Автор: дефектолог/логопед для взрослых
Юлия Николаевна Харашкевич
«Помещик Грябов, большой толстый человек, сидел на песочке и удил…
Рядом с ним стояла высокая англичанка с длинным носом, похожим на крючок.
— Сижу, брат, с самого утра с этой кикиморой! От одного её носа в обморок упадёшь! — возмущённо кричал Грябов своему другу.
— С ума сошёл! Бранишься при даме! — ужасался друг.
— А она ни бельмеса по-русски не понимает! Вот почему так: живёт она ….….! (тут Грябов обзывается) в России десять лет и ни слова по-русски. — А наш-то поедет к ним и живо по-ихнему брехать научится! Нет, ты на нос, на нос её посмотри!»
Так вкратце начинается рассказ Антона Павловича Чехова «Дочь Альбиона».
Действительно, стоит задуматься над этой особенностью русского человека, которую нам дарует наш русский язык: быстро осваиваться в языковой среде других стран.
Исследователи полагают, что из-за лингвистической сложности русского языка, его изначальное знание даёт преимущество в изучении других языков. И что замечательно: эту особенность, дарованную нам родным языком, признают люди других стран.
Но не только такую способность мы получаем при изучении и хорошем знании своего родного языка. Можно с уверенностью сказать, что, если мы изучаем свой родной русский язык — мы будем лучше мыслить,острее, легче воспринимать и откликаться на любой вызов современности.
К глубокому сожалению, современность такова: ошибки, которые легкомысленно «сажают» наши уважаемые (и почитаемые) соотечественники в своей речи, количественно превосходят мыслимые пределы.
И дремучие леса, состоящие из речевых ляпов, слов-сорняков, искажённых законов, забытых правил, угрожающе и глупо шелестят по всей стране.
Внимательный исследователь русского языка и писатель Василий Ирзабеков пишет:
«Я несколько лет работал с иностранными студентами. Скажем, семья живёт в Индии (Непале, Бангладеш). Есть традиция: если в семье несколько сыновей, их посылают учиться в разные страны. В Англию, в Россию. Если человек едет в Англию, учить язык не надо (второй государственный в этих странах — английский). А студенты, изучающие русский язык, признавались мне, что, по возвращении домой, они ощущали преимущество: в умении мыслить, в приобретении новых знаний, в умении выходить из критических ситуаций. Словом, креативность у них была намного выше, чем у тех, кто никогда не учил русский язык и не знал его».
Казахский просветитель Абай Кунанбаев, классик казахской литературы, с восхищением говорил о русском языке:
«Нужно учиться русской грамоте. Духовное богатство, знание, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Русский язык откроет нам глаза на мир.
Русский язык, русская наука и культура — это ключ к мировым сокровищам. Владеющему этим ключом всё другое достанется без особых усилий».
Не пренебрегайте изучением русского языка! И тогда — тяжёлую, кованую драгоценным листовым золотом дверь к несметным богатствам Русской культуры и Русской истории, Вы откроете без труда.
Как специалист в области Русского языка, в области речи, я утверждаю:
в плане произношения русский язык очень красив! Все основные группы звуков образуются на кончике языка или с помощью передней части языка. Звуки чистые, чёткие, ясные, звучные, летящие.
Ещё я бы сказала, что звуки русского языка — искренние, правдивые. Они похожи на душу нашего народа.
Очень важно хранить красоту правильного произношения, красоту чистой дикции. Ведь любой дефект произношения — это ошибка, недостаток.
Недостаток всего: и внешности человека,
и выразительности его речи,
и уверенности в себе.
Но это ещё и удар по русскому языку: любой дефектный звук — это ущебность, болезнь русского языка. Взрослый человек сейчас может исправить своё произношение. Поверьте, чистая дикция — это наслаждение.
Чистая дикция — это выразительная красота русского языка.
Это защитная броня, в которую одеты смыслы и значения русских слов!
Вот то немногое, что я хотела сегодня сказать в защиту нашего родного языка. Надеюсь, уважаемый читатель, Вы согласитесь с моими словами.
http://logos.pp.ru/I_do/PoloKluch.htm
Комментарии: