О рыцарях Святого Иакова и Меча. Вольфганг Акунов.

Картинки по запросу Вольфганг Акунов. Орден Святого Иакова и Меча
Животворящему Кресту всякий молится,
Золотому венцу всякий кланяется,
А на грозен меч взглянет — всяк ужахнется.
(В.Ф. Миллер. Исторические песни русского народа XVI-XVII веков)/1/
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.
История основанного в 1158 и утвержденного римским апостольским (папским) престолом в 1175 г. «Благороднейшего Ордена Сантьяго де Компостела» (военно-духовного Ордена Святого Апостола Иакова и Меча, Ордена меченосцев Святого Иакова, Ордена Святого Иакова Меченосца, Великого Военного Ордена Меча Святого Иакова Компостельского) отличается следующей особенностью. При возникновении первоначальной организации, из которой впоследствии вырос Орден Сантьяго, в XII в. эта организация не опосредованно (как другие испанские и португальские рыцарские братства), а совершенно сознательно подражала примеру действовавших тогда в Палестине военно-монашеских Орденов госпитальеров-иоаннитов и храмовников-тамплиеров.В ту героическую пору своего Ордена храмовники служили примером для подражания очень многим рыцарям. Далеко не случайно все испанские и португальские рыцари-монахи носили белые «тамплиерские» плащи с крестами преимущественно красного цвета, как у «бедных рыцарей Христа и Храма».Но Орден Сантьяго, в отличие от других Орденов Иберийского полуострова, имел с тамплиерами совершенно особую связь, ибо был учрежден, как и Орден храмовников, специально для охраны паломников, направлявшихся для поклонения честным мощам Святого Апостола Иакова (Зеведеева) в Галисии, и самих мощей, заодно оказывая пилигримам и странноприимнические (госпитальерские) услуги.Следует заметить, что, кроме иберийского, существовал и более древний, итальянский военно-монашеский Орден Святого Иакова Альтопасского, известный также под названием Ордена Альтопашо или Ордена «Тау-Креста» (названный так за Т-образную форму своей эмблемы, напоминающую заглавную букву «Т», по-гречески: «Тау»).Многими историками итальянский Орден Святого Иакова Альтопасского считается самым древним из всех военно-монашеских Орденов христианского Запада. Дело в том, что уже в середине Х в. в Альтопашо (близ города Лукки) членами монашеского Ордена августинцев был основан госпиталь (странноприимный дом). В этом госпитале останавливались паломники, направлявшиеся на поклонение святым местам в Рим или в Сантьяго де Компостела в Испании. Первое упоминание о госпитале Святого Иакова в Альтопашо относится к 952 г., а следующее — к 1056 г. (как известно, Первый Крестовый поход начался через 40 лет — в 1096 г.).К 1056 г. Орден Альтопашо фактически превратился из чисто странноприимного еще и в военный. Его монахи начали сопровождать паломников на опасной из за многочисленных разбойников (в том числе и мусульманских пиратов) старинной «Высокой дороге» («Альто пассо», «Альто Пашо») между городами Луккой и Генуей, обеспечивая им вооруженный конвой силами наемных воинов (как это в скором времени стали делать иоанниты-госпитальеры в Святой Земле).В 1239 г. папа римский официально утвердил Устав (Правила) ордена Альтопашо, официально пожаловав ему статус воинского (военного, или рыцарского).Орден Святого Иакова Альтопашо построил целый ряд госпиталей в разных частях Европы, в том числе во Франции и в Англии (так, например, орденский госпиталь «Хайгет», или «Хайгэйт» — перевод на английский язык итальянских слов «Альто Пассо» или «Альто Пашо» — существовал в Айлингтоне еще в 1626 г.). Тем не менее, Орден Альтопашо никогда не был особенно многочисленным. Охлаждение религиозного пыла и уменьшения числа паломников со временем привели его к упадку.»Братья-рыцари» (лат.: «фратрес эквитес», «фратрес милитес» или «фратрес милитарии») Ордена Тау-Креста носили темно-серые или черные облачения с белым Т-образным крестом на левой стороне груди («напротив сердца») и капюшоном красного цвета, также украшенным белым Т-образным крестом.С 1446 по 1517 г. Орденом святого Иакова Альтопашо руководили патроны (покровители) Ордена — представители знатного флорентийского семейства Каппони (носившие титул ректоров или магистров). В 1537 г. патронаж над Орденом Альтопашо перешел к семейству Грифони, после отлучения последнего патрона из рода Каппони от церкви папой римским Павлом III за то, что строптивый Каппони отказался передать вверенный ему Орден под управление одного из папских «непотов» («племянников», а фактически — внебрачных сыновей римских Великих понтификов). В 1585 г. Орден Альтопашо слился с тосканским Орденом Святого Стефана. Объединенный Орден возглавил великий герцог Тосканы Козимо деи Медичи.Но это так, к слову. Вернемся к иберийскому Ордену Святого Иакова и Меча — главному герою данного очерка.

 

Орден Сантьяго (действовавший в районе Касереса в Кастилии и состоявший в год своего учреждения из 13 рыцарей, именовавшихся «рыцарями Касереса» или «касересскими рыцарями», и возводивших происхождение своего сообщества к испанскому военно-религиозному братству Святого Иакова, действовавшему после Первого Крестового похода в Святой земле) предложил каноникам церкви Св. Элои в королевстве Леон свои услуги в деле вооруженной охраны процессий паломников к мощам Святого Апостола Иакова в Сантьяго де Компостела.

Вскоре Орден начал строить странноприимные дома-госпитали и предоставлять вооруженный конвой для обеспечения безопасного следования паломников в пути.

Знаком принадлежности к Ордену Святого Апостола Иакова и Меча первоначально было красное изображение меча (лат.: «спата», «спафа»; греч.: «спатион», «спафион»; исп.: «эспада») с крестообразной рукояткой, острием вниз. Впоследствии его сменил красный лилиевидный (лилиеподобный, лилейный, «процветший») крест с нижним концом в форме клинка меча.

Нередко лепестки лилии на концах орденского креста Святого Иакова загибались в форме заглавной готической литеры «М» («Мария»), как у рыцарей Орденов Калатравы и Монтезы, а в перекрестье орденского лилиевидного креста-меча рыцарей Сантьяго помещалась так называемая «раковина Святого Иакова» (известная нам также под более «прозаическим» названием «морского гребешка»), ставшая со временем непременным атрибутом всякого западноевропейского паломника вообще (а не только паломника к мощам Апостола Сантьяго).

Меч был добавлен к орденскому кресту рыцарей Сантьяго в память о мученичестве Святого Апостола Иакова Зеведеева, проповедовавшего Слово Божие в Испании под властью древних римлян и принявшего «мечное сечение» от тамошних язычников (по другой версии, Святой Апостол Иаков Зеведеев претерпел мученическую кончину не в Испании, а в Палестине, откуда тело святого чудесным образом по морю прибыло в Испанию, покрытое раковинами морских гребешков).

Похожее изображение

Впоследствии красный меч на орденском гербе был переосмыслен из орудия казни Апостола в символ вооруженной борьбы христиан с неверными, и образ Святого Иакова приобрел в испанском (как, впрочем, и в португальском) фольклоре немало черт, роднящих его с покровителем всего христианского воинства — Святым Великомучеником и Победоносцем Георгием. Обычная иберийская иконография Святого Иакова изображает Апостола в образе «Истребителя мавров», или, говоря по-нашему, по-русски, «Мавробоя» («Сантьяго Матаморос») — грозного бородатого всадника на белом коне, в развевающемся плаще, с «паломнической раковиной» на шляпе, знаменем с орденским крестом в левой и занесенным мечом — в правой руке, попирающего груды тел поверженных в прах воинов Ислама.

По иронии судьбы,в ходе борьбы с «неполиткорректностью», в 2009 г. в испанском городе Сантьяго-де-Компостела скульптура покровителя и небесного заступника Испании Святого Апостола Иакова Мавробоя была удалена из кафедрального собора, дабы не оскорблять чувств представителей иных этнических групп (т.е. мусульман). Кроме того, была удалена конная статуя Святого Апостола Иакова Мавробоя, украшавшая крышу кафедрального собора. Но это так, к слову…

В иллюстрации к испанской рукописи конца XII в. сохранилось изображение красного боевого штандарта (гонфанона) Ордена Сантьяго. В центре прямоугольного полотнища (сторона которого, противоположная древку, снабжена зубчатой каймой) восседает на белом коне сам Святой Апостол Иаков Зеведеев (причем с рыцарскими шпорами на ногах!), держащий в левой руке поводья и крест, а в правой — занесенный для удара обнаженный меч.

На миниатюре из другого манускрипта, датируемого началом XVI в., изображен иной, более поздний, штандарт Ордена Сантьяго (имеющий форму положенного на бок геральдического «норманнского», или «варяжского» щита), тоже красного цвета, с белым прямым равносторонним лилиевидным крестом и четырьмя золотыми раковинами Святого Иакова («паломническими раковинами») в углах креста.

Сохранились сообщения и о других знаменах Ордена Сантьяго — с раковиной «под гардой (крестовиной)» орденского меча-эспады. Начиная с 1520 г., на знамени Ордена Сантьяго изображался меч-эспада «внутри (по центру) раковины».

Члены Ордена Сантьяго носили белые «тамплиерские» плащи и полукафтанья-сюрко с изображением красного меча-«эспады». В начале XV в. белые полукафтанья были заменены более короткими черными туниками (опять-таки с красной «эспадой» на груди). Орденские плащи по-прежнему оставались белого цвета. На надгробии одного из рыцарей Ордена Сантьяго, умершего и похороненного в 1486 г., сохранилось скульптурное изображение покойного в белом орденском плаще с изображением «эспады».

Не существует однозначных свидетельств в пользу того, что рыцари Сантьяго носили свои белые орденские плащи в бою. Скорее всего, они их не носили, ибо длинные плащи стесняли бы их движения, мешая им наносить и отражать удары. На портрете фрея (фрая, то есть «брата») Альваро де Луна (Магистра Ордена Сантьяго в 1445-1453 гг.) из-под его белого орденского плаща виден черный кафтан (который рыцари Сантьяго, возможно, носили в бою вместо плаща).

Если судить по миниатюрам и по  экспонатам, сохранившимся в музеях (например, в музее, размещающемся в полуразрушенном замке Ордена Святого Иакова и Меча Сегура де ла Сьерра, красный лилиевидный меч-крест украшал не только одеяния и знамена, но и белые щиты рыцарей Сантьяго (впрочем, иногда их щиты были счетверенными в серебро и червлень, что, выражаясь не геральдическим, а обычным языком означает: второе и четвертое поле щита были красного, а первое и третье — белого цвета).

Хотя и на скульптуре, и на портрете рыцари Сантьяго изображены гладко выбритыми, «Книга рыцарей Святого Иакова» (исп.: «Либро де лос кабальерос де Сантьяго», Libro de los Caballeros de Santiago) недвусмысленно представляет «орденских братьев» длиннобородыми и длинноволосыми. Кстати, в этом источнике «братья-рыцари» Ордена Сантьяго представлены со своими фамильными гербами на щитах (явное нарушение орденского Устава). Одно, впрочем, не подлежит сомнению — «собратья» («конфратеры») Ордена Сантьяго (служившие ему мечом, не принимая монашеских обетов) носили на щитах, значках, одежде и вооружении свои родовые гербы.

В эпоху распространения цельнокованых доспехов современниками-хронистами было многократно засвидетельствовано ососбое пристрастие рыцарей Святого Иакова и Меча к черным латам из вороненой стали.

