«…Iesu Christo, cuius nomen vicemque gestare crederis»
(…Иисусом Христом, чье имя и должность ты носишь)
Обращение к монарху в реймском
коронационном обряде (X—XI вв.)
После того как Иудея окончательно утратила самостоятельность и превратилась в Римскую провинцию, традиция помазания на Царство прекратилась. Теперь во главе еврейского народа стоял единый над многими народами римский Император.
Эпоха Нового Завета началась с пришествием двух Царств: Царства Небесного, в лице Господа нашего Иисуса Христа и Царства Земного – могущественной Римской Империи. Безусловно, что соединение этих двух институтов в единый христианский религиозно-политический институт станет главной вехой человеческой истории.
Однако, мы не станем останавливаться на традициях Римской Империи, оставив эту тему для последующей статьи, так как история Помазывания на Царство началась, как это ни странно, не с римских Императоров, а с западных королей. О причинах и традициях мы и поговорим в данной статье.
С уходом Римской Империи на Восток, западные земли оказались в руках варваров. Однако, мертвые остатки былого величия Рима и единство Церкви, постепенно влияли на сознание приезжих народов. Начали образовываться первые варварские государства, которые стремились воплотить в себе наследие римлян, главным культурным хранителем которого на Западе оставалась Церковь.
Церковные институты стали проводниками высокой культуры для тех диких племен, которые оказались на Западе Европы. И главной заслугой Церкви, кроме несения Истинной Веры, стало формирование государственности у пришлых народов.
Не вдаваясь в подробности варварского представления о власти, скажем только, что оно основывалось на понятии силы и справедливости. Однако культ силы был явно доминирующим в представлении воинственных народов. Естественно, что на такой идеологической базе государство не построишь и как говорил Наполеон, «на штыках можно прийти к власти, но сидеть на них крайне неудобно».
Поэтому Церковь предложила зарождавшим западным государствам единственно законную легитимизацию власти, через ее освящение и посвящение Богу.
Причем форма была взята не с Римской Империи, которая законно существовала на Востоке (иначе это выглядело бы как узурпация власти римских Императоров), а с Библейской Ветхозаветной традицией Помазывания на Царство.
Интересным фактом является то, что впервые помазывать на трон стали во второй половине VII века вестготских королей[1], которые исповедовали арианство (это ересь, но представители еретического течения отличались активной политической деятельностью, что, отчасти, и позволило им занять господствующее положение среди варваров).
Однако независимо от них, через сто лет, обряд помазания на Царство появляется вновь при короле франков Пипине III Коротким.
В 751 году Пипин, обсудив заранее с Римским Папой Захарием I возможность сего предприятия, и получив благословение, на высоком собрании был провозглашен королем франков, и в Суассоне был помазан епископом Бонифацием Майцким на трон.
Примечательно, что эти события происходят при действующем короле Хильдерике III, последнем представителе династии Меровингов, которого отправили смиренно доживать свой век в ранге монаха в монастырь Ситью. При постриге Меровинга особое значение было посвящено символическому постригу длинных прядей Хильдерика III, что ознаменовала потерю им его королевского достоинства – опять же, наглядная параллель с Ветхим Заветом, а именно, с обетом назореев, т.е. посвященных Богу (самый яркий пример — постриг назорея Самсона, после которого он лишился своей легендарной силы).
Для легитимности установления новой династии король Пипин III целенаправленно обратился именно к Папе Римскому, под чьим благословением и происходил сложный этап передачи королевской власти. Для того, чтобы ни у кого не возникло сомнений в правопреемстве Пипина Короткого, было решено, что окончательный акт признания нового короля будет совершен лично Папой Римским, чьей авторитет на Западе был неоспоримым. После разгрома франками лангобардов в Италии в 754 году Римский Папа Стефан II помазывает короля в 754г. При этом папа первый раз выезжает за пределы Альп к франкам для совершения обряда.
Следует обратить внимание, что Пипин III был помазан, но он не был коронован в том смысле, в котором традиционно это понимается, как венчание на Царство независимого правителя. А связано это было с тем, что обряд коронования воспринимался как прерогатива Романских Императоров, чью абсолютную власть Пипин III не собирался оспаривать. Кроме того, само Помазывание на королевство уже имело особый сакраментальный характер.
Стоит также отметить тот факт, что Пипин III был Помазан два раза. В истории мы увидим, что он не был исключением в своем роде: два раза также был помазан король Карломан и король Людовик II, три раза Карл I Великий и Карл II Лысый.
Очевидно, что повторение этого обряда было связано с тем, что первоначально сам акт Помазания на престол не воспринималось современниками как неповторимое Таинство. Хотя профессор Успенский Б.А. и связывает инаугурационное Помазание правителя с обрядом крещения. Дело в том, что в Западной Церкви таинство миропомазания стало совершаться не сразу после крещения, как принято на Востоке, хотя священник и помазывал ребенка миром, а совершалось отдельно, уже в отроческом возрасте и непременно епископом. Это называется конфирмация. Только епископ имел право совершать миропомазание. Подобное отношение к миропомазанию и могло привести к тому, что Помазание на Царство стало восприниматься как обновление таинства Крещения, непосредственно перед чином коронования. То есть, фактически, король, царь или Император становились особыми членами Церкви и общества, обновлялись и физически и духовно (как это и происходит после Святого Крещения). Таким образом, чуть позже, коронация стала уподобляться Крещению, а Помазание на царство – миропомазанию.
Когда умер Пипин III, на престол взошли его сыновья Карл I и Карломан. Но в историю войдет в значительной степени именно Карл I Великий.
Как уже было сказано выше, этот король был Помазан на престол три раза: в 754г. (вместе со своим отцом), в 768г. (после смерти отца) и в 771г. (после смерти своего брата Карломана)[2]. Налицо параллельная связь с трехкратным Помазанием праведного царя Давида[3].
Но прежде всего, Карл Великий знаменит своим дерзновением оспорить правопреемство Византии венчавшись в 800 году не как король, но как император. Примечательно, что Карл I до своей коронации пытался породниться с Императорским Домом, однако из-за интриг в Константинополе, брак так и не состоялся.
Конечно, подобный политический акт стал причиной конфликта Запада и Востока, но так, как Романская Империя была погружена в очередную религиозную смуту (иконоборчество), а власть находилась в руках хоть и святой, но все же женщины (св. Императрица Ирина (годы правления 797-802 гг.)), то франкам удалось, не без помощи Папы Римского, обосновать свое «законное» правопреемство.
После Карла I Великого, его последующих наследников Папа Римский помазывал как императоров. С этих пор франкские императоры открыто заявляли о своем легитимном праве быть наравне с Императорами Византии. Сам акт Помазания на Престол, по мысли западных богословов, давало королям Запада больше прав являться хранителями истинной веры[4] и быть единственными законными наследниками христианского Рима.
Здесь мы не будем останавливаться на идеологической почве, а лучше перейдем к самому обряду Помазания на Царство.
Весь обряд Помазания на Царство, в целом, представлял собой помазание миром только головы короля – как символ посвящение в цари и царственное священство, т.е. епископского сослужения.
Во время коронации Карла II Лысого в 869 г. епископ помазал ему голову, чело и два уха миром.
Оттону I при коронации помазали лишь правую руку и междуплечье. Причем помазывал императора епископ, а короновал – Папа Римский. Помазание междуплечья ассоциировалась с миропомазанием в крещении, которое оно предваряло.
В дальнейшем, обряд Помазания на царство не особо изменялся в своей форме. Однако, изменились отношения между Папой Римским и королями. Стремление Римского иерарха быть выше всех, привело к тому, что Римский Первосвященник отказался помазывать в дальнейшем чело королей и использовать для этого священное миро, хотя во Франции и Англии эти традиции сохранялись.
Французских королей помазывали миром из особого, священного сосуда La Sainte-Ampoule, которое, по преданию, было даровано Богом для Франции и которое, к сожалению, исчезло сразу после свержения короля во время Французской Революции.
Почему же так важно было нам возвратиться к истокам формирования обряда Помазания на Царство? Ответ кроется в мировосприятие этого события его современниками.
В наше время процесс признания лидеров государства замыкается на форме клятвы (присяге) защищать основной закон или основные права и устои граждан. При этом не делается никаких попыток со стороны общества осмыслить саму абсурдность этого явления. Ведь по сути, для многих демократических стран, клятва (присяга) – лишь сотрясание воздуха набором возвышенных фраз. Никого не волнует, насколько серьезно ее воспринимает тот, кто ее дает. В развитых демократических странах эта лицемерность компенсируется системой принуждения государства или попросту говоря насилием, которое может быть применено к руководителю государства, если он нарушит свои инаугурационные клятвы.
В тяжелые времена раннего и высокого средневековья, когда зачастую отсутствовали механизмы общественной и личной защиты, в ее роли выступали высокие церковные идеалы, а также понятия рыцарской чести, долга и доблести. Процедура Помазания короля на престол возносила на необычайную высоту всю систему власти, а также выстраивала высокие требования к носителю этой власти. Король, царь или Император – есть не просто образ и подобие Христа, каковым должны быть и все христиане, но монарх в особенной степени носит Его Образ, как Царь и даже, как священник, ибо он является верховным пастырем своего народа и тем самым является участником епископского служения. Король (царь) являясь сакраментальной фигурой, становится викарием, т.е. наместником Христа. Коронационные обряды и чин Помазывания монархов всегда подчеркивали высоту этого служения. Король обязан быть защитником вверенного ему Богом народа и хранителем чистоты Церкви. Исполнение христианских норм гармонично вписывались в саму конструкция Помазания на Царство. Так, короли прощали своих личных врагов и выпускали их из темниц. Существовала традиция раздача милостыни неимущим, а также допускались просители из самых незнатных сословий до короля, чтобы он мог выслушать их и решить проблемы обездоленных людей, о чем история сохранила немало примеров и преданий.
Максимальное подражание жизни и учению Христа – краеугольный камень королевской власти.
Критики монархической власти часто всего указывают на то, что короли или цари якобы не подсудны никому и ничему, от чего возникает легкий соблазн возврата к тиранической власти. Однако это либо сознательное лукавство, либо слепая безграмотность.
В чине средневекового Помазания на престол, всегда особо подчеркивалось личная ответственность правителя в вечной жизни за вверенный ему народ.
А так, как короли особо не болели атеизмом, то можно себе представить с каким трепетным отношением они относились к своим обязанностям.
Кроме того, не следует путать понимание царского достоинства с самим царем.
Царское призвание – высшее призвание для человека.
Но он все же остается человеком, со свойственными ему ошибками и грехами. И для того, чтобы справится с его высокими обязанностями, Церковь предоставляет ему уникальные Божественные Дары, которыми не может обладать больше никто – только помазанный Богом правитель.
Возрождение обряда Помазания на престол, было связано со сложным этапом формирования современных европейских стран. Какую роль в этом процессе сыграли монархи говорить не приходится. Именно вокруг этих сакральных образов объединялись народы и сословия, чтобы превратиться в сильные европейские нации. Достижения этих освященных личностей оставили далеко позади все существовавшие нехристианские государства, позволив Европе распространить свое господство на всю планету.
Примечательно, что закат Европы совпал с исчезновением роли королевской власти. Впрочем, история нашей страны не стала исключением.
До сих пор идут споры об уникальности феномена превосходства развития европейских стран, которую принято называть эпохой становления колониальных империй, но признаем, что все же ключевую роль в этой эпохе сыграли именно лидеры этих государств, являвшимися благословенными Помазанниками Бога, хранители христианства и Церкви Христовой.
[1] Успенский Б.А. «Царь и Император: Помазание на Царство и семантика монарших титулов». – Москва: изд-во «Языки Русской Культуры», 2000. – С.5.
[2] Успенский Б.А. «Царь и Император: Помазание на Царство и семантика монарших титулов». – Москва: изд-во «Языки Русской Культуры», 2000. – С.18.
[3] Хотя есть толкователи и единократного Помазания Давида – см.толкование блж. Феодорита Кирского.
[4] Успенский Б.А. «Царь и Император: Помазание на Царство и семантика монарших титулов». – Москва: изд-во «Языки Русской Культуры», 2000. – С.20.
Комментарии: