Еврей? Израильтянин? Иудей? Галилеянин? Вольфганг Акунов.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

Кем был Иисус Христос (в своей земной жизни) «по национальности»? Для большинства современных русских (да и не только русских) людей ответ на этот простой, на первый взгляд, вопрос, кажется столь же, на первый взгляд, простым. В Евангелиях приведено Его подробное родословие, согласно которому происхождение Иисуса восходит напрямик к царю объединенного Израиля (Исраэль) пророку-псалмопевцу Давиду, от которого и должен, как это было предсказано ветхозаветными пророками, произойти Мессия — Машиах, Мешиех, Мошиах, то есть «Помазанник (Божий)», в значении «Царь» (перевод слова «Мессия на греческий — «Христос»).

Отсюда обычный русский человек делает, казалось бы, сам собой напрашивающийся вывод, что, раз Иисус происходил от Давида, царя Израиля (а Израиль, как написано во всех сегодняшних учебниках и справочниках — «еврейское государство»), то Он был «евреем». Иные (не вдаваясь особо в вопросы Единосущности, Троичности, Нераздельности, Неслиянности и в другие тонкости Христианского Учения о взаимоотношениях между Ипостасями Божественной Троицы) полагают, что Отцом Иисуса был Сам Господь Бог, то есть, выражаясь языком профанов, по Отцу Он «был Лицом без определенной национальности», но по Матери все равно был «евреем».

Между тем, при ближайшем рассмотрении ответ на этот, казалось бы, простой вопрос, оказывается не таким простым, как представляется порой на первый взгляд, даже если сравнить соответствующие русские этнонимы с английскими (все-таки английский считается наиболее употребительным в современном мире языком межнационального общения, как говаривали в советские времена). Английские слова Hebrew (хибрю, гебрай, эбрай, еврей, ибри, иври, хибри; в древнеегипетском Пророчестве Ипувера, или Ипусера — хевер, и т.д.) и Jew (джю, иудей, иегуди, иехуди, йехуди, иде, юде и т.д.) переводятся на русский язык одинаково: «еврей», «иудей» (как если бы они были синонимами, чем они в действительности отнюдь не являются). В английском языке словом Jews (джюз, иудеи=евреи) обозначаются потомки одного из двенадцати сыновей ветхозаветного патриарха Иакова (Яакова, он же — Израиль, Исраэль), носившего имя Иуда (Иегуда, Йехуда). Судя по Священному Писанию, признаваемому как современными иудеями=евреями и караимами, так и последователями учения Иисуса Христа — христианами, исторические евреи (Hebrews, хибрюз, ибрим, ибримы, иврим, ивримы — скорее всего, данный этноним идентичен аперу, хаперу, хабиру, хабири, упоминаемым в переписке древнеегипетских фараонов с подвластными им князьками Ханаана, т.е. Сирии и Финикии, жалующимися на набеги этих кочевых «заречных» племен, нападающих на них «из-за реки», т.е. из-за Евфрата), потомки патриарха Авраама (Абраама) — первого (если не считать Евера, упоминаемого только вскользь среди потомков праотца Адама) ветхозаветного персонажа, прямо названного в Священном Писании (устами жителей Ханаана — той Земли Обетованной, куда Авраам переселился из Харрана=Арам-Нахараин, ибо Бог обетовал, т.е. обещал отдать ему и его потомкам во владение землю Ханаанскую) «евреем» (иври) — никогда не называли себя «иудеями» (Jews, джюз, йехудим, иегудим), ни во дни ветхозаветных патриархов, ни во время пребывания в Египте (Египетского пленения), ни впоследствии, после исхода из Египта под предводительством пророка Моисея (Моше, Мосе), ни при завоевании Земли Обетованной (Ханаана, Кенаана или Канаана; называть эту землю «Палестиной» до прихода в нее одного из индоевропейских «морских народов», или «народов моря», а именно — филистимлян=пеластов=пеласгов=плиштим — исторически некорректно, ибо именно по поселившимся в ней филистимлянам греки стали называть Обетованную Землю Филистеей, римляне — Палестиной, а арабы — Филастян, или Филястын) под предводительством пророка Иисуса Навина (Иешуа бен Нуна, Иегошуи, Иегошиягу).