В 1170 г. дон Педро Фернандес стал первым исторически засвидетельствованным Магистром братства рыцарей Сантьяго. Его первоначальная задача заключалась в отражении нападений мавров (так на Иберийском полуострове именовали мусульман — арабов и берберов), разорявших район Касереса. Магистр решил соединиться с войском короля Леона Фернандо II у Кории, чтобы затем продвигаться к Касересу, а оттуда — к Бадахосу и к замку Альмограф, расположенному на берегу реки Тахо. Но рыцари потеряли много времени на сборы. За это время к мусульманам прибыло подкрепление из Африки от Альмохадов, во главе с Абу Якубом Юсуфом. Уклоняясь от сражения с превосходящими силами Альмохадов, христиане отступили, уступив маврам всю область Эстремадуру. Великий Магистр Фернандес со своими «касересскими рыцарями» тоже отступил и принес присягу на верность королю Кастилии Альфонсо VIII. Город Вилья де Мора стал первым владением Ордена Сантьяго. Впоследствии штаб-квартира рыцарей Сантьяго была перенесена в замок Аларилья, отбитый христианами у мавров. В 1173 г. меченосцы Святого Иакова разорили земли мавров в области Руэте, захватив богатую добычу и много пленных. В 1174 г. король Кастилии, в награду за проявленные доблесть и отвагу, даровал рыцарям Ордена Сантьяго (следовавшим Уставу монашеского Ордена августинцев) небольшой город Уклес, расположенный на границе кастильских владений, с поручением оборонять его от мавританских набегов.

К этому времени в составе Ордена Святого Иакова и Меча засвидетельствовано присутствие не только «братьев-рыцарей», но и «братьев-священников» (капелланов).

Великий Магистр Дон Педро Фернандес отправился в Рим, где папа в 1175 г. официально утвердил рыцарское братство во имя Святого Иакова и Меча в качестве духовно-рыцарского Ордена римско-католической церкви под названием Ордена Святого Апостола Иакова и Меча.

Картинки по запросу Order of Santiago

В орденский устав, наряду с положениями устава монахов-августинцев (регулировавших религиозные аспекты жизни членов Ордена Сантьяго), были включены также некоторые положения Устава Ордена бедных соратников Христа и Храма Соломонова (регулировавшие ее военные аспекты). Члены Ордена Сантьяго подразделялись на «братьев-рыцарей», «братьев-священников» и «братьев-сервиентов» («услужающих братьев»). Орденом управляли Магистр (Маэстре, Местре) и Конвент (Совет, Капитул), находившиеся под верховным руководством папы римского.

Следует особо подчеркнуть, что Устав Ордена Сантьяго был, пожалуй, наименее аскетическим и наименее обременительным для его членов изо всех уставов иберийских духовно-рыцарских Орденов. Фактически Орден Святого Иакова и Меча даже не являлся монашеским Орденом в полном смысле этого слова, несмотря на то, что его «братья» следовали правилам общежитийного монастырского устава и постоянно предавались религиозным упражнениям. Члены Ордена Сантьяго были освобождены от обязательных монашеских обетов целомудрия (им дозволялось вступать в брак) и нестяжания (им было позволено владеть личным имуществом).

Таким образом, обязательным для членов Ордена Сантьяго был всего лишь один из трех монашеских обетов — обет послушания. По некоторым данным, освобождение от обетов безбрачия и нестяжания было особой привилегией, дарованной членам Ордена Сантьяго папой римским. Однако после смерти члена Ордена Святого Иакова и Меча все имущество умершего переходило не к его вдове и детям, а во владение Ордена, который, со своей стороны брал на себя обязательство заботиться о семье покойного орденского «брата».

Первоначально владения Ордена Сантьяго располагались в двух провинциях, в каждой из которых землями ордена управлял особый приор.

Основной задачей Ордена Сантьяго (как и у Ордена тамплиеров, чей Устав он в значительной степени перенял) была военная служба. Рыцари Сантьяго охраняли границу от мавров, причем обычно действовали самостоятельно, сражаясь с неверными по своему собственному усмотрению и не считаясь при этом с мирными договорами, заключенными с маврами королем Арагона, на чьей территории (в замке Монтальбан) находилась резиденция Великого Магистра рыцарей Святого Иакова и Меча. Таким образом, рыцари Сантьяго не считали обязательным для своего Ордена соблюдение каких бы то ни было соглашений, заключенных светскими (пусть даже королевскими) властями с «безбожными агарянами».

Одной из уставных задач Ордена Сантьяго был также выкуп христиан из мусульманского плена. Первых пленных удалось освободить за выкуп уже после смерти дона Педро Фернандеса, в 1184 г.

В ходе своего необычайно динамичного развития, происходившего на протяжении последующих десятилетий, Орден Сантьяго быстро рос, обзаводясь все новыми землями и замками, причем не только на Иберийском полуострове, но и во Франции, Италии, Святой Земле (т.е. Сирии и Палестине), Англии, Венгрии и даже Польше. Штаб-квартира Ордена иберийских меченосцев по-прежнему располагалась в арагонском замке Монтальбан. Рыцарям Святого Иакова принадлежал также хорошо укрепленный замок Палмела в Португалии — центр орденского командорства (командории, коммандерии, комменды, энкомьенды) Португалии и главный пункт набора в Орден Сантьяго португальских рыцарей.

В 1287 г. входившие в данное командорство португальские рыцари Святого Иакова и Меча образовали отдельный португальский Орден Сантьяго (по-португальски: «Сантиагу») во главе со своим собственным магистром. Португальские рыцари Святого Иакова носили белое орденское облачение, как и рыцари «головного» Ордена Сантьяго, однако нижний конец красного лилиевидного креста на их плащах, кафтанах, щитах и штандартах со временем претерпел изменение, заканчиваясь не клинком меча, а таким же цветком геральдической лилии, как и три других конца креста. Впрочем, это произошло далеко не сразу и, видимо, не повсеместно. Вол всяком случае, имели место «рецидивы» старой формы орденского креста-эспады, как, например, на помещенном нами ниже справа портрете знаменитого вице-короля Индии дома Аффонсу ди Албукреки — кавалейру португальского Ордена Сантиагу и главного архитектора Португальской империи, первой европейской колониальной империи Нового времени, сумевшего, путём создания по берегам Индийского океана укреплённых пунктов с постоянным португальским гарнизоном — Гоа в Мндии (1510) и Малакки на Малайском полуострове, на территории современной Малайзии (1511), перехватить у мавров-арабов и вообще у мусульман контроль над основными путями евроазиатской морской торговли. Впрочем, довольно об этом…

Арагонское руководство рыцарей Святого Иакова не было согласно с отделением португальского командорства и подало папе римскому жалобу на португальских «раскольников». В результате римский «апостольский престол» признал португальский Орден Сантиагу (Ordem de Sao Tiago) в качестве легитимного только через 30 лет, в 1317 г.

К середине XIII столетия Орден Святого Иакова и Меча снискал себе широкую известность и громкую славу во всем Средиземноморье, от Португалии до Анатолии (Малой Азии). Орден Сантьяго неоднократно посылал отряды своих «братьев-рыцарей» и «братьев-сервиентов» («фрейлес сархентес») на помощь императору Латинской империи Бодуэну (Балдуину)I Константинопольскому, воевавшему с болгарами, половцами и византийскими греками. Однако следует заметить, что, поскольку Орден Святого Иакова и Меча в описываемое время не был особо многочисленным, эти вспомогательные контингенты не смогли оказать Балдуину действенной помощи, и в 1205 г. латинский император потерпел сокрушительное поражение от болгарского царя Калояна (Иоанницы, или Иоанна Влаха), поддержанного половцами, в битве под Адрианополем (Одрином), был пленен болгарами в плен и скончался в плену при невыясненных обстоятельствах. По одной из версии, Балдуину отсекли руки и ноги и бросили умирать в овраг, где он был съеден заживо (или, во всяком случае, обглодан до костей) дикими зверями. По другой версии, злополучный владыка Латинской империи умер от истощения или болезни, в башне болгарской столицы Тырново (прозванной в честь него «Балдуиновой башней»). Но это так, к слову…

К описываемому времени к кандидатам на вступление в Орден Сантьяго в качестве «братьев-рыцарей» стало предъявляться обязательное требование предоставить доказательство благородного происхождения (к которому впоследствии добавилось требование предоставить доказательство отсутствия в жилах кандидата «нечистой» мавританской или иудейской крови).

Одной из особенностей Устава Ордена Святого Иакова и Меча было требование прохождения кандидатом на вступление в Орден испытания в форме трехлетней морской службы на военных кораблях Ордена Сантьяго, отражавших (подобно иоаннитам-госпитальерам и рыцарям Ордена Святого Антония)) набеги мусульманских (верварийских, то есть, по преимуществу, алжирских и тунисских) пиратов (корсаров) на побережье Испании и Португалии. Это требование непременной военно-морской службы роднило Устав Ордена Святого Иакова и Меча с уставом госпитальеров-иоаннитов (особенно в родосский и мальтийский периоды истории Ордена Святого Иоанна Иерусалимского). Следует вообще заметить, что рыцари Ордена Сантьяго испытывали большие симпатии к иоаннитам, что выразилось, в частности, в активной военной поддержке, оказанной рыцарями Святого Иакова и Меча иоаннитам при осаде резиденции последних на острове Мальта турками-османами.

В XIV в. Орден Сантьяго мог (без учета сил своих португальских командорств) вывести в поле около 230 «фрейлес» (орденских «братьев»), а в XVI в. — 400 «фрейлес» и 1000 «копий» от всех своих 84 командорств.

В начале войны Кастилии и Арагона с Гренадским эмиратом (султанатом) Насиридов в 1479 г. военно-монашеские Ордены Сантьяго, Калатравы и Алькантары выставили в поддержку королевскому войску, войскам грандов Испании (вышей знати, ведущей свое происхождение от испанских вестготов) и ополчениям испанских городов  4700 конных и 3400 пеших воинов.

Для сравнения: через 10 лет, в 1489 г., высшая знать Кастилии и Арагона выставила 7462 конных и 5795 пеших воинов; испанские города — 1900 конных и 12800 пеших ополченцев.

В период наивысшего расцвета Ордена Святого Иакова и Меча его многочисленные земельные владения охватывали всю Испанию. В результате у Ордена стали возникать все более тесные связи с королевским двором и, соответственно, стал все больше возрастать интерес короля к деятельности Ордена меченосцев Святого Иакова. Так, в 1254 г. король получил право голоса при избрании должностных лиц Ордена Сантьяго, а начиная с 1275 г. на пост Магистра неизменно избирался кандидат, предложенный королем.

Согласно орденским хроникам, первый Великий Магистр меченосцев Святого Иакова дон Педро Фернандес, вместе с несколькими «братьями-рыцарями», на некоторое время отплыл в Святую Землю, чтобы основать там филиал Ордена Сантьяго. Существуют сведения, что князь Боэмунд Антиохийский, в награду за службу, подарил Магистру Сантьяго несколько крепостей и замков в Святой Земле, отбитых у сарацин (так крестоносцы называли мусульман), однако при этом поставил перед Великим Магистром Сантьяго условия, которые Фернандес не счел возможным принять. Переговоры с Боэмундом ни к чему ни привели, так что Магистр Сантьяго был вынужден вернуться в Испанию со своими людьми.

Во время похода короля Альфонсо VIII Кастильского в Андалузию, близ Кордовы произошло вооруженное столкновение рыцарей Ордена Сантьяго с рыцарями Ордена Калатравы, вследствие утверждения последних, что Орден Сантьяго захватил их владения. По результатам конфликта был подписан договор, согласно которому Орден Сантьяго уступил Ордену Калатравы город Алькобеллу, расположенный между Сан Эстебан Ормас и Осмой, а также город Окану, и выплатил 100 мараведи(ев) золотом, в доказательство своей доброй воли. Впоследствии Орден Сантьяго заключил с другими духовно-рыцарскими Орденами, действовавшими на Иберийском полуострове — Орденом бедных соратников Христа и Храма Соломонова (тамплиеров) и Орденом Святого Иоанна Иерусалимского (госпитальеров) — договоры о взаимопомощи.

Многие Великие Магистры Ордена Сантьяго вписали немало славных страниц в историю испанской Реконкисты. О других этого не скажешь. Судите сами…

8-й Великий Магистр, дон Гонсало Перес Мартель, погиб, неудачно упав с лошади во время военного похода.

9-й по счету  Магистр меченосцев Святого Иакова, дон Мартин Пелаес Барраган, был убит маврами в сражении.

13-й, дон Родриго Иньигес, сложил с себя звание Магистра по собственной воле.

15-й Магистр, дон Гонсало Руис Хирон, погиб в бою с маврами в 1275 г. В сражении с мусульманами он был, вместе с тремя «братьями» своего Ордена, отрезан от своих целой сотней мавританских наездников. Отвергнув их предложение сдаться в плен, Магистр испанских меченосцев геройски пал в кровопролитной рукопашной схватке.

23-й Великий Магистр Ордена Сантьяго, дон Васко Лопес в 1338 г. был обвинен в измене и чеканке фальшивой монеты; он бежал из штаб-квартиры Ордена Сантьяго в Окане в Португалию, прихватив с собой орденскую казну.

25-й Великий Магистр меченосцев Святого Иакова, дон Фадрике (Фредерик) Трастамарский, сводный брат короля Кастилии дона Педро Жестокого, был также обвинен в измене, но при попытке арестовать его в городе Севилье схватился за меч и был изрешечен болтами, выпущенными в него королевскими арбалетчиками.

31-й Магистр, дон Педро Муньис де Годой, пал смертью храбрых в войне кастильцев с португальцами (хотя по уставу членам Ордена запрещалось поднимать меч на христиан).

В 1342 г. король настоял на избрании Великим Магистром Ордена Сантьяго…своего бастарда (незаконнорожденного сына), которому было в то время всего семь лет от роду. Королевское предложение вызвало резкую отповедь не только со стороны членов Ордена Святого Иакова и Меча, но и со стороны руководства других иберийских духовно-рыцарских Орденов — в частности, Великого Магистра Ордена Алькантары (которого король в итоге объявил бунтовщиком, осадил в главном орденском замке, пленил и повелел обезглавить). Еще один «мятежник» — Великий Магистр Ордена Калатравы — был вскоре после казни Магистра Ордена Алькантары (Святого Юлия, или Святого Юлиана) убит по приказу короля Кастилии Педро Жестокого по обвинению в заговоре, направленном против королевского фаворита.

Успешный ход испанской Реконкисты постоянно поддерживал в иберийских рыцарях боевой дух крестоносцев, не давая ему угасать. Так, в 1431 г. Коннетабль (Маршал) Ордена Сантьяго фрай Альваро де Луна (избранный в 1445 г. 35-м по счету Великим Магистром рыцарей Святого Иакова и Меча) одержал блестящую победу над маврами в битве при Игере. Впрочем, Великий Магистр де Луна, фаворит короля Кастилии Хуана II, пал жертвой дворцовых интриг и был казнен в 1453 г. в ходе репрессий, последовавших вслед за дворцовым переворотом. Инфант дон Энрике, наследник королевского престола Кастилии, испытывал к фавориту лютую ненависть и потому добивался у короля казни дона Альваро. Слабохарактерный король посоветовал де Луне удалиться из Бургоса. Дон Альваро не согласился и начал борьбу с наследником, в которой проиграл. Король приказал взять фаворита под стражу, и несмотря на то, что дон Альваро сдался под гарантии сохранения своей жизни, его предали суду. Де Луна был приговорен к смерти за попытку узурпации королевской власти и торжественно казнен в 1453 г. на главной площади Вальядолида.

Орден Сантъяго, вопреки собственному уставу, активно участвовал в феодальных распрях XIV и XV вв. на территории Иберийского полуострова, однако его «братья» по-прежнему отличались своей доблестью в войне с мусульманами.

В 1485 г. должность Великого Магистра рыцарей Святого Иакова и Меча была фактически закреплена за королем. В 1493 г. Орден Сантьяго был папской буллой, теперь уже официально, подчинен королевской власти, а его владения, в связи с окончательным освобождением Иберийского полуострова от мусульман, присоединены к владениям короны.

Всего годом раньше, после капитуляции последнего мавританского правителя на Иберийском полуострове — гренадского султана Боабдила (Мухаммеда Абу Адааллаха) перед объединенной армией Кастилии и Арагона 2 января 1492 г., королева Кастилии Изабелла и ее супруг Фернандо, король Арагона, 5 января того же года совершили, в сопровождении Великих Магистров военно-монашеских Орденов, торжественный въезд в покоренную Гранаду. На самой высокой башне гренадской цитадели Альгамбры, вместе с огромным серебряным Крестом — символом торжествующего Христианства и главным знаменем объединенной испанской армии, и королевским штандартом, украшенным союзным гербом Фердинанда и Изабеллы (два стилизованных ярма — Yugos, и два пучка перевязанных веревкой стрел, Flechas; начальные буквы этих слов намекали на имена царственных супругов — Ysabel, Изабелла, и Fernando, Фердинанд; в ХХ в. эти средневековые символы стали эмблемой Испанской Фаланги), было поднято и овеянное славой в бесчисленных сражениях с неверными знамя Ордена Сантьяго, из уважения к неоценимому вкладу, внесенному рыцарями Святого Иакова и Меча в успех Реконкисты. Когда побежденный султан Боабдил передавал победителям ключи от капитулировавшего города, королевский глашатай восклицал: «Сантьяго! Сантьяго! Сантьяго! Кастилия! Кастилия! Кастилия! Слава величайшим и могущественнейшим владыкам дону Фернандо и донье Изабелле, пленившим город Гранаду и силой оружия освободившим целое королевство от неверных мавров!» Любопытно, что если верить испанским хронистам, небесный покровитель Ордена Сантьяго упоминался на первом месте, перед Кастилией, а Арагон не упоминался вовсе…

Рыцарем Ордена Сантьяго был, между прочим, португалец на испанской службе дон Фернан Магеллан (см. его портрет выше слева), возглавивший флотилию, впервые в истории совершившую кругосветное плавание (хотя сам Магеллан и не дожил до его завершения, будучи убит в стычке с филиппинскими туземцами). Флаг и паруса всех пяти кораблей его флотилии были украшены крестом Сантьяго.

В 1582 г. Орден Святого Иакова и Меча был окончательно преобразован из военно-монашеского братства в светский династический военный Орден.

В период Гражданской войны 1936-1939 гг. в Испании символику Ордена Сантьяго (в частности, его красный лилиевидный крест-меч «эспаду» и образ  Святого апостола Иакова в виде конника-«мавробойца») активно использовали в своей геральдике, мблематике, фалеристике и вексиллологии отряды монархической карлистской милиции Рекете, известной, по своему головному убору, как «красные береты».

Здесь конец и Господу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЕ

/1/ Миллер В.Ф. Исторические песни русского народа XVI-XVII веков. Петроград, 1915 г., с. 469.


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.