О знаменах воинов ислама. Вольфганг Акунов.

 

Константинополь обязательно будет завоеван, и как прекрасен тот амир, и как прекрасно то войско, что завоюет его.

(Предсказание пророка Мухаммеда)

И тогда Альфонсо, окаянный, отвел взор от побоища и увидел белый стяг повелителя правоверных — Аллах да хранит его — в непосредственной близости и увидел золотые письмена на нем: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет пророк его». Тогда на окаянного напал страх, и сердце его содрогнулось, и он бежал. И бежали все, кто был вместе с ним, и мусульмане преследовали их. Сам окаянный ушел через гору, но мусульмане перебили великое множество из его народа и не отнимали копий от бедер бегущих и мечей от их выи, пока не не напоили досыта свое оружие кровью неверных и не принудили их испить до дна чашу смерти.

(Ибн Яхья)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С выходом на международную арену пророка новой, крайне воинственной, религии, ислама — это слово в переводе с арабского означает «покорность» (Богу) — Магомета, или, точнее, Мухаммеда (буквально: «Достохвального»; так был прозван своими арабскими последователями житель города Мекки Абу аль-Касим бен Абдалла(х) ибн Абд аль-Муталлиб ибн Хашим из древнего рода Хашимитов, или Гашимитов, входившего в племя корейшитов, курейшитов или курайшитов, пришедших в 440 г. п. Р.Х. к власти в священном для всех арабов городе Мекке) изменились весь ход истории и весь облик Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока — колыбели христианства.

Ислам  наложился на все предшествовавшие ему древние культуры и народности Востока, и, после утверждения своего господства над ними, дал им новый Закон, изложенный в Коране. В 622 г. Христианской эры произошло бегство (арабск.: Хиджра) Мухамммеда из его родного города Мекки (где ему угрожала кара за проповедь нового вероучения) в город Ятриб (Медину), издавна конкурировавший с Меккой (не зря говорят, что «нет пророка в своем отечестве»). А к моменту смерти Магомета в 632 г. Христианской эры (или 10 г. Хиджры, по новому мусульманскому летоисчислению) пророк, окруживший себя необычайно фанатичными и храбрыми людьми, порвавшими ради него и новой веры все семейные и родоплеменные связи, был уже повелителем всего Аравийского полуострова. Его воины (охваченные религиозным пылом «провозвестников нового мира» и уже имевшие многолетний опыт службы в войсках соседних государств, с которыми теперь вознамерились воевать) устремили свои взоры как на зороастрийский Иран, так и на христианский Запад, намереваясь нести на остриях мечей учение своего пророка и туда. Халиф (наместник пророка) Омар, друг и советник Мухаммеда, в 638 г. вступил в Иерусалим.

У нас почему-то принято считать, что мусульмане еще при Мухаммеде сражались под «зеленым знаменем ислама» (или под «зеленым знаменем пророка»). Между тем, никаких вразумительных данных на этот счет не существует. Известно лишь, что зеленым было боевое знамя не Мухаммеда и не его преемников — первых «праведных халифов» (соратников и родственников пророка) — а халифов династии Омейядов (Умайядов), пришедших к власти в лице Моавии (Муавии) ибн Абу Суфьяна и перенесших столицу из Медины в Дамаск (впоследствии зеленое знамя присвоили себе, вместе с титулом «халифа правоверных», султаны-падишахи турок-османов). Сменившие Омейядов на престоле, в результате военного переворота, халифы из династии Аббасидов подняли над своими владениями знамя не зеленого, а черного цвета. А еретики (с точки зрения ортодоксального — суннитского — ислама) — измаилитские халифы из династии Фатимидов, захватившие Северную Африку (Тунис) и Египет (Миср), сражались под знаменем белого цвета. Выделившиеся, в свою очередь, из среды измаилитов новые сектанты — карматы — подняли свое собственное, красное знамя. Красными были, кстати, и знамена мусульманских правителей Гренады из династии Наср Саидов (Насиридов), а также знамя шерифов Мекки, от которых вели свое происхождение амиры (князья), а впоследствии — султаны Феса = будущие короли Марока, или Марокко, также взявшие себе красное знамя (на которое затем поместили зеленую пятиконечную пентаграмму — «звезду Соломона»; впрочем, ими первоначально использовались и красные знамена с зеленой шестиконечной звездой-гексаграммой).

Впоследствии очередные сектанты — низариты (батиниты) пользовались всеми четырьмя знаменами (зеленым, черным, белым и красным — эти цвета, между прочим, до сих пор встречаются почти на всех флагах арабских государств). Не лишенным интереса представляется в данной связи и принятый в активно противостоявшем мусульманским правителям в Сирии и Палестине, но в то же время поддерживавшем тесные контакты с низаритами, христианском военно-монашеском Ордене храмовников-тамплиеров обычай возжигать на капитулах (орденских собраниях) четыре ритуальные свечи (черного, белого, зеленого и красного цвета).

К изложенному выше следует добавить еще один момент. Говоря о знамени пророка Мухаммеда и знаменах его преемников-халифов (да и вообще об арабских боевых знаменах), следует проводить различие между двумя типами знамен, один из которых назывался у арабов «лива» (собственно «знамя»), а другой — «райя» («флаг»).

Согласно Абу Бакру ибн Араби: «Знамя (лива) отличается от флага (райя). Знамя прикрепляется к копью с трех сторон и заворачивается. Флаг (райя) же прикрепляется к копью с одной стороны и развевается на ветру».

Название «лива» (собственно «знамя») носил личный штандарт предводителя (шейха) арабского войска (после принятия ислама — пророка Мухаммеда, а впоследствии — его наместников-халифов), название же «райя» (буквально — «стадо», «паства», чьим «пастырем», или «пастухом», выступал предводитель) — знамя войска, которым он командовал.

Так, например, «лива» предводителя арабского племени корейшитов (из которого, как упоминалось выше, происходил сам Магомет) представляла собой два черных прямоугольных вымпела с округлыми концами, прикрепленными к древку на некотором расстоянии один над другим, а «райя» тех же корейшитов — белое прямоугольное полотнище с золотой каймой, усеянной белыми кружками (или, выражаясь языком европейской геральдики, «безантами»), и двумя черными косицами по краям.

«Райя» племени Бану Гассан — прямоугольное трехполосное красно-желто-красное полотнище с белой каймой.

«Райя» гадрамаутских арабов — белое прямоугольное полотнище с зеленым полумесяцем, желтой каймой и тремя косицами — двумя черными по краям и одной белой посредине.

Если верить некоторым источникам (например, книге В.О. Шпаковского «Рыцари Востока»), то «лива» пророка Мухаммеда представляла собой черное, с белой каймой по краям, прямоугольное полотнище с двумя черными косицами по краям, а его «райя» — два белых прямоугольных вымпела с округлыми концами, прикрепленные к древку на некотором расстоянии один от другого.

«Райя» первых сподвижников пророка (его зятя Али и преемников Али — «праведных халифов») представляла собой трехполосное черно-желто-черное прямоугольное полотнище с белой каймой (обрамлявшей не только края знамени, но и отделявшей друг от друга его верхнюю черную, среднюю желтую и нижнюю черную полосы) и с двумя желтыми косицами на конце средней желтой полосы (при этом желтая полоса была на две трети шире верхней черной полосы и на одну треть шире нижней черной полосы).

«Лива» первого «неправедного» (с точки зрения шиитов — приверженцев Али и его преемников) халифа из династии Омейядов Моавии (Муавии) ибн Абу Суфьяна представляла собой древко с прямоугольным красным вымпелом, под которым на некотором расстоянии был укреплен такой же формы и такого же размера белый вымпел (оба вымпела имели на конце две косицы), а «райя» того же Моавии — зеленое прямоугольное полотнище (о нем, как о знамени Омейядов, нами уже упоминалось выше).

Многие мусульманские знамена были украшены богатой вышивкой и буквально испещрены исламскими религиозными надписями на арабском языке (обычно цитатами из сура священной книги мусульман — Корана), геометрическими узорами и (довольно редко) полумесяцами или (еще реже) шестиконечными и пятиконечными звездами.

Значение терминов «райя» и «лива» в мусульманской военной терминологии не оставалось неизменным, а менялось с течением времени. В армиях различных мусульманских государств постепенно сложилась целая иерархия боевых знамен.

Так, например, в вооруженных силах султанов Гренады из династии Насиридов «райей» именовался штандарт командира пятитысячного военного отряда, именовавшегося амиром (эмиром). Штандарт «каида» — командира тысячи воинов (тысячника) — именовался «алам». «Накиб» — командир отряда из 200 воинов — имел штандарт под названием «лива». Командир отряда из сорока воинов именовался «арифом» (хотя при первых арабских халифах воинское звание «ариф» означало «сотник»), а штандарт «арифа» — «банд» (явное заимствование арабами римско-византийско-западноевропейского вексиллологического термина «банда», «бандон» или «баннер», т.е. «стяг»). Командир отряда из восьми воинов, «назир», имел штандарт под названием «укла».

Впоследствии «Знамя пророка» турок-османов называлось по-тюркски «санджак».

Кстати, по утверждению целого ряда военных историков, знамя в в черно-белую клетку (представлявшее собой один из вариантов боевого стяга уже упоминавшегося нами выше христианского военно-монашеского Ордена Храма — «Босеан»), так называемый «сатранг», «шатранг», «чатранг» или «чатрандж» (букв.: «шахматная доска»), было впервые введено не на христианском Западе, а в мусульманской Испании (Андалузии, или, по-арабски, «стране Аль-Андалус»). Одно время эта черно-белая «шахматная доска» (окруженная широкой красной каймой) красовалась на знамени султанов Феса.

Когда, к примеру, омейядский халиф Кордовы Хакам II совершал свой торжественный выезд из своей цитадели Медина-аль-Захра, то, по свидетельству мусульманских хронистов, ему предшествовали различные знамена, некоторые из которых, как знаки особого достоинства, он даровал представителям знатных родов своего халифата за заслуги. Именно роль такого почетного знамени играл «сатранг» (а ведь дело происходило в конце Х в. п.Р.Х., задолго до появления на исторической сцены Ордена Храма).

До наших дней не дошло ни одного свидетельства о том, что пророк Мухаммед или его преемники рассматривали черное (как, впрочем, и зеленое) знамя в качестве знамени «джихада» («священной войны» мусульман с неверными).

В качестве навершия мусульманских знамен (как и в качестве эмблемы на щитах воинов ислама) часто использовался магический знака-оберег, так называемая «рука Фатимы» (дочери пророка Мухаммеда, супруги «хызрата» Али). Но это так, к слову…

В качестве иллюстрации мы приводим помещенную в заголовке настоящей военно-исторической миниатюры цветную таблицу знамен арабских мусульманских войск в битве при Сиффине (657), разыгравшейся на южном берегу Евфрата, в излучине этой великой месопотамской реки, между армиями четвертого «праведного» халифа «хызрата» Али (зятя пророка Мухаммеда и супруга дочери пророка Фатимы) и армией взбунтовавшегося против него мятежника Муавии (одолевшего халифа Али в трехдневном кровопролитном сражении и ставшего первым «неправедным» халифом из новой династии Омейядов):

1.»Райя» пророка Мухаммеда; 2.»Лива» пророка Мухаммеда; 3.Лива Муавии (Моавии, Муавийи) ибн Абу Суфьяна; 4.»Райя» отборного отряда ансаров («Аль-Ансари»); 5.»Райя» племени корейшитов; 6.»Лива» племени корейшитов; 7.Первая «райя» племени Бану Аджал; 9.»Райя» Акки; 10.»Райя» Ашарайин; 11. «Райя» Азд; 12.»Райя» Баджила; 13.»Райя» Дахул(ь); 14.»Райя» амир Раин; 15.»Райя» Гана и Бахала; 16.»Райя» Бану Гассан; 17.»Райя» Гадрамаут; 18.»Райя» Гамдан; 19.»Райя» Бану Ганзаля; 20.»Райя» Гавазин: 21.»Райя» Гудайл(ь); 22.»Райя» Гумайр; 23.»Райя» Джафа; 24.»Райя» Джадам; 25.»Райя» Кал(ь)б; 26.»Райя» Кинда; 27.»Райя» Хасам; 28.»Райя» Хазах; 29.»Райя» Бану-Килаб; 30.»Райя» Кинана; 31.»Райя» Мухараб; 32.»Райя» Наха; 33.»Райя» Кадах; 34.»Райя» Бану Сид ибн-Зайд Манат; 35.»Лива» Салим; 36.»Райя» Бану Шайбан; 37.Первая «райя» Бану Талиб; 38.Вторая «райя» Бану Талиб; 39.»Райя» Тай; 40.»Райя» Бану Тайм Аллах; 41.»Райя» Сакиф; 42.»Райя» Бану Йашкар.

Здесь конец и Господу нашему слава!


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.