После покорения Ханаана (египтяне называли эту землю Па-Хурру, Па-Гурру или Па-Сурру — вероятно, данное название этимологически связано с жившими там племенами хурритов-гурритов, и с позднейшим названием Сирии) расселившиеся там двенадцать племен («колен») потомков Иакова-Израиля стали именовать эту завоеванную ими территорию «Эрец Исраэль» («Земля Израиля», «Земля Израилева»), или, сокращенно: «Га-Арец» («Земля»). Впервые земли двенадцати колен объединил в Израильское царство Саул (Савл, Шауль) из колена Вениаминова (Беньямин), погибший в войне с язычниками-филистимлянами. Потомков царя Саула сменил у власти отпрыск колена Иудина царь и пророк Давид. Собственно говоря, его звали Елкана, Эльханан, «Давид» — прозвище, означающее «Возлюбленный», «Любимец (Бога)». Именно царь Давид, завоевав город языческого племени иевуссеев Иерусалим (Иерушалаим), сделал его столицей объединенного Израильского царства, которое вскоре после смерти сына Давида — царя Соломона (Шломо, Шеломо), построившего в Иерусалиме задуманный еще его отцом Давидом «Дом Божий» — Храм Единого Всевышнего Бога (Бога Израилева) — распалось на два царства, а именно:  Южное (Иудейское, Иуду, Иудею, Иегуду, Йехуду) со столицей в Иерусалиме, и Северное (Израильское, Исраэль) со столицей в Самарии (Шамроне). Северное царство сохранило за собой название «Израиль», поскольку в него вошли территории большинства (десяти) колен-племен Израилевых, в то время как Южное царство охватывало лишь территории двух колен Израилевых — Иудина и Вениаминова. Поскольку колено Вениаминово стало к тому времени крайне малочисленным, его название никак не отразилось в названии Южного царства, вошедшего в историю, как Иудейское.

После завоевания Северного царства царем Ассирии (Ашшура, Ассура или Субарту) Саргоном (Шаруккином) II в 722 г. до Р.Х., разрушившим Самарию, угнавшим в плен десять колен Израилевых и поселившим на их месте народности из разных частей Ассирийской (Субарейской) державы, Южное (Иудейское) царство сохранило на некоторое время свою самостоятельность. Поскольку угнанные ассирийцами в плен десять колен Израилевых растворились в многочисленном населении Ассирийской державы, иных израильтян, кроме жителей Иудейского царства, не осталось. Так слова «иудей» («иегуди», «йехуди») и «израильтянин» («исраэли») постепенно стали синонимами, хотя Иудея (Иуда, иудеи) изначально всегда была только частью Израиля, как целого, отнюдь не равнозначной этому целому.

После завоевания Иерусалима халдейским (нововавилонским) царем Навуходоносором (Небукаднецаром) и начала так называемого семидесятилетнего «Вавилонского пленения колен Иудина и Вениаминова», Южное царство (Иудея, Иуда, Иегуда, Йехуда) было разрушено (в 597-586 гг. до Р.Х.) и его политическое влияние приостановилось. Однако в Вавилонию была угнана халдеями только наиболее знатная и влиятельная часть населения Иудейского царства. Оставшиеся в Эрец Исраэль на положении подданных вавилонских царей менее знатная и богатая часть населения продолжала именовать себя иудеями, иегудим, йехудим, Jews.

Британский исследователь Дуглас Рид (Douglas Reed) в своей известной книге «Спор о Сионе» («The Controversy of Zion») использует этнонимы Israelites (израилиты, т.е. израильтяне) и tribe of Judah (племя Иуды, племя Иудино, племя Иудейское, племя иудеев, иудеи), проводя между ними четкое различие.

Во времена земной жизни Иисуса различие между иудеями (от этого этнонима происходит считающиеся в настоящее время в русском языке «неполиткорректными», но широко употребительные в русской литературе с древнейших времен до ХХ века слова «Жиды», «Жидове», «Жидова», сохраняющие, тем не менее, по сей день «все права гражданства» в других славянских языках — например, польском, чешском, словацком и т.д.), галилеянами и самарянами (cамаритянами, шамроним) было весьма ощутимым. Галилеяне исповедовали иудейскую религию, но предками их (как и предками самарян) были ассирийцы (субарейцы, ассирияне), халдеи, персы и другие племена, переселённые ассирийским царём Саргоном II на территорию Галилеи (Галиль, Гелиль) после завоевания Северного (Израильского) царства. Они признавали Бога Израилева (Бога Израиля), но во многом придерживались обычаев своих не израильских (и, уж тем более, не иудейских), хотя, возможно, «еврейских» (в указанном выше изначальном значении — «заречных», «заевфратских») предков. В расовом отношении галилеяне больше походили на самарян (таких же переселенцев из Ассирии, как и они сами, но поселенных завоевателями на других территориях бывшего Израильского царства), чем на иудеев, в религиозном – более на иудеев, чем на самарян. Отношения между этими тремя народами были довольно напряженными, если не враждебными. Иудеи называли обитателей Самарии и Галилеи язычниками, или иноземцами (гоями, гоим).

Неприязнь между народами, казалось бы, одной веры в Единого Всевышнего Бога, доходила до такой степени, что когда самаряне и галилеяне вознамерились принять участие в восстановлении иудеями, возвратившимися из Вавилонского пленения, с разрешения завладевшего Вавилонией очередного завоевателя — персидского царя Кира (Куруша), разрушенного семьдесят лет тому назад вавилонянами Иерусалимского Храма Бога Израилева, их предложение было с негодованием отвергнуто иудеями.

Самаряне (крайне немногочисленные в наше время, но когда-то весьма многочисленные) были (и остаются по сей день) сходны с ассирийцами (также крайне немногочисленными в наше время) в большей степени, чем любая иная этническая группа, населяющая Палестину. Их предки, как и предки галилеян, были поселены в Земле Израильской ассирийскими завоевателями, и лишь впоследствии покорены царями восстановленного в эпоху эллинизма Иудейского царства из династии Хасмонеев (Хашмонаим), или Маккавеев (Маккаби), поэтому и отношение иудеев (де-факто оставшихся «единственными израильтянами» в Земле Обетованной, или, во всяком случае, считавших себя таковыми) к ним было довольно враждебным. Галилеяне же были удалены от иудеев еще больше, чем самаряне (как в чисто территориально-географическом, так и в других отношениях).

Иудеи не поддерживали тесных контактов с самарянами. Галилеян они также презирали, поскольку те не следовали священным иудейским традициям, как то: омовение рук перед едой, посты, строгое соблюдение субботы. Галилейский Пророк Иисус чаще всего получал упрёки от иудеев, строго придерживавшихся всех этих обычаев.

В среде Иудеев ходила поговорка: «Нет пророка из Галилеи».

Если мы внимательно прочтём Евангелия, то обнаружим, что Иисуса в основном знали как Галилеянина и, соответственно, чаще всего именовали Галилеянином. Только однажды Он был принят за иудея, да и то самарянкой. «Царём Иудейским» Он был назван только в издевательской надписи на Голгофском кресте, да и то по настоянию римского наместника Иудеи Понтия Пилата, против чего сами иудеи решительно возражали и крайне негодовали, настойчиво требуя, чтобы Пилат приказал изменить надпись, указав на ней, что Иисус только «называл себя Царем Иудейским» (в чем, однако, не преуспели). Очевидно, их оскорбляла сама мысль о том, что чужак, иноплеменник, инородец, выходец из «Галилеи языческой», может, благодаря надписи на кресте, войти в память собравшихся посмотреть на распятие людей, в большинстве своем — иудеев, как действительный «Царь Иудейский». Все апостолы Иисуса были родом из Галилеи. Единственным исключением был Иуда, родом из иудейского городка Кириафа, который и предал своего Учителя.

Большинство первых христиан, уверовавших в Иисуса при Его земной жизни, были также галилеянами. Не случайно этнические иудеи называли и Иисуса, и Его учеников именно галилеянами. Желая оскорбить, иудеи даже уничижительно называли Его «самарянином» (Ин. 8:48), что с одной стороны, указывает на желание оскорбить Иисуса, с другой, на большее сходство галилеянин с самарянами (ведь и те, и другие, были потомками ассирийских переселенцев в Эрец Исраэль), чем с иудеями: «На это Иудеи отвечали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в тебе?»

Иисус большую проповедовал главным образом в Галилее и Сирии. Он совершал странствие и в Иудею, но был враждебно встречен местными религиозными деятелями. «После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его» (Ин. 7:1).

Только после Пятидесятницы, когда апостолы исполнились Духа Святого и заговорили на иных языках, учение Иисуса стало набирать силу непосредственно в Иудее. Но даже тогда во главе движения стояли выходцы из Галилеи. Последователи Иисуса в Антиохии, столице Сирии, называли себя галилеянами или назарянами (назареями, ноцрим) вплоть до 50 года по Р.Х., когда они приняли название «помазанников», то есть – «христиан».

Различие между жителями Галилеи и Иудеи не исчезло по сей день. В одном из современных описаний израильского (фактически — иудейского) города Хайфы написано, что в тексте Талмуда есть следующая характеристика: «галилеянин любит честь, а иудей (в данном случае — житель Иудеи — В.А.) — деньги».

Процитируем такого знатока вопроса, как Дуглас Рид («Спор о Сионе»): «Кем был Он? Пред нами ещё один парадокс в истории Сиона: христианские богословы неустанно подчеркивают, что «Иисус был евреем (иудеем — в оригинале книги Рида — Jew, а не Hebrew — В.А.)», в то время как раввины это начисто отрицают».

Иисус никогда не говорил своим последователям о необходимости обрезания. Он не проповедовал святость традиционных иудейских церемоний, не обсуждая ни кошерность пищи, ни многие другие предписания или запреты, обязательные для евреев=иудеев.

Здесь конец и Господу нашему слава!


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.