О МОСКОВСКОМ ПРОИЗНОШЕНИИ. Есть один вопрос, в ответ на который любой человек скажет: -Да!

 

 

 

 

 

 

Автор: дефектолог/логопед для взрослых
Юлия Николаевна Харашкевич

 

Есть один вопрос, в ответ на который любой человек (пусть ему будет 3 года или 83; пусть это будет мужчина или женщина; пусть это будет русский, француз или таитянин; пусть это будет строитель, водитель,  пожарный, президент)  скажет:  «Да!»

Я потом и вам задам этот вопрос.

Но, чтобы ответить на мой вопрос, вы должны знать — что такое красивая речь? Проще — из чего она  состоит?

1) Бесспорно, на первом месте — чистая дикция. И это я говорю вовсе не потому, что я — логопед.

К примеру, если то, что я здесь пишу, говорить запинаясь и бормоча — то я сразу получу ответ: «Мы тебя послушаем как-нибудь потом».

2) Красивый голос. Правильные интонации. Мелодика речи.

3) Риторически правильно выстроенная речь. (В частности, правильно построенные фразы). Богатый лексикон (словарный запас).

4) И конечно, литературное произношение и отсутствие говора.

Немного обсудим одну из составляющих красивой речи — говор, вернее, его отсутствие.

Эта проблема волнует людей, приезжающих в Москву и имеющих намерение остаться в Москве надолго или навсегда.

Говорок, пусть и не слишком заметный, режет ухо, звучит провинциально.

Для некоторых профессий и должностей — это жирный минус.

Прошу обратить внимание! Ни в коей мере никто и не думает унизить или пренебрежительно отнестись к разным областям нашей великой страны. И к  речевым особенностям, присутствующим во многих районах (краях). Где-то говорят убыстрённо, где-то упирают на «О», где-то вместо «Щ»  говорят «ЩЧ» и так далее. Это – мы! Мы разные, и это прекрасно!

Тем не менее, лингвистика и её знаменитые представители, начиная с М.В. Ломоносова, продолжая В.И. Далем,  С.И. Ожеговым,  В.В. Виноградовым,  Д.Н. Ушаковым и многими другими учёными, считает эталоном русского современного литературного произношения – московское произношение. Так называемый, московский говор. Поэтому – без обид.

Московское произношение  лежит в основе русского литературного произношения.

Одним словом, хотите иметь речь без говора, говорите по-московски.

Это обосновано не только тем, что  Москва — столичный город, многие века являющийся духовным, культурным, политическим, экономическим центром России.

Для любителей прогулок по столице с интересными рассказами:
https://experience.tripster.ru/guide/304341/

Но ещё обосновано и тем, что, по утверждению великого русского учёного-энциклопедиста М.В.Ломоносова,  московский говор — один из красивейших по звучанию.

Он вобрал в себя всё звуковое богатство русского языка.

И ещё — московское произношение легко и удобно слушать и понимать.

Московское умеренное  «а» — уже не первое столетие лежит в основе русского литературного произношения. Как логопед, скажу –«а»  не выделяется, просто слова произносятся открыто, не зажато, ясно.

Моя семья живёт в Москве с 1880-годов. Прадедушка и прабабушка переселились  в столицу из Черниговской губернии, село Фастовцы. Прадед служил в армии до 40 лет (казак), демобилизовавшись, женился на 16-летней моей будущей прабабушке и отбыл в Москву.  И в Москве у них родились пятеро деток. Простая семья обычных людей.

Своих бабушек я помню. И помню, что они, родившись и прожив всю жизнь в Москве – став полноправными москвичками – иногда говорили слова с украинским акцентом (прадед с прабабкой из Чернигова). Это было редко, но – бывало.

А мама моя, закончив  МГУ, став юристом, считала небезосновательно, что речь – оружие юриста. И, имея прекрасное образование, следила за своей речью и и совершенствовала её. Мамина сестра, моя тётя, став художественным редактором крупного  столичного  издательства, говорила идеально.

 То есть – второе поколение москвичей уже говорит чисто по-московски.

Поэтому, чтобы заговорить по-московски, необходимо достаточно долго прожить в Москве, иметь неплохое образование и следить за своей речью.

Тогда у человека развивается фонематический (речевой) слух. И он начинает себя правильно слышать. Не только себя, но и окружающих людей.  И уже чувствует  (речевой слух – это чувство речи, его центры находятся в коре головного мозга), как надо правильно сказать. То есть – знает, как сказать по-московски, а как – нет.

Иногда о москвичах говорят:  москвичи подчёркивают «А».  Нет!  Человек, упрекающий москвичей в усилении «А» — неправильно чувствует, слышит.  Его речевой слух настроен на ЕГО  говор.  Наоборот, москвич об этом человеке скажет:  он  слишком СЖИМАЕТ ГЛАСНЫЕ.

Я хотела сказать, что избавление от говора  и приобретение литературного произношения (каковым и является – московское произношение) –  очень и очень! непростой и длительный процесс.

Как создавались нормы произношения? В процессе общения между людьми.

Из необходимости быть понятым большинством русских, населяющих пространства нашей Родины.

Отбор речевых средств  происходил в течение веков. Писатели, учёные, учителя, ораторы, поэты — были  теми мастерами, которые отбирали из богатой кладовой народного языка всё лучшее.

Обрабатывали и закрепляли в своих произведениях, выступлениях, учёных исследованиях, лекциях.

Так литературный язык становился достоянием народа. Сердцевиной народного языка.

Соблюдение норм литературного произношения — это один из основных признаков культуры речи и  необходимость для того человека, который любит и уважает родной язык.

Литературное произношение подвержено некоторым изменениям, что свойственно всем живым языкам.  Поэтому современные нормы литературного произношения отличаются в отдельных случаях от старых норм.

Но основные правила окончательно утвердились и не требуют пересмотра.

А сейчас я, наконец, задам Вам вопрос, о котором говорила в начале статьи: «Хотите говорить красиво?»

Ответ принят!


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

preloader