«Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: Я Христос, и многих прельстят»
(Евангелие от Матфея гл.24. ст.5).
«И сказал (Иисус): Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение; ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я. И это время близко: не ходите вслед их»
(Евангелие от Луки гл.21, ст.8).
Как понимать слова Христа Спасителя «ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я»? Святые Отцы Церкви понимали это так: после Вознесения Христа на небо в истории мира будут появляться такие люди, которые также как и Христос будут объявлять себя основателями религий, но уже ложных, потому Христос и предупредил своих последователей «не ходите вслед их». Относятся ли те еретики к этим словам Христа, по поводу которых в Церкви были собраны 7 Вселенских Соборов. Скорее что нет. Здесь были не основатели религий, а извращенцы истинного, богословского учения Православной веры. Повторимся. Христос же ясно и определенно говорит об основателях новых религий «многие придут под именем Моим, и будут говорить: Я Христос и многих прельстят». Как Христос основал совершенно новую религию, которая называется христианство, так например, Мухаммед основал новую религию, которая называется мусульманство, Будда – основатель буддизма и т.д.
В последнее время идет такая мировая тенденция, что во всех религиях молятся одному и тому же Богу, или другими словами, во всех религиях один и тот же Бог, только по разному Его исповедуют. Этот вопрос неоднократно подымался уже и в древние времена, например в Византийской империи в 12 веке. В Византийской Православной Церкви было установлено всех еретиков предавать анафеме, это происходило в первую неделю Великого поста в день Торжества Православия. В Византийском церковном Требнике был также специальный Чин для магометан принимающих Православие. Этот чин уже давно отменен во всех Церквях, чтобы не было межконфессиональной и религиозной вражды, в том числе и у нас в России. Но вернемся в Византийскую Империю.
Сделаем выписку из книги «Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от конца XI-го до половины XV-го века» профессора Московского Университета А.П.Лебедева. «Богословский спор, возникший и волновавший Византийское общество при императоре Мануиле, составляет спор о боге Магометовом. Это уже было под конец царствования Мануила. Дело было так. Императору не нравилась и казалась подозрительною следующая формула, которая находилась в греческих требниках и которую должны были произносить обращенные от магометанства к христианству: «анафема Богу Магометову, о котором Магомет говорит, что Он есть Бог олосфирос, что Он не рождает и не рожден и Ему никто не подобен». Мануил предложил уничтожить эту формулу в требниках: во 1-х потому, что анафема на Магометова Бога есть в существе дела анафема на Бога вообще (т.е. Мануил хочет сказать, что Бог один и тот же у магометан и христиан), во 2-х потому, что подобная формула могла служить соблазном для обращающихся из магометанства в христианство (и таким образом задерживать переход магометан в истинную веру).
Для рассмотрения дела император назначил собор. Собрались многие епископы, которые проживали в Константинополе и во главе их патриарх столицы Феодосий, прибыл и сам император. Мануил держал красноречивую речь в защиту своего требования. Но его красноречие на этот раз лилось понапрасну. Патриарх и епископы на этот раз не хотели соглашаться с Мануилом, не хотели даже и слышать об его предложении. Они объявили, что в принятой формуле подвергается анафеме не Бог вообще, Творец неба и земли, а измышленный бреднями Магомета бог – олосфирос, нерожденный и нерождающий; да и при том, говорили они – мы не совсем хорошо понимаем слово олосфирос (заметим, что это слово по филологическому его смыслу значит массивный, твердый, компактно весь сколоченный и по видимому указывало на вечность божества). Но Патриарх не сдавался. Он не только не соглашался с указом Мануила, но и других убеждал остерегаться его, как яда.
С особенною ревностью выступает против царских требований знаменитый Евстафий, митрополит Фессалоникийский, муж широкой учености, отличавшийся даром красноречия. Он с жаром объявил: «я счел бы себя вовсе лишившимся мозга и был бы недостоин этой архиерейской одежды, если-бы признал истинным какого-то Магометова Бога, руководителя и наставника на все гнусные дела». Необыкновенная смелость, с которой стал противиться Евстафий императору, повергла всех в ужас. Слушатели едва не оцепенели при этих словах Евстафия. Никита Хониат (византийский историк) по обыкновению порицает Мануила за этот богословский спор. Он указывает в императоре «безрассудную настойчивость», а мнение Мануила считает противоположным истине, « настоящим и самым худшим безумием».
Итак, из всего изложенного мы видим, что Византийская Православная Церковь в лице епископата не принимала, т.е. не считала «Бога Магометова» Богом, которого исповедует Православная Церковь, Творцом неба и земли, Творцом Вселенной.
С другой стороны, у нас Православных, совершенно другое Богопочитание, другая догматика, другое представление Бога, чем у мусульман, иными словами, у нас совершенно другой Бог.
Что же касается других мировых религий, то о них даже не стоит и говорить, это чистейшее язычество. К ним подходят слова Христа, которые Он сказал иудеям: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 4, 44).
И так из Православного Богословия мы знаем, что есть религии Богооткровенные, когда Сам Бог заключил союз (Завет) с человеком, и есть религии естественные (языческие), придуманные самим человеком. Может ли в религии придуманной человеком быть правильным богопочитание? Там все извращено под внушением темных демонических сил, там почитают не Бога Истинного, а диавола, хоть эта религия и именуется мировой. В религиях Богооткровенных так же прорастали человеческие мудрования, это мы видим из Евангелия в обличениях Христа иудеев. Однажды Христос спросил иудеев «Крещение пророка Иоанна Предтечи откуда было: от Бога или от человеков?» Значит Сам Христос допускал, что в ветхозаветной, хотя и Богооткровенной религии, были религиозные обряды не от Бога, а придуманные людьми. В другом месте Христос так прямо и говорит иудеям, что они отменили заповеди Божии и вместо них придумали свои предания. Именно эти извращения фарисеев и законоучителей привели к тому, что Израиль не принял Христа как Мессию, как Спасителя мира, за что и был отвергнут от Царствия Божия. «Отнимется от вас Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 22, 43).
Теперь обратимся к словам Христа, где Он предостерегал, что после Него придут в мир лжехристы и лжепророки, выдавая себя за посланников от Бога истинного. Итак, если они, по свидетельству Христа ложные, то следовательно и их учение ложное, и те боги, о которых они проповедуют, тоже ложные. Откуда же тогда у нас Бог один? Не один у нас Бог, боги у нас разные, а следовательно и молимся мы разным богам, мы истинному, они ложным.
Для более полного и глубокого раскрытия данной темы обратимся к Святому Евангелию. В Деяниях Апостольских повествуется о некоем Корнилии сотнике (он был римский военачальник):
«1. В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
- благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
- Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
- Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
- Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
- Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» (Деяния Апостолов. гл. 10, ст. 1-6).
Итак, кто же был Корнилий сотник? Конечно, он был римский гражданин, но не язычник, т.е. не поклонялся уже языческим богам и идолам, он принял иудейскую веру и исповедовал личного Бога. Он был благочестивый и боящийся Бога, творил много милостыни и всегда молился Богу. Молился же он уже истинному Богу, а не языческому, иначе он не был бы услышан Богом, и не было бы ему явления Ангела, который сказал ему призвать Симона Петра. А зачем Корнилию был нужен апостол Петр, ведь он и так благочестив, и милостыню творит обильную, и молится Богу, чего же еще? И вдруг, призови апостола Петра, который скажет тебе слова, которыми спасешься. Разве он уже не спасен?
Да, он был бы спасен, если бы к тому времени не было пришествия Христа, не было Искупительной Жертвы Сыном Божиим, не была проповедана Им новая религия – христианская. А эту новую веру (религию) проповедовали Апостолы Христовы. Вот для чего нужен был апостол Петр, потому что без этой новой веры, одними внешними добрыми делами спастись уже было нельзя. Нужно было принять Крещение во Имя Отца, Сына и Святого Духа, принять Духа Святого и веровать во Христа. Ибо «кто будет веровать и креститься, спасен будет, кто не будет веровать осужден будет». «И нет другого Имени (Кроме Христа) под небом, Которым можно спастись».
автор статьи архимандрит Иоанн (Захарченко)
Информационная служба МПР
Сайт bogopoznanie.science
Комментарии: