На эту тему много написано, как в древние первохристианские времена свв.отцами, так и в последующие исторические времена разными исследователями священного Писания. Но то рассуждение, которое мы хотим предложить читателям, излагаем впервые.

В 19 веке в Глинской пустыни подвизался один старец по имени схиархимандрит Илиодор. Родился он в 1795 году в Киевской губернии и в монашестве прожил 65 лет. В его жизнеописании мы находим, что за его высокую духовную и святую жизнь Бог открывал ему многие тайны духовного мира и исторические судьбы мира.

Вот что ему было однажды открыто о последних временах. «Быв еще в сане иеродиакона с именем Иоанникий, в молодых летах он настолько преуспел в очищении своего сердца, что ему были открываемы знаменательные сновидения. Одно таковое сновидение, предвещавшее будущее, с предшествием чувственного явления кого-то невидимого, говорящего в чувственный слух, передаем здесь в той самой простоте и подлинной чистоте, в какой слышали из уст старца Илиодора. Быть может, грядущие поколения, увидя в нем предсказания событий, которые должны совершиться в нашем Отечестве России (как уже некоторые совершились). И, быть может, это относится к судьбам всего мира. Это случилось в конце царствования Императора Александра Первого, скончавшегося 19 ноября 1825 года. Рассказ старца в последовательности таков:

«Однажды поздно вечером, – говорил он, — я сидел в своей келье один, читая Послания св. апостола Павла. Я остановился на второй главе Второго Послания к солунянам, где св. апостол, утверждая солунских христиан, советовал им, говоря:

Ст.2 Не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.

Ст.3 Да не обольстит вас никто никак, ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели.

Ст.4 Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или Святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

Ст.5 Не помните ли, что я, находясь у вас, говорил вам это?

Ст.6 И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.

Ст.7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.

Ст.8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус Христос убиет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего.

Ст.9 Того, которого пришествие по действу сатаны будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными.

Ст.10 И со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не принимали любви истины для своего спасения. И т.д.

На этих страшных известиях св.апостола я остановился и погрузился в размышление: рассуждая о явлении в мир человека греха, сына погибели, которого само явление по действу сатаны, и этот ужасный человек сядет во храме Божием и будет выдавать себя за Бога, т.е. требовать себе Божеских почестей. Какой будет это ужасный человек и какое будет то страшное время для живущих на земле верующих. При этом, естественно, пришло желание не видеть того ужаса, а посему в уме установилась основная мысль обращения к Господу в таких словах: «Господи! Не дай мне видеть то страшное время!»

В этот момент я почувствовал: кто-то сзади меня положил мне свою руку на плечо и сказал: «Ты сам увидишь отчасти». Почувствовав осязание плеча и услышав говорящий голос, я моментально осмотрелся вокруг себя, но никого не оказалось, и дверь кельи была заперта на крючок. Осмотрелся я еще, чтобы увериться, но никого нет. Я удивился и стал рассуждать, что бы это значило. И кто есть невидимый говорящий, отвечающий на мои слова?

Неужели я увижу то страшное время? И как скоро оно будет? Долго я рассуждал и размышлял в недоумении и страхе, переходя от одного рассуждения к другому; наконец, возложившись на волю Божию, я совершил свои вечерние молитвы, прилег отдохнуть и, только как бы забывшись тонким сном, я увидел такое сновидение» (Жизнеописание Глинского подвижника старца архимандрита Илиодора. С.215-217).

О видениях, которые были ему показаны во сне, мы не будем говорить, так как они не относятся непосредственно к нашей теме. Нас же интересует три момента из рассказа, первый: «В этот момент я почувствовал: кто-то сзади меня положил мне свою руку на плечо и сказал: «Ты сам увидишь отчасти». И два из Послания апостола Павла: «Да не обольстит вас никто никак, ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление…» и «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор,пока не будет взят от среды удерживающий теперь».

Итак, начнем рассматривать первый вопрос. В Послании апостола Павла к солунянам говорится, что прежде того, как воцарится антихрист в мире, должно последовать сильное отступление от веры в Бога. Тайна беззакония началась с апостольских времен и потихоньку совершала свое дело. Но перед воцарением антихриста должно начаться какое-то особое и сильное отступление от Бога, без которого богоотступник не может воцариться. Когда старец Илиодор размышлял об этом, чтобы не дожить ему до этого страшного времени, в этот момент ему и было от Бога таинственное извещение, что он «сам увидит его отчасти». А это значит, что в его время это отступление уже началось. Для подтверждения, что это именно так, мы обратимся к известному профессору А.Д.Беляеву (ск. в 1919 году) и его капитальному труду «О безбожии и антихристе». За этот труд ему Ученый Совет Московской Духовной Академии и Святейший Синод Русской Православной Церкви присвоил (удостоил) степень доктора богословия.

Свой богословский труд А.Беляев начинает именно с богоотступничества и богоборчества, которое началось с половины 18 века в Западной Европе. Это богоотступничество началось в протестантской церкви, когда она перестала быть спасающей Церковью и люди перестали чувствовать Бога внутренне, она стала безблагодатной. С этого момента все и началось. Не будем много распространяться, а сразу перейдем к делу. Борьба с Богом и против его Церкви началась в трех направлениях: 1. Против Христа, как Божественной Личности, а следовательно и Его Церкви. 2. В философском направлении. 3. В научном направлении, то есть мир не Богом сотворен, а имеет самобытное бытие.

Нужно иметь в виду, что начало этой борьбы было не случайно и не по стечении каких-то исторических обстоятельств, но осознанно и целенаправленно. В ней приняли участие сознательные богоборцы, масоны и евреи, чтобы уничтожить христианство, как Богооткровенную религию.

Итак, первый удар был нанесен против Христа, как Божественной Личности и Его Церкви. На Западе организовалась так называемая, мифологическая школа. В своих мифологических сочинениях мифологи отрицали сверхъестественный характер христианской религии. Христианство, с этой точки зрения, является простым продолжением язычества, и все его содержание без остатка может быть сведено к заимствованиям из языческой мифологии. Не только личность Христа низводится на степень легендарной, мифической личности, но и само христианство объявляется результатом массового мифотворческого процесса.

Кто писал эти лжеучения и для какой цели, свидетельствуют следующие факты. В книге «Практическое руководство для священнослужителей» (П.Нечаев. С.Петербург 1893 г.) помещено следующее свидетельство: «Преступнее всего, если вольнодумство проповедуется ради низменных, корыстных (разрушающих христианство) целей. Утверждают, что французский писатель Александр Дюма, на основании посмертных бумаг известного богохульника Ренана, с документальною точностью доказал, что этот несчастный вольнодумец писал свои антирелигиозные сочинения по подкупу со стороны неблагонамеренных людей и, между прочим, за свою пресловутую «Жизнь Иисуса» получил миллион франков» (Церковный вестник. 1892 г. №24, с.750).

Метод мифологов представляет яркий пример того, что в логике называется «порочный круг» в доказательстве. Мифологи исходят — как из своего последнего основания — из положений, которые им еще нужно доказать, но которые они принимают уже за доказанные и несомненные. Они заранее объявляют всю — не только новозаветную, но и вообще библейскую письменность — сборником мифов и легенд, и у свидетельств этой письменности, касательно событий евангельской и библейской истории, отнимают всякое историческое значение. При таком отношении к источникам библейской истории факты последней можно, конечно, объяснить самым разнообразным способом и сближать их с чем угодно. Но справедливо ли такое отношение? Доказан ли научно легендарный характер библейских источников? Во всяком случае, взгляд на Евангелие, как на сборник мифов, требует еще обоснования. Если не признавать за действительные факты те события, о которых повествует евангельская история, то сближение этих фактов с мифами вавилонскими, египетскими и др. будет лишено смысла и цели.

В 1910 году два немецких автора, пользуясь методом мифологической школы, выпустили две сатирических статьи с «доказательствами», что Лютер (Вурм. Жизнь Лютера. 1839) и Бисмарк никогда не существовали (Зорина. Мифологическая теория. 1911. С.340-341). Нельзя не согласиться с покойным академиком А.Тураевым, что подобный способ отыскания «доказательств» может производить лишь «психологическое впечатление» (Тураев А. История древнего Востока. 1913 г. Т.1. с. 51).

О различиях между христианством и язычеством:

Историки религий дают такую классификацию религий: религии первого рода – натуралистические,супранатуралистические; другого рода — этические т.е. Богооткровенные. К последним относят религию древнееврейскую и христианскую, к первым — все остальные. (Боголюбов А.М. прот. Философия религии. Ч.1.т.1. Киев 1915. С.138)

Язычество — есть обоготворение природы, ее сил и явлений, бытия конечного и ограниченного. Божеством языческих религий были силы и стихии космического порядка. Человек является полным рабом природы. Натуралистический характер язычества ясно отмечает св. апостол Павел, говоря, что язычники «заменили истину Божию ложью и поклонились и служили твари вместо Творца» (Рим. 1,25). Даже в лице лучших своих представителей, языческий мир не мог преодолеть натурализм.

Но есть ли что-либо здесь общее с христианством?

Образ Христа Спасителя чужд всякого натуралистического элемента. Ни в одном из новозаветных писаний не говорится, что Христос – природная жизненная сила мира. Христиане, на всем протяжении христианской истории, всегда строго отличали Бога и Мессию от природы и ее явлений. Образ Христа никогда не вовлекается в жизнь природы, Ему совершенно чужды всякие натуралистические черты. Во Христе всякая связь с натурализмом порывается. Это отмечается в качестве отличительного признака христианства даже теми учеными, которые видят в нем лишь своеобразную синкретическую религию.

Снова мы должны со всею решительностью заявить, что христианство – совершеннейшая духовная религия, ничего общего по существу своему не имеющая с натурализмом языческих религий. «Во Христе, — по справедливому замечанию Шеллинга, — умерло все язычество, вся космическая религия» (Куно-Фишр. История нов. Философии. Т.7. Шеллинг, 46).

Если допустить происхождение христианства из язычества, то нетерпимость христианского сознания ко всему языческому станет совершенно непонятной. Если христианство было продолжением язычества, если оно поглощало языческие религии, то как могло быть в то же время нетерпимым к язычеству? Как оно могло быть одновременно и нетерпимым и всепоглощающим? (Обязанность хранить себя чистым от всякого соприкосновения с языческим политеизмом, — говорит Гарнак, — считалось самой главной обязанностью христианина, высшей всех остальных обязанностей).

И сам языческий мир отчетливо чувствовал все своеобразие христианства. «Проповедь христианских апостолов внедрялась в сознание язычника, как инородное тело, как ниспровержение всех его религиозно-нравственных принципов» (Попов И.В. Элементы греко-римской культуры в истории древнего христианства. 1909 г. с. 56)Языческие писатели говорят о христианах не иначе, как с величайшим презрением и откровенной ненавистью. Так, по мнению Тацита, христианство есть «чудовищное суеверие», которое языческий историк ставит в ряду «гнусностей и бесстыдств», которые «отовсюду стекаются в Рим». «Ненависть к имени христиан, — говорит Тертуллиан, — у большей части людей так слепа, что они даже и хваля христианина, вменяют ему в преступление имя его».

О значении Божественной Личности Основателя христианства:

Глубоко верно еще в начале XIX столетия, заметил Шеллинг: устранять факт исторического бытия Христа есть «историческое безумие, ибо этот факт создал всю историю христианства» (Булгаков. Тихие думы. С.186-187). Еще можно было бы отрицать историческое существование Будды, Зороастра, даже Магомета, так как их религии своим содержанием прямо не утверждаются на их личностях и могут совершенно обходиться без них, ничего не теряя в своей сущности. Но в христианстве каждая сторона, каждая веточка, каждый лист, и весь ствол этого необъятного дерева прямо и очевидно вырастают из Личности Христа, только Ею питаются и держатся. Христос также неотделим от христианства, как солнце от его лучей, тепла и света, как дерево неотделимо от корня. В христианстве всё через Христа «начало быть, что начало быть», и «что без Него ничтоже бысть, еже бысть». И в Божественной Личности Христа, в Вифлееме родившегося, при Понтии Пилате распятого на Голгофе и тридневно со славою воскресшего, — единственное объяснение возникновения христианства.

Об отступлении от Бога, как признаке последних времён, пишет проф. Беляев:

«Первоисточником практического безбожия служит философское безбожие. Как в прошлом (т.е. 18 веке), так и в настоящем столетии сначала возникло теоретическое, так сказать, книжное безбожие, а затем оно порождало и распространяло безбожие практическое, жизненное. Философское безбожие – фундамент, практическо-жизненное – воздвигаемое на нем здание… Но как скучны должны быть наслаждения, суетны заботы и ничтожны идеалы человека который «уверен», что через несколько лет, или несколько десятков лет от него ничего не останется, кроме вонючего праха! Возникает тягостный вопрос, какая в таком случае цель бытия всего человечества? И стоит ли заботиться об его благосостоянии на земле? Если для человека — с его идеалами, высшими запросами и надеждами — всё кончится со смертью, то он гораздо несчастнее и жальче животного, потому что последнее, по крайней мере, не имеет знаний о вечной жизни и не имеет недостижимых идеалов, наслаждается невозмутимо этой земной жизнью, и не тревожит себя ожиданием неизбежного конца. Да, философия неверия настолько безотрадна, что она не может не вести человека к разочарованию, отчаянию, и которое действительно осуществляется в наши дни так часто в самоубийствах. По статистике в Европе кончают жизнь самоубийством 50.000 в год… От того-то безбожники так часто прибегают к расчету с жизнью, кончают жизнь самоубийством даже при маловажных неудачах. При бесцельности их жизни самоубийство является лучшим выходом, если уязвлено их самолюбие, или замарана честь, или оказываются недостижимыми честолюбивые замыслы и корыстолюбивые планы, или пустота и тоска гложут сердце, или неизлечимая болезнь, нищета и несчастия делают жизнь безотрадной, невыносимой… Пустота и бесцельность жизни – вот что чаще всего понуждает безбожников кончать жизнь самоубийством, иногда во цвете лет и сил и без достаточной внешней причины».

Итак, западный человек через своих проповедников атеизма-материализма окончательно умер для Бога и Его веры, эта духовная смерть продолжается и по настоящее время. Несколько слов о России. Россия в первый раз, также еще не разобравшись, легко впитала смертоносный яд атеизма-материализма от Западной Европы. Но тут же почувствовала отрыжку, т.е. последствия этого яда (миллионы погибших людей как следствие). Дело в том, что в России еще была старая православная закваска, и она стала давать свои всходы, брожение. Россия стала потихоньку оправляться от угара безбожия и снова обращаться к вере в Бога.

Далее, на основании священного Писания и учения святых отцов и учителей Церкви, мы можем положительно и с твердой уверенностью утверждать, что действительно некогда настанет эпоха распространения безбожия по всей земле.

Для более широкого и глубокого разъяснения этого страшного времени мы отсылаем читателя к труду А.Д.Беляева «О безбожии и антихристе». Об этом времени он пишет так: «Поэтому мы решительно склоняемся к мнению, что апостол Павел отступлением назвал религиозное отступление, т.е. отпадение всяких народов от религии вообще и от веры в Бога. Но, так как религия весьма тесно связана с нравственностью, служа основанием последней, то религиозное отступление будет сопровождаться и нравственным упадком. В свою очередь, нравственное растление будет усиливать религиозное отпадение. Поэтому отступление, о котором говорит Апостол Павел, будет религиозно-нравственным, будет и отпадением от веры и упадком нравственности» (А.Д.Беляев. О безбожии и антихристе. 1898 г. Ч.2. с.977-978).

«Вместе с тем тогда же умножатся беззакония, охладеет любовь и усилится человеконенавистничество; а с другой стороны, люди будут погружены в чувственные удовольствия. Люди будут более сластолюбивы, нежели боголюбивы, благочестие если и будет, то больше только наружное и лицимерное. Совместно с упадком нравственности и истинного благочестия широко распространится практический материализм. Люди будут преданы легкомысленной, изнеженной, чувственной, развращенной и животной жизни, станут людьми плотскими, будут погружены в интересы исключительно земной жизни; духовная жизнь будет им не понятна; к религии, к святости, к Богу, к небу и вечной жизни они будут равнодушны и не станут думать о них.

Безнравственность, лжеверие, равнодушие ко всему святому и божественному, практический материализм и атеизм, будут самой благоприятной почвой для развития и распространения теоретического безбожия, а оно, в свою очередь, даст сильную поддержку и прочную опору безнравственности, нечестию, практическому атеизму и практическому материализму, оправдывая их научными доказательствами, противодействуя обличителям пороков и провозвестникам грядущих бедствий, усыпляя тревогу не совсем беспечных людей. Апостол Петр прямо говорит, что «в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (II, 3,3.4). В этих словах указываются люди совершенно неверующие и притом высказывающие свое неверие нагло, дерзко, и усиливающиеся подтвердить его ссылками на исторический опыт и наблюдения над жизнью, доказать научным образом.

Безбожие есть вершина религиозно-нравственного отступления, есть отступление самое важное и зловредное, отступление по преимуществу. И этого рода отступление — и притом в небывалых никогда размерах — распространится в человеческом роде в последние времена вместе с другими видами отступления.

И прежде проявлялись все виды отступления, а в иные эпохи и значительно усиливались, но никогда отступление не достигало такой силы и распространенности, как это будет в последние времена. Что тогдашнее отступление будет необычайным по силе и широте распространения и вообще необыкновенным, это можно думать потому, что именно оно будет служить подготовлением для явления антихриста и предвестником его пришествия. Явление антихриста, непобедимая сила его власти, чрезвычайные успехи его злотворной деятельности и обольщения людей, — всё это может быть только потому, что явление и царствование его будут подготовлены предварительным отступлением, гораздо более сильным и широким, чем отступления, бывшие в прежние времена. В особенности, можно думать, перед пришествием антихриста будут широко распространены самые ужасные из всех видов отступлений – атеизм и материализм, как практический, так и теоретический» (А.Д.Беляев. О безбожии и антихристе. 1898 г. Ч.2. с.978-981).

В каждом народе есть много недугов, за которые подвергать людей каре невозможно, бесполезно, а иногда и вредно. Таковыми являются: равнодушие к вере в Бога, холодность к Церкви, суеверия, лжеверие, безбожие, нечестие, распутство, роскошь, мотовство, кутежи, пьянство, немилосердие к бедным, эксплуатация богатыми и сильными бедных, леность, праздность и т.п. Можно предпринимать разные средства для ослабления этих недугов, бороться с ними, но в том-то и дело, кто с ними будет бороться? Если в народе осталось еще много людей, которые сами не заражены этими недугами, ясно сознают опасность распространения их и имеют достаточно мужества и твердой воли для борьбы с ними, то оздоровление народа еще возможно. Если же эти недуги широко распространились во всех слоях общества, тогда ни законы, как бы они ни были хороши, ни немногие самоотверженные борцы против этих недугов не исцелят народа и могут только отсрочить окончательный упадок его и гибель, политическую и национальную. Кроме того, не следует забывать, что испорченный народ не может иметь хороших законов, а если он и имеет их, то они остаются мертвою буквою.

«Поэтому мы думаем, что как бы ни было велико политическое могущество государства и народа, как бы ни было сильно и твердо правительство его, как бы ни были совершенны его законы, как бы ни было сильно его войско и превосходны его гражданские учреждения, как бы ни было велико его материальное благосостояние и даже умственное развитие, — все это, однако, составляет огромную и прочную силу только дотоле, пока в народе силен дух религиозности и нравственности. А сами по себе эти высокие преимущества государства и народа не могут еще быть надежным оплотом против физического вырождения, политического упадка, потери государственной и национальной независимости и гибели народа.

Никакое самое совершенное государственное устройство не может воспрепятствовать осуществлению того, что Апостол Павел назвал отступлением, а потому и не может быть признано главною задерживающею пришествие антихриста силою.

Если держащий есть Иисус Христос, то под удерживающим весьма прилично разуметь Духа Святого». (А.Д.Беляев. О безбожии и антихристе. 1898 г. Ч.2. с.996-1000, 1001)

Итак, в чем же состоит главная причина, по которой современное человечество с такой огромной скоростью духовно-нравственно разлагается, и с еще большей скоростью несется к своей конечной погибели?

Когда строят дом, то обязательно полагают в основание фундамент, иначе дом долго устоять не сможет, он разрушится. И чем крепче фундамент, тем дольше будет стоять дом. Под фундаментом мы подразумеваем веру в Бога, а под строением – государство и населяющий его народ, общественный строй, семью.

Самый испытанный и жизнью и историей путь к возрождению человека – это путь к Богу. Нужно возвращаться в Церковь. Если этого не произойдет, то нам осталось грешить на этой земле уже совсем недолго.

Именно этого и бояться враги Божии на Западе и в Америке. Они видят, что в России началось возрождение (хоть и не значительное) веры и Православия, поэтому они с каким-то озлобленным остервенением ополчились со всех сторон на Россию и нашего Президента. Но нужно не забывать, что внешние враги не так страшны, как враги внутренние — «и враги человеку домашние его». Эти домашние враги всегда были намного опаснее внешних.

А какое у Западной Европы и Америки отношение к Православной Церкви? Они официально объявили Церковь врагом № 1. Они хорошо понимают, что Церковь это соль, а если эта соль потеряет силу, т.е. не станет окормлять, просвещать русский народ, он окончательно погибнет от духовно- нравственного разложения. Ну а им это как раз и нужно.

Закончим очень актуальными словами песнопения всем русским святым: «Русь святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение».

Телеведущий и атеист В.Познер пригласил в студию на свою программу известного врача-уролога, члена-корреспондента РАН, профессора, заведующего кафедрой урологии МГМСУ, заслуженного врача РФ, Заслуженного деятеля науки РФ Дмитрия Юрьевича Пушкаря. В конце передачи В.Познер задал ему последний вопрос: «Какой самый большой грех в Вашей жизни?» На что получил ответ: «Самый большой грех – это перейти в загробный мир — не познав Бога».

Архимандрит Иоанн (Захарченко)


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

preloader