15

PRO FIDE

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В 2009 г. по всему миру было широко отмечено «910-летие» со дня основания «Суверенного (Державного) Военного (Рыцарского) Ордена госпитальеров (странноприимцев) Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты» (Sovereign Military Order of Malta, сокращенно: S.M.O.M.), именуемого в просторечии «Мальтийским Орденом», являющегося религиозным Орденом римско-католической церкви, подчиненным папскому престолу, и одновременно – квазигосударственным, или же, по терминологии ответственных редакторов современного российского учебника для высших учебных заведений «Международное право» (М., 1999), «государствоподобным» образованием и официальным религиозным формированием (но не более того!), во главе с Великим Магистром в ранге князя и кардинала римской церкви.

Между тем, при ближайшем рассмотрении нетрудно выяснить, что 2009 г. – дата в истории рыцарей-странноприимцев Святого Иоанна Иерусалимского совершенно «дутая». И вот почему.

Когда в 1099 г. Святой Град Иерусалим был освобожден от власти мусульман «франками» (западноевропейскими вооруженными «паломниками» — участниками Первого Крестового похода), там уже более полувека существовала странноприимное (госпитальерское) братство во имя Святого Иоанна (Крестителя), основанное в начале XI в. выходцами из итальянского города Амальфи (входившего тогда в состав православной Восточной Римской, или Византийской, Империи) и подчиненное православному Патриарху Иерусалимскому – тем более, что и пресловутый «раскол» (схизма) Христианской Церкви на Восточную и Западную произошел только в 1054 г. (да и то долго не воспринимался современниками не в качестве такового, а в качестве персонального взаимного отлучения от церкви папы римского и Патриарха Константинопольского!).

Под властью «франков» (западных крестоносцев-«латинян») иерусалимский Госпиталь (странноприимный дом, или странноприимница) был со временем (как и другое, менее древнее, но тоже старинное — храмовническое, или тамплиерское, братство «франков» в Земле Воплощения) подчинен папскому престолу и преобразован в духовно-рыцарский (военно-монашеский) Орден католической Церкви, но утвержден в качестве такового лишь в 1113 г. – таким образом, 1099 год опять-таки никакой роли в истории иоаннитов (именуемых в русскоязычных источниках также госпитальерами, госпиталариями, госпитальниками, странноприимцами, гостеприимцами, гостоприимцами, Ивановскими кавалерами, гостоприимственными кавалерами, гостеприимными рыцарями) не играет. Откуда же разговоры о «910-летнем юбилее»?

На поверку все объясняется достаточно просто. Нынешний, чисто католический (вопреки изначальному уставу Иерусалимского странноприимного братства) «карманный» папский Орден S.M.O.M., являющийся лишь одной из многочисленных ветвей иоаннитов-госпитальеров, возводящих свое происхождение к иерусалимской странноприимной общине начала XI в., тем самым как бы стремится перечеркнуть всю «докатолическую» историю иоаннитов, подчиненных в начале своей истории православным Патриархам Восточной церкви, историю, которая до 1099 г. – года взятия Иерусалима западными крестоносцами — как бы и не существовала. Но факты – упрямая вещь (как говорил еще товарищ Ленин).

После начала Реформации в Западной Европе в XVI в. (а в Англии – еще раньше) европейские владетельные государи, перешедшие из католичества в протестантизм, поставили «свои собственные» военно-монашеские Ордены, в том числе и «своих собственных» иоаннитов, перед дилеммой – либо перейти из-под власти папского Рима под власть светских владык, либо лишиться имущества (а порой и головы). Так возникли некатолические Ордены Святого Иоанна:

1.«Бранденбургский баллей Рыцарского Ордена Святого Иоанна Иерусалимского госпиталя» (Balley Brandenburg des Ritterlichen Ordens St. Johannis vom Spital zu Jerusalem), позднее – «Прусский Королевский Орден иоаннитов» (Koeniglich-preussischer Johanniterorden), ныне – «Орден иоаннитов» (Der Johanniterorden);

2. «Орден иоаннитов в Нидерландах» (Johanniter Оrde in Nederland);

3. «Орден иоаннитов в Швеции» (Johanniterorden i Sverige) и, наконец,

4. «Великое Приорство Достопочтеннейшего (Досточтимейшего, или    Досточтимого) Ордена Странноприимного Дома (Госпиталя) Святого Иоанна (Джона) Иерусалимского» (The Grand Priory in the British Realm of the Most Venerable Order of the Hospital of St. John of Jerusalem), именуемое сокращенно «Орден Святого Иоанна, или Джона» (The Order of St. John).

На протяжении длительного времени «папские» иоанниты-католики («мальтийцы») не признавали этих своих «еретических» собратьев, но время взяло свое, и пришлось их все-таки признать. Да и как было не признать, когда во главе этих якобы «нелегитимных», с точки зрения престола римских пап, Орденов иоаннитов стояли законные государи «по Божьему произволению, а не по многомятежному человеческому хотению» (по выражению Ивана Грозного), имевшие гораздо больше оснований считаться «суверенами», чем подчиненный папе выборный обитатель дворца на Виа Кондотти в Риме, хотя и носящий титул «князя», «епископа», «кардинала» и даже «охранителя Святого Гроба Господня»!

Точно так же современные католические «мальтийцы» пытаются вычеркнуть из истории Ордена Святого Иоанна Иерусалимского отнюдь не худший для него период, когда его 72-м Великим Магистром (Гроссмейстером) являлся русский Царь-рыцарь Павел I /1/, при котором белый восьмиконечный мальтийский крест был помещен на полковые знамена, штандарты, печать Кавалергардского полка и даже на грудь российского двуглавого орла – государственного герба Российской Империи. На этом основании отвергается законность (легитимность) тех русских Орденов Святого Иоанна, которые ведут свое происхождение от учрежденных при Великом Магистре Павле I двух российских Великих Приорств (Приорий или Приоратов). Между тем, все эти Ордены существуют и по сей день. Назовем хотя бы некоторые из них, с указанием их официально зарегистрированного названия на языке той страны, в котором данные орденские организации были зарегистрированы:

1.Первым было основано «Объединение мальтийских рыцарей», или «Объединение рыцарей Мальты» (Knights of Malta Inc.), считающее своим основателем Великого Князя Александра Михайловича («Сандро») – «отца российской военной авиации». Его эмблемой служил белый мальтийский крест с государственным гербом Российской Империи – черным двуглавым трижды коронованным орлом в золотом поле – на сердцевом щитке в перекрестье. В 1971 г. от «Объединения» отпочковался

2.«Суверенный (Державный) Орден Святого Иоанна Иерусалимского, рыцари Мальты, Международное Великое Приорство» (Sovereign Order of St. John of Jerusalem, Knights of Malta International Grand Priory) графа Велла Хабера, а в 1976 г. –

3.«Суверенный (Державный) Орден Святого Иоанна Иерусалимского, рыцари Мальты, рыцари Родоса, госпитальеры Иерусалима» (Sovereign Order of St. John of Jerusalem, Knights of Malta, Knights of Rhodes, Hospitallers of Jerusalem) князя Роберто Патерно и

4.«Суверенный (Державный) Орден Святого Иоанна Иерусалимского. Рыцари Мальты» (Sovereign Order of St. John of Jerusalem, Knights of Malta) графа Эделена де Бурга.

5.От «Объединения мальтийских рыцарей» (№1) произошел «Союз наследственных командоров Великого Приорства Российского» (Union des Commandeurs Hereditaires du Grand Prieure Russe), именовавшийся сокращенно «Союзом Ордена», находившийся под покровительством Главы Императорского Дома Романовых в изгнании – Великого Князя Владимира Кирилловича Романова – и имевший гербом белый мальтийский крест с серебряным крестом на червленом поле в сердцевом щитке (помещенный на печати «Союза Ордена» на грудь Российского государственного орла); Генеральный Секретарь «Союза Ордена» — Г. Ртищев.

6.В 1962 г. часть членов «Союза наследственных командоров» (№ 2) объединилась в «Союз потомков наследственных командоров Великого Приорства Российского» (Union des Descendants des Commandeurs Hereditaires du Grand Prieure Russe), в том же году переименованный в «Союз потомков наследственных командоров и кавалеров Великого Приорства Российского Ордена Святого Иоанна Иерусалимского» (Union des descendants des Commandeurs et Chevaliers Нereditaires du Grand Prieure Russe de l‘Ordre de St. Jean de Jerusalem) – без изменения изображений на гербе и печати, с Е.И.В. Великим Князем Владимиром Кирилловичем, в качестве Протектора, и Г. Ртищевым – в качестве Генерального Секретаря.

То многократно подтвержденное документально и, в частности, фотодокументально, обстоятельство, что Е.И.В. В.К. Владимир Кириллович, будучи Бальи Большого Креста Мальтийского Ордена – католического «Суверенного Военного (Рыцарского) Мальтийского Ордена» (Sovereign Military Order of Malta, S.M.O.M.), являлся одновременно главой православного «Союза Ордена Св. Иоанна Иерусалимского» и на всех своих официальных портретах запечатлен с орденскими знаками обоих Орденов – католического и православного! – одновременно лишний раз доказывает непоследовательность католических «мальтийцев» в отношении своих православных собратьев, легитимность (законность) орденской организации которых «папские мальтийцы» то признают, то отвергают, в зависимости от сложившейся на данный момент политической конъюнктуры!

7.В 1965 г. часть членов Союза ушла в «Державный (Суверенный) Орден Святого Иоанна Иерусалимского, кавалеры Мальты ОСИ» (Ordre Souveraine de St. Jean de Jerusalem, Chevaliers de Malte OSJ) Рамона дю Шелa, a оставшаяся часть образовала

8.«Российское Великое Приорствo» (Russian Grand Priory).

9.В 1970 г. часть членов «Российского Великого Приорства» (№ 8) вступила в «Суверенный (Державный) Орден странноприимцев (госпитальеров) Святого Иоанна Иерусалимского. Рыцари Мальты» (Sovereign Order of the Hospitallers of St. John of Jerusalem, Knights of Malta) графа Петруччи; другая часть в 1973 г. –  в

10.«ОСИ Державный (Суверенный) Орден Святого Иоанна Иерусалимского, рыцари госпитальеры» (OSJ Sovereign Order of St. John of Jerusalem, Knights Hospitallers) князя Трубецкого, а оставшиеся члены вступили в 1974 г. — частично в состав

11.«Православных госпитальеров (странноприимцев) Святого Иоанна» (Orthodox Hospitallers of St. John) П. фон Беннигсена, частично – в состав

12.Суверенного (Державного) Ордена Православных рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна (Sovereign Order of the Orthodox Knights Hospitallers of St. John) графа Н.А. Бобринского, а в 1974/75 гг. – в состав

13.«ОСИ Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, рыцари-странноприимцы (госпитальеры) под Монаршим покровительством Петра II, Короля Югославского» (OSJ Order of St. John of Jerusalem, Knights Hospitallers under Royal Charter of Peter II., King of Jugoslavia), основанного в эмиграции королем Югославским Петром II Карагеоргиевичем (Караджорджевичем), возглавлявшегося на тот момент принцем Андреем Югославским и вошедшим в 1998 г. в состав британского «Достопочтеннейшего Ордена Святого Иоанна» (The Most Venerable Hospitaller Order of St. John of Jerusalem in the British Realm) во главе с Королевой Великобритании Елизаветой II.

14.В 1970 г. часть членов «Союза потомков наследственных командоров» (№3) вступила в состав «Суверенного (Державного) Военного (Рыцарского) и Странноприимного (Госпитальерского) Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, рыцари Мальты» (Sovereign Military and Hospitaller Order of St. John of Jerusalem, Knights of Malta) князя Бранкована.

15.Часть наследственных командоров (№2), проживавших на территории Германии, еще в конце 20-х гг. ХХ в. объединились с ветеранами русской белой монархической Западной Добровольческой Армии князя П.М. Авалова (Бермондта) в «Державный (Суверенный) Российский Императорский Мальтийский Рыцарский Орден» (Souveraener Kaiserlich- Russischer Malteser-Ritter Orden) под покровительством Великого Князя Кирилла Владимировича Романова (кузена Царя-Мученика Николая II), коронованного в эмиграции в немецком г. Кобурге Императором Всероссийским в изгнании под именем Кирилла I. Знаком принадлежности к «аваловскому» Державному Российскому Императорскому Мальтийскому Рыцарскому Ордену служил белый мальтийский крест с золотым православным крестом на верхнем луче. Автору данного очерка довелось лично держать экземпляр «аваловского» орденского креста в руках. В 1961 г. в «аваловский» Орден (штаб-квартира которого в настоящее время находится в штате Флорида, США) вступил король Петр II Югославский (впоследствии вышедший из него, но учредивший, на основании своего пребывания в составе «аваловского» Ордена (Великим Магистром которого является в настоящее время Барри Гарлэнд), и на основании собственного монаршего Fons Honorum, свой собственный Орден — «ОСИ Орден Святого Иоанна Иерусалимского, рыцари-госпитальеры», см. №13 настоящего списка).

16.В 1934 г. часть рыцарей «аваловского» Державного Российского Императорского Мальтийского Рыцарского Ордена влилась в «Дакийское приорство Ордена Святого Иоанна» (Priory of Dacia).

17.В 1954 г. часть «Дакийского приорства» выделилось в «Датский Мальтийский Орден» (Den Danske Malteser Orden).

18.В 1967 г. часть рыцарей Датского Мальтийского Ордена влилась в состав «Державного (Суверенного) Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, кавалеры Мальты ОСИ» (Ordre Souverain de St. Jean de Jerusalem, Chevaliers de Malte OSJ) во главе с Великим Магистром Рамоном дю Шела, а часть – в состав

19.«Датского Суверенного (Державного) Ордена Госпиталя (Странноприимного Дома) Святого Иоанна Иерусалимского» (Sovereign Order of the Hospital of St. John of Jerusalem of Denmark) во главе с принцем Петром Греческим.

20.В 1974/75 гг., а затем в 1977 г. часть членов «Российского Великого Приорства» (№ 8) перешла в «Орден Святого Иоанна Иерусалимского, рыцари-странноприимцы (госпитальеры)» (Order of St. John of Jerusalem, Knights Hospitallers) князя Сангушко-Формхальса.

Die Johanniter

Мы попытались проследить родословную, или, как выражались на Древней Руси, «Родословец» этих Орденов Святого Иоанна, именующихся «русскими» или «российскими», памятуя об их происхождении и первоначальном составе. Разумеется, данная схема далека от полноты, поскольку сведения о «русских иоаннитах» разбросаны по различным источникам, часто противоречащим друг другу. Поэтому автор просит читателей благосклонно отнестись к его первому опыту в данной области.

Поскольку все эти Ордены странноприимцев-иоаннитов ведут свое происхождение от объединений наследственных командоров, учрежденных в Российской Империи в правление Императора Павла I, в бытность его 72-м Великим Магистром Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (кстати, именно при нем Орден Святого Иоанна стал впервые именоваться «Державным», то есть «Суверенным», что, скорее всего, было связано с его тогдашним фактическим слиянием с Российской Державой), в их символике и геральдике присутствует государственный двуглавый орел Российской Империи с различными вариациями орденского герба иоаннитов (белого креста на красном поле) на груди.

Так например, на гербе Великого Приорства Канады «ОСИ Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, рыцари-госпитальеры» изображен червленый (красный) кленовый лист (символ Канады) на серебряном кресте в червленом поле с золотой каймой на груди черного двуглавого орла с распростертыми крыльями, в золотом вооружении, с золотыми коронами и серебряным мальтийским крестом на каждом крыле. В случае с Орденом Святого Иоанна, учрежденным в эмиграции королем Петром II Югославским, до 1998 г. аналогичную роль в его гербе выполнял также двуглавый, но только сербский королевский орел; после 1998 г. его заменил орел, более похожий на российского двуглавого государственного орла.

Сказанное относится и к некоторым другим Орденам «русских иоаннитов», учрежденным уже в России после 1990 г. (в том числе к «Мальтийским Орденам» Джуны Давиташвили, князя Эстергази, принца Анри Палеолога, самозваных «императоров всероссийских» — так называемого «Павла II» — ныне покойного! -, «батьки Коваленко», засевшего в Ростове-на-Дону «Великого Князя» и др.). Но о них мы расскажем как-нибудь в отдельном очерке.

Здесь конец и Господу Богу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЕ

/1/ В связи с мальтийским проектом Императора Павла Петровича его порой обвиняют в масонстве — несмотря на тот несомненный факт, что Державный Орден Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты, как духовно-рыцарский Орден римско-католической церкви, однозначно враждебной масонству и преследовавшей масонов (в отличие от стран римско-католической сферы влияния, в Императорской России описываемого периода принадлежность к масонству преступлением не считалась и масонские ложи были, наряду с другими тайными обществами, запрещены лишь в 1822 г.), никогда как таковой масонской организацией не являлся. Сказанное, разумеется, не означает, что отдельные члены Мальтийского Ордена могли в индивидуальном порядке состоять в масонских ложах. Но в описываемое время в масонах состояла значительная (порой — даже подавляющая) часть образованных классов христианской Европы, включая духовных лиц, причисленных впоследствии к лику святых Российской Православной Церковью. Так, например, святой Митрополит Московский Филарет (Дроздов), сорок лет возглавлявший Московскую кафедру, состоял даже не в одной, а  в трех масонских ложах («Умирающего Сфинкса», «Полярной Звезды» и «Объединенных Друзей») и всю свою жизнь был деятельным масоном.

Процитирцем, в качестве подтверждения данного утверждения (которому, естественно, при желании можно и не верить), статью «Святой Масон», опубликованную на сайте современной российской масонской Ложи «Возрождение» Великого Востока Народов России http://www.great-east.ru/libery/zodcheskoe_work/284/:

Митрополит Филарет (Василий Михайлович Дроздов);В 1994 годуРусской православной церковьюпрославлен в лике святых в святительском чине – канонизированный масон

http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/124/3587124/f_19014622.jpgВеликий Восток Народов России

Митрополит Московский и Коломенский Филарет

Подтверждений масонства Филарета множество, во-первых, в огромном архиве самого Филарета, который достаточно хорошо изучен историками российского масонства – Пыпиным, Серковым, Соколовской. Кроме того, сам Филарет никогда от своего масонского прошлого не отрекался. Он состоял в трёх ложах – «Соединённых друзей», «Умирающий сфинкс» и «Полярная звезда». И в архивах этих лож имеется множество документов, подтверждающих его членство и активную работу.

Причислен к лику святых на архиерейском Соборе в 1994 году. Мощи святителя до 2004 года почивали в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. 9 июня 2004 года совершилось торжественное их перенесение в Москву, в храм Христа Спасителя» (конец цитаты).

См. ткж.: https://www.youtube.com/watch?v=hjVHgjZjI7k


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

preloader