
Из числа услужающих братьев, которые в отличие от белых одеяний «братьев-рыцарей» носили черную и коричневую одежду и такой же плащ, назначались пять низших должностных лиц ордена:
1) т.н. «подмаршал» («низший маршал»), в непосредственном подчинении у которого в военное время находились все «сервиенты»,
2) знаменосец ордена,
3) управляющий земельными владениями ордена,
4) главный кузнец ордена,
5) комтур порта Аккон.
«Подмаршал» считался помощником главного орденского маршала и обязан был обеспечивать орден оружием и держать это оружие в порядке. Знаменосец, возивший в боях «Босеан» за Великим Магистром, был в то же время начальником всех оруженосцев, которых он приводил к присяге, а по окончании срока их воинской службы увольнял.
Уставом было точно определено, сколько каждому орденскому брату полагалось одежды, постельных принадлежностей и оружия; был точно установлен порядок дня в отношении молитв, посещения храма, трапез и т.д., Столь же строго и подробно регламентировались все военные обычаи в походе, при осаде, в лагере, на поле боя, распорядок дня и работа капитула. За престарелыми, слабыми и больными братьями был установлен чрезвычайно внимательный уход.
Орденский «альмоньер» (милостынедатель), т. е. попечитель о бедных, получал ежедневно десятую часть всех хлебных запасов для раздачи нуждающимся. Существовало также специальное Уложение о наказаниях, предусматривавшее различные кары за нарушение орденских правил.
Преступления (воровство, убийство, бунт, побег, кощунство, трусость перед лицом врага, сообщение постановлений Капитула не допущенному к участию в заседаниях Капитула брату, симония и мужеложество) карались исключением из ордена, а менее тяжелые проступки (неповиновение начальникам, клевета на брата, оскорбление действием брата или другого христианина, общение с продажными женщинами, отказ брату в пище и питье) — временным лишением права на ношение орденской одежды. Изгнание из ордена Храма означало для изгоняемого лишение источника существования — ведь, вступая в орден, тамплиер вносил в него все свое имущество, которое обратно уже не возвращалось.
Кто лишался орденского плаща, был обязан трудиться вместе с рабами, есть на голой земле и не сметь прикасаться к оружию. Даже после того, как ему возвращали орденский плащ, он уже никогда не мог достичь в ордене высшей должности или давать показания против кого-нибудь из братьев.
Желавший вступить в орден тамплиеров в качестве полноправного члена («белого плаща») должен был обладать отменным здоровьем, происходить от законного брака и из рыцарского рода. Он также должен был не состоять в браке, не быть отлученным от Церкви, не быть связанным присягой с каким-либо другим духовным орденом и не добиваться приема в орден при помощи посул или подарков.
Перед торжественным приемом в орден кандидата, успешно отбывшего год предварительного искуса (послушничества, или новициата), 2 брата-рыцаря отводили его в особую комнату при орденском храме на собеседование о серьезности его намерений и обременительности тех обязанностей, которые он собирается взять на себя. Если же кандидат, вопреки всему, оставался твердым в своем решении, то, с разрешения Капитула, его вводили в храм, приводили к присяге на Святом Евангелии и с соблюдением торжественных церемоний облачали в белый орденский плащ.
Самовольно выходить из ордена было строжайше запрещено. Если выбывший из ордена храмовник снова хотел в него вернуться, он должен был в любую погоду стоять с непокрытой головой у входа в «орденский дом» и, преклоняя колена перед каждым входящим и выходящим храмовником, слезно молить о прощении.
По прошествии определенного времени милостынедатель предлагал кающемуся подкрепиться пищей и питьем и сообщал капитулу, что брат-отступник молит проявить милосердие и принять его обратно в орден. В случае согласия капитула, кающийся проситель, голый по пояс и с вервием (веревкой) вокруг шеи, являлся перед собранием капитула, на коленях и со слезами сердечного сокрушения молил о приеме и заявлял о своей готовности понести самое суровое наказание. Если он затем в течение назначенного срока приносил «достойный плод покаяния», капитул возвращал ему его прежнюю орденскую одежду.
Как уже говорилось выше, Великий Магистр тамплиеров принимал важные решения не единолично, а лишь посовещавшись с «Генеральным капитулом» ордена (в особо экстренных случаях — с Иерусалимским конвентом, т. е. общим собранием всех тамплиеров, несших службу в Иерусалиме) и только с их согласия мог объявлять войну, заключать мир, совершать покупки и продажи и т. п.
Генеральный капитул состоял из высших должностных лиц всех орденских областей и наиболее опытных рыцарей, приглашаемых на совет Великим Магистром; Капитул этот созывался лишь в особо важных случаях вследствие сопряженных с ним чрезвычайных расходов. Орденские дела, касавшиеся только отдельной провинции, обсуждались на заседании провинциального капитула под председательством соответствующего прецептора.
Поскольку орден рыцарей Христа и Храма благодаря своему воинственному характеру, привлекавшему к вступления в него многочисленных представителей знати, в наибольшей степени отвечал тогдашним представлениям об идеальном рыцарстве, раскрашенному в самые яркие краски поэтической фантазией того времени (не случайно в «Парсифале» Кретьена де Труа и Вольфрама фон Эшенбаха хранителями Святого Грааля выступают именно рыцари-храмовники — архетип Христова рыцарства, т.е., по понятиям того времени, когда только рыцарь считался воином в полном смысле слова — Христова воинства, вообще!) и пользовался благоволением государей, щедро одаривавших его землями и привилегиями, численность тамплиеров быстро возрастала.
Столь же стремительно росли богатства и владения ордена, хотя и подчиненные его главному иерусалимскому «Храму», но разбросанные по разным странам, что оказалось позднее одной из причин его слабости. Со всех сторон стекались к ордену богатые приношения в виде коней и оружия. По завещаниям ему отказывалась десятая часть крупных состояний, огромные земельные владения, процветающие хозяйства, важные привилегии. При дворах в Париже и Лондоне и во дворцах испанских королей храмовники занимали наиболее почетные должности.
К 1260 г. орден Храма насчитывал в своих рядах до 20 000 одних только «братьев-рыцарей», не говоря о священниках, слугах и воинах, и владел 9 000 командорств, бальяжей (баллеев, баливатов) и прецепторий («храмовых дворов»). Последние представляли собой укрепленные усадьбы замково-монастырского типа, пользовавшиеся правом экстерриториальности.
Проживавшие в этих замках-монастырях тамплиеры, как рыцари, так и священники, в знак своего монашеского звания носили тонзуру и по указу папы с 1162 г. подчинялись не местным епископам, а только своему орденскому духовенству. Местные епископы не были вправе требовать церковную десятину с орденских земель. По могуществу и богатству орден тамплиеров мог смело соперничать со всеми государями Христианского мира. Он обладал внушительным военным и торговым флотом, достигавшим, по мнению ряда исследователей, по стопам норманнов, даже берегов Нового Света, для которого еще не было изобретено название «Америка». Об этом, по мнению некоторых историков, свидетельствуют древние индейские легенды, типично тамплиерские кресты на щитах «белых бородатых богов», приплывших по Великому морю на «крылатых змеях» (парусных кораблях), за потомков которых индейцы приняли испанцев Кортеса (паруса кораблей которых украшали аналогичные красные храмовнические креста), изображения индейцев на некоторых орденских печатях тамплиеров и другие свидетельства (впрочем, не бесспорные). Во всяком случае, впоследствии особых успехов в открытии неведомых ранее христианам земель добились мореплаватели Португалии под эгидой и патронажем и с использованием мореходных карт ордена Христа и Храма, сохранившегося в этом иберийском королевстве под «усеченным» названием ордена Христа. Тем не менее, сделавшись повсюду государством в государстве, со своим собственным и — самое главное! — постоянным войском, собственным судом, собственными церквями, собственной полицией и собственными финансами, орден тамплиеров стал вызывать зависть и недоверие светских государей, тем более, что римские Папы, стремившиеся подчинить этих монархов своей власти, оказывали подчиняющимся только Римскому престолу воинственным рыцарям-монахам в белых плащах с красным крестом всяческое покровительство.
Римские понтифики не находили слов для выражения своей благосклонности людям, искренне готовым умереть за веру и представлявшимся им искренне преданными Папской тиаре. В ущерб многим епископам и общей массе монашества они осыпали храмовников неслыханными привилегиями и всевозможными отличиями, создавая ему и в религиозном отношении совершенно исключительное положение, но вместе с тем вызывая к нему ожесточенную вражду всех обиженных и обойденных папским вниманием, в том числе и других духовно-военных орденов. Дело усугублялось еще и тем, что знатное происхождение большинства братьев-рыцарей ордена Храма, их казавшиеся безграничными могущество, богатство и привилегии постепенно возбудили в храмовниках горделивое сознание своей избранности, чувство своего неприступного величия и ненасытную алчность. Иными словами, тамплиеры впали в страшный грех гордыни, побуждавший их к конфликтам с другими военно-монашескими орденами — например, рыцарей святого Иоанна Иерусалимского и Святого Лазаря Иерусалимского, нередко доходившим до вооруженных стычек настолько крупного масштаба, что они заметно ослабляли обороноспособность христиан Святой Земли перед лицом общего врага — все более усиливавшихся, вследствие преодоления своей прежней разобщенности, сарацин, одержимых жаждой реванша.
Среди Великих Магистров — преемников Гуго де Пайена — наиболее выдающимися и доблестными были тамплиеры:
1) Бернар де Тремелаи (пал при взятии Аскалона в 1153 г.),
2) Одо де Сент-Аман (умер в 1179 г.),
3) Гийом де Боже (при нем крепость Аккон, или Акра, последний оплот христиан в Палестине, была 18 мая 1291 г. захвачена магометанами, а сам он был смертельно ранен), и
4) Тибо де Години, под чьим руководством орден Храма Соломонова перебрался из Святой Земли на остров Кипр, под крыло титулярных королей Иерусалимских из династии Лузиньянов.
При обороне Акры от обладающих подавляющим превосходством в силах магометан тамплиеры в последний раз золотыми буквами вписали свое имя в историю крестовых походