Если кто явно согрешал и не каялся, и нисколько не пострадал в наказание
даже до исхода своего, да ведай, что такового немилостив постигнет суд.
(Преп. Марк Подвижник).
Бог на блаженство создал твари и утешается ими. Как же скорби?
Скорби, страдания, беды – путь к блаженству.
(Еп. Феофан Затворник).
Не должны мы поддаваться унынию, ропоту за болезни свои и за скорби, ибо установлен Богом закон более твердый, чем небо и земля, закон, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. А мы в настоящее время пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно только безропотным терпением скорбей, с верою в Бога и надеждою на Его милосердие. Другими путями теперь не умеет спасаться никто. Остался для нашего времени только один единственный путь: терпение скорбей. Преп. Исаак Сирин пишет: «Паче всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Богом скорби за Него и ради Него». А всякая скорбь, которую мы принимаем без ропота, с мыслью, что «достойное по делам нашим приемлем», при таком отношении к ней вменяется в скорбь ради Господа, крест наш личный преобразуется в Крест Христов, и мы через него спасемся. «Аще со Христом спостраждем, то с Ним и спрославимся», — говорит апостол Павел. В минуты скорби и уныния полезно помнить совет преп. Исаака Сирина: «Содержи всегда в памяти тягчайшие скорби и озлобленных (например, в тюрьмах, ссылках и т.д.), чтобы самому тебе воздать должное благодарение за малые и ничего не значащие скорби, какие у себя находишь, и быть в состоянии переносить их с радостью». В скорбях, переносимых с радостью, с благодарностью к Господу, спасающему нас через страдания, скрыта радость духовная, радость восхождения духовного от силы в силу.
Диавол наводит человеку скорбь, дабы он впал в уныние или роптал, но если сего не последует, то искуситель отходит посрамлен. Все священное и святоотеческое Писание говорит нам о необходимости скорбей, и все Богоносные отцы убеждают нас в том по реченному: если хочешь быть сообщником Христовой славы, то должен быть и сообщником Его страданий.
Бог не попускает нам искушение выше силы нашей. В хрустальный и стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бъет; так немощным легкое, а крепким тягчайшее попускается искушение. (Свт. Тихон Задонский).
«Грех, обладающий всем существом моим, — пишет Епископ Игнатий, — не перестает говорить мне: «Сниди со Креста». Увы! Схожу с него, думая обрести правду вне креста, и впадаю в душевное бедствие: волны смущения поглощают меня. Я, сошедши со креста, обретаюсь без Христа. Как помочь бедствию? Молюсь Христу, чтобы возвел меня опять на крест. Как сам поступаю, так советую поступать и братиям моим».
Нет иного пути в Царствие Божие, как путь узкий, крестный, поэтому и вы должны не унывать при болезни и слабости, а паче радоваться духом, утешаться мысленно, что Господь стал к вам ближе теперь, а в будущем и совсем сделает Своими детьми, если до конца останетесь Ему верными, без ропота понесете все скорбное, что Он найдет нужным послать вам. Надо чаще призывать имя Божие, становиться перед лице Божие и просить терпения, когда станет слишком тяжело. Как змеи ядовитой нужно остерегаться ропота. Неблагоразумный разбойник ропотом и бранью не только усилил свои муки, но и погиб навеки, а благоразумный сознанием, что достойное по делам приемлет, а страдания облегчил, и Царствие Божие наследовал.
Скорби, наводимые на нас, очень разнообразны. Одни их них истекают от человеков, оклеветывающих, злоречащих, ласкательствующих, вводящих в заблуждение, обольщающих, оправдывающих, обижающих, ненавидящих, притесняющих, биющих, подвергающих гонению – словом, делающих то зло, которое человеки могут делать человекам. Другие скорби возникают от собственного тела, когда оно бесчинствует, противоборствует духу, ищет неги, впадает в различные недуги и болезни, подвергается падениям, ушибам и прочим разнообразным последствиям немощи своей. Опять иные скорби приходят извне; таковы угрызения псов, ядовитых или плотоядных зверей, также заразительные поветрия, голод, землетрясения, наводнения, морозы, зной, старость, убожество, заточение и т.д. Наносятся скорби злыми духами, с которыми мы находимся в войне, по словам апостола, они наблюдают за нашими словами и делами, а по ним заключают о помыслах, которые, естественно, должны быть подобны словам и делам. Справедливо умозаключение демонов! (Преп. Марк Подвижник).
Наша единственная обязанность веровать правде Божией и знать, что все постигающее нас скорбное против воли нашей, постигает или по любви, или за греховность, что по этой причине мы обязаны переносить искушения с терпением, не отражая их противодействием им, чтобы не приложить этим нового греха к грехам нашим. Прежде всего прошу Вас, братие, быть очень внимательными к сказанному, чтоб и мы, подвергшись искушению за слова наши, не подверглись ему бесплодно. (Преп. Марк Подвижник).
Бог на блаженство создал твари и утешается ими. Как же скорби? Скорби, страдания, беды – путь к блаженству. Утешается Господь и скорбящими, потому что они идут прямо к блаженству. Блаженство через скорби и страдания – таков закон. Бог и благоволит, и помогает страждущим, не избавиться, а претерпевать. Избавление от страдания есть исключение из общего закона. (Епископ Феофан Затворник).
Все ли благодарны Богу и за все ли благодарят? Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: «зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть». Бог дал тебе бытие для того, чтобы ты вечно блаженствовал. Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того. Говоришь: «Да у меня все горести, бедность, болезни, напасти». Что ж, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства, потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и позаботься сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненною надеждою вечных утешений, и благодарность не будет умолкать в устах твоих. (Епископ Феофан Затворник).
Наказание само по себе не излечивает человека от его греховности; человек может очень сильно страдать, но если эти страдания, посланные ему на испытание, будут возбуждать в нем злость и ожесточение, если он не будет смиряться и переносить их терпеливо, с покорностью, благодаря Бога за посланное единственное верное средство, могущее довести его до блаженной обители, а будет возбуждать в себе гнев, раздражение, ненависть ко всякому окружающему, произнося слова отчаяния, а может быть даже и проклятия, на причины, вызвавшие эти страдания, то только будет усиливать свою греховность, прибавляя к старым, не искупленным этими страданиями грехам один из самых ужасных грехов – противление Его святой воле.
Нести крест, т.е. скорби, не есть участь одних только христиан, их несет и христианин и нехристианин, но только разность между ними та, что одному они служат врачевством и средством к наследию Царства Небесного, а другому они делаются наказанием, карой и казнью. Для одних кресты время от времени становятся легче, сладостнее и наконец превращаются в венцы вечной славы, а для других становятся тяжелее и горестнее, пока они перейдут туда, где будут страдать вечно и безотрадно.
В 1840 г. скончалась одна девица, и ее не хоронили до прибытия духовника. Наконец, только на 8-й день после ее кончины, приехал ее духовник и, приготовившись к служению, хотел похоронить ее на другой день, по кончине ее уже 9-й день. Во время отпевания лежавшая в гробе очнулась, и когда ее стали спрашивать, что с ней было, она отвечала, что действительно умерла и видела исполненные неизреченной красоты и радости райские селения. Потом видела страшные места мучения и здесь в числе мучимых видела свою мать и сестру. Потом слышала голос: «Я посылал им скорби в земной жизни их для спасения их, если бы они все перенесли с терпением, смирением и благодарением, то за претерпение кратковременной тесноты и нужды сподобились бы вечной отрады в виденных тобою блаженных селениях. Но, ропотом своим они все испортили». (Преп. Амвросий Оптинский).
Пишешь, что имеешь отрады от скорбей, но самые скорби да будут тебе отрадою. Много можно найти свидетельств от св. Писаний и от отеческих учений, что скорби нам нужны, а милость Божия есть, когда они посещают, а что мы их не сладко приемлем, сие зависит от нашего малодушия и маловерия. Все святые находили в кресте покой. (Старец Макарий Оптинский).
Не только скорби внешние должны быть, но и внутренние, от духов злобы, попущением Божиим.
Когда мы достигнем Страшного Суда, тогда радость неизглаголанная все скорби поглотит, скорбей будто мы никогда не видали. Конечно, тогда потужат те, кои здесь бегали от скорбей, которые там венчают скорбевших, и всякая слеза, всякая душевная рана там воссияет паче дорогого алмаза. Радость всеобщая будет так велика, что мы только глядя на ближних будем утешаться и веселиться, так хороши будут там все, страдавшие здесь. А тебе все не хочется поскорбеть, все бы ей здесь-то повеселей.
Ты в горести души своей желаешь иногда умереть. Умереть легко, недолго, но готов ли ты к смерти? Ведь за смертию следует суд всей твоей жизни (Евр. 9, 27). Ты не готов к смерти, и, если бы она пришла к тебе, ты затрепетал бы всем телом. Не трать же слов по-пустому, не говори: «Лучше бы мне умереть», а говори чаще: «Как бы мне приготовиться к смерти по христиански: верою, добрыми делами и великодушным перенесением случающихся со мною бед и скорбей, и встретить смерть без страха и мирно, непостыдно, не как грозный закон природы, но как отеческий зов Бессмертного Отца Небесного в страну вечности».
Заведи себе поминание, запиши туда всех ненавидящих и обидящих тебя (живых и мертвых) и ежедневно поминай их.
Помните, что ропот и малодушие тоже крест, крест хотя тоже голгофский, но крест отверженного разбойника.
Если какой по временам от соседей шум и крик, то терпите Господа ради, говоря: «Это по грехам моим попускает Господь».
Одно из свойств смирения – бесчестия принимать с удовольствием.
Страшно долго оставаться без скорбей. Стоячая вода обращается в болото, а бури и ветры освежают ее и возбуждают ее производительность.
Когда отец оставляет сына без наказания и попускает ему по своей воле жить, то видно, что он отринул его от себя; так когда и Бог оставляет человека без наказания, то это есть знак отвержения его от Божией милости; и не иное что такому последует, как терпеть на себе вечный гнев Божий. (Свт. Тихон Задонский).
Кто, согрешая, не наказывается здесь, тот самый несчастный человек (Свт. Иоанн Златоуст).
Ох, ох, ох! Теперь настают времена люты: род человеческий приходит в изнеможение, столпы крепко колеблются, подвижники ослабевают в своих силах и тем только и спасаются, что их гонят и причиняют им скорби.
Нужно переносить бедствия не в надежде на будущие блага, а для Самого Бога.
Что не умеешь терпеть скорбей и болезней, укори себя, но не отчаивайся.
Если потерпишь скорби с благодарением, то будешь у Господа возлюбленною. А если и не стерпишь, и поропщешь, но покаешься, все-таки будешь Его возлюбленною.
Мы все ищем отрадного пути, а убегаем тесного, прискорбного: как нам не благодарить Господа, когда Он невольными скорбями или болезнями соделывает наше спасение… Ты знаешь из отеческих писаний, что терпение невольных болезней превышает делание подвижническое.
Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями.
Знай, что не всегда за грехи попускаются несчастья, скорби и огорчения. Иногда человеколюбивый Бог, любя раба Своего, нарочно погружает его в страдания, как золотую руду в огонь, чтобы испытать его, яко злато в горниле. «Искушает Господь вас, — говорил Моисей Израилю, — еже уведети, аще любите Господа Бога вашего всем сердцем вашим и всею душею вашею». (Свт. Димитрий Ростовский).
Терпи мужественно в этой временной жизни всякие посылаемые от Бога скорби, чтобы вечно радоваться в будущем веке, ибо кто не терпит здесь скорбного, тот не получит там радостного. (Свт. Димитрий Ростовский).
Возведи умные очи в Небесные селения и осмотри там всех жителей, — ни одного не найдешь, кто бы не пришел туда путем терпения. (Свт. Тихон Задонский)
Бог не увеселяется никакою добродетелью столько, как когда кто впадает в какую-либо скорбь и терпеливо переносит ее до конца с благодарением.
Все святые жизнь проводили в скорбях и печалях, в страдании, терпении и гонении, ты ли один хочешь остаться без всякого страдания и печали. Или ты один только хочешь быть из числа избранных Божиих, не желая ничего потерпеть. Да не будет сего. (Свт. Димитрий Ростовский).
Подвиг терпения скорбей, обид и поношений выше всяких вериг и власяниц (Схимонах Зосима).
Кто не доволен своею судьбою, ропщет на болезнь или на того, кто обидел, тот пусть знает, что он находится в гордом духе, который отнял у него благодарность Богу, но если и так, то не унывай, а старайся крепко уповать на Господа, и проси у Него смиренного духа, и когда придет к тебе смиренный Дух Божий, то ты возлюбишь Его, и будешь в покое, хотя и будут скорби. (Прп. Силуан Афонский).
Скорби следует переносить в тайне, как всякий подвиг. Тогда мы не лишимся наград на небе. Только с духовным отцом можно говорить о скорбях, прося его совета и молитв, чтобы терпеливо понести всякое искушение.
Мы очень оскорбляем волю Господню, когда от горестей, постигающих нас, впадаем в уныние, ропот, отчаяние, печаль, окамененное бесчувствие. Эти страсти – преддверие геенны огненной. Ни в каком случае и ни при каких обстоятельствах не унывайте. Уныние – это плач, который убивает энергию, необходимую для получения в сердце Духа. Унылый теряет молитву и умирает для подвига.
Сильные скорби всегда признак особой благодати Божией, только надо терпеть.
Спасение не в том состоит только, чтобы не делать зла, но и в том, чтобы самим мужественно терпеть зло. (Свт. Иоанн Златоуст)
Если несешь крест, берегись гордой мысли, что несешь крест.
Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру.
Святитель Иоанн Златоуст поставляет скорби выше добродетелей, а болезни и еще выше скорбей, — терпение их труднее скорбей… За скорби и болезни венцы светлее даются, нежели за добродетели, а кто грешен, то ими очищаются грехи.
Не надобно отвергать обличения правильного или неправильного, но понести от ближних унижение.
Без скорбей же и себя не познаете, и не очиститесь от страстей… За какую не хватись книгу, везде учат терпеть скорби.
Когда мы боимся выговоров, страшимся поношений, не терпим оскорблений, то еще далече отстоим от добродетелей любви и смирения.
Один из иноков спросил Арсения Великого: «Почему некоторые добрые люди перед смертью подвергаются великой скорби от телесной болезни?» «Потому, — ответил старец, — что мы как бы солью осолившись здесь, отошли бы туда чистыми».
Надобно знать, что добродетель терпения обыкновенно упражняется тремя способами. Ибо мы иное терпим от Бога, иное от древнего врага, иное от ближнего. От ближнего мы терпим преследования, вред и поношения, а от злого духа – искушения, от Бога же – вразумления. Но во всех этих трех способах ум бдительно должен рассматривать себя, дабы против обид со стороны ближнего не увлечься желанием воздаяния злом за зло; дабы против вражиих искушений не приклонился к услаждению или к согласию на беззаконие, дабы против вразумлений Создателя не впасть в ропот.
Если тебя наставляют и делают выговоры, то ими дорожи, как драгоценным бисером, отрекаясь их, отрекаешься от своего спасения и отпадаешь от Бога.
Милосерд тот, кто не скорбит об отнятом у него и не рассказывает об ущербе.
Не скорби о телесных недостатках, потому что совершенно возьмет их у тебя смерть.
В скорби не желай себе смерти – это грешно.
Переносить обиды есть высшая добродетель, нежели быть праведным.
Избранным Божиим суждено здесь вытерпеть ад и испить чашу горестей геенских, чтобы вечно блаженствовать: «Не поживешь здесь в аду, не будешь и в раю». (Старец Иоанн).
Страждущие, болящие, скорбящие с покорностью пред Богом, благодарящие, переносящие свое скорбное житие – то же, что мученики, для которых уготованы такие блага и радости, с коими настоящие скорби и нуля не стоят. (Епископ Феофан Затворник)
Господь сносит всякие немощи человеческие, не терпит же человека, всегда ропщущего, и не оставляет без вразумления.
Хотя Господь и прощает грехи кающихся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: «Днесь со Мною будеши в раи», а между тем, после этих слов перебили ему голени, а каково было ему на одних руках, с перебитыми голенями, провисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное.
Автор и составитель архимандрит Иоанн (Захарченко)
Из книги «Утешение в скорби. Собрано из святых отцов и подвижников».
Избранные наставления святых отцов. Москва 1994 г.
Комментарии: