыцарями был взят мавританский город Сеута, в 1437 г. осаждён Танжер. Томарским и Авишским духовно-рыцарскими Орденами в те годы руководили, в качестве Мештри, братья португальского короля Дуарте, Энрике и Фернанду, причём последний окончил свою жизнь в марокканском плену.
С ростом Португальской колониальной империи авишские рыцари из набожных монахов превратились в землевладельцев-колонизаторов. В эпоху Возрождения Орден Сан-Бенту ди Авиш постепенно подвергся обмирщению. Папа римский Александр VI в 1502 г. освободил рыцарей от обета безбрачия, а в 1551 г. было объявлено о том, что впредь главой Авишского Ордена Святого Бенедикта будет считаться сам португальский монарх.
В XV в. Авишский Орден Святого Бенедикта стал постепенно приходить в упадок, что выразилось, в частности, в освобождении его членов от обета безбрачия. В 1789 г. он был, по указу королевы Португалии Марии, преобразован в чисто светский военный Орден, неразрывно связанный с португальской королевской династией Браганса. Знак принадлежности к Ордену Сан Бенту ди Авиш имел три степени. Награждение им давало наследственное дворянство.
В 1936 г. в основанном профессором Антониу ди Оливейрой Салазаром в Португалии «новым государством» была учреждена, с целью «защиты национального и культурного наследия страны», общественно-политическая организация «Португальский Легион» (порт.: Legiao Portuguesa), избравшая в качестве знамени прямоугольное белое полотнище с зеленой каймой и зеленый лилиевидный крест «авишских рыцарей». «Португальский Легион» был распущен после «апрельской революции» («революции гвоздик») в апреле 1974 г. как «фашистская организация».
Своеобразным, специфическим для Португалии феноменом, стало учреждение Тройного Ордена — высшего государственного Ордена Португалии, объединившего в себе высшие степени португальских рыцарских — Орденов Христа, Святого Иакова и Меча, а также Авишского Ордена Святого Бенедикта. В настоящее время является Тройной Орден должностным знаком Президента Португалии, как Гран Мештри португальских рыцарских (кавалерских) Орденов.
Как уже упоминалось выше, 30 ноября 1551 года папа римский Юлий III издал буллу, официально передававшую гроссмейстерскую власть над рыцарскими Орденами португальскому королю из Авишской династии Жуану Благочестивому. Король объявил присвоенную ему должность Великого Магистра рыцарских Орденов наследственной и неразрывно связанной с титулом короля Португалии.
Впервые орденский знак, объединяющий в себе кресты всех трех выше португальских рыцарских Орденов, появился в 1789 году при королеве Марии I Благочестивой. 17 июня 1789 года был издан декрет о ношении монархом на торжественных церемониях объединённого знака трёх рыцарских (военных) Орденов, чтобы не отдавать предпочтение ни одному из них. Таким образом, клейнод с тремя крестами стал высшей степенью отличия Португальского королевства.
15 октября 1910 года, с провозглашением Португальской республики, все королевские Ордена были запрещены, в их числе и Тройной Орден.
1 декабря 1918 года Президент Португалии Сидониу Бернардину Кардозу да Силва Паиш своим указом восстановил Тройной Орден в его прежнем статусе как отличительный знак Гран Мештри португальских рыцарских Орденов, а также для награждения глав иностранных государств.
В XX веке Тройной орден был пожалован королям Бельгии Альберту I (1919) и Леопольду III (1938), королю Великобритании Георгу VI (1939) и королеве Великобритании Елизавете II (1955), королю Таиланда Пхумипону Адульядету, президентам Бразилии Жуану Кафе Филью (1955) и Жуселину Кубчеку (1957), каудильо Испании генералу Франсиско Франко и Баамонде (1962).
Органическим законом 1962-1963 гг. Тройной Орден был объявлен должностным знаком Президента Португалии, и в дальнейшем награждение им иностранных глав государств прекратилось.
Данное правило было подтверждено законом 1986 года. Кроме того, законом было установлено положение о вручении тройного Ордена Президенту Португалии при вступлении им в должность Гран Мештри португальских орденов.
Тройной Орден состоит из клейнода (орденского знака) на плечевой ленте и звезды.
Знак Тройного Ордена представляет собой золотой овальный медальон с декоративным узором внутри, окаймляющим три внутренних медальона с изображениями красного креста Ордена Христа, зелёного креста Авишского Ордена Святого Бенедикта и пурпурного креста Ордена Святого Иакова и Меча.
Звезда ордена золотая восьмиконечная с круглым медальоном в центре с изображениями трёх внутренних медальонов с крестами Орденов Христа, Святого Иакова и Меча, Авишского Ордена Святого Бенедикта, обрамленных декоративным узором.
Трехцветная плечевая лента (или. как говорили в России прежде, «кавалерия») Тройного Ордена объединяет в себе орденские цвета трёх Орденов:
1) Зелёный — Авишского Ордена святого Бенедикта (Ордем ди Сан-Бенту ди Авиш)
2) Пурпурный — Ордена Святого Иакова (Ордем ди Сантьягу)
3) Красный — Ордена Христа (Ордем ди Кришту)
Здесь конец и Господу нашему слава!
ПРИМЕЧАНИЕ
В правой части иллюстрации, помещенной в заголовке настоящей военно-исторической миниатюры, изображен зеленый лилиевидный («процветший») крест на белом поле Ордена Сан Бенту ди Авиш; в левой части иллюстрации изображены средневековые рыцари (кавалеры — по-испански: кабальеро, по-португальски: кавалейру) военно-монашеских Орденов Иберийского (Пиренейского) полуострова (слева направо): в первом ряду (спешенные) — рыцарь (кавалер, кабальеро, кавалейру) Ордена Сан Бенту ди Авиш, рыцарь Ордена Монтесы; во втором ряду (верхом) — рыцарь Ордена Калатравы (Cальватьерры), рыцарь Ордена Святого Иакова и Меча (меченосцев Святого Иакова, Сантьяго).
Комментарии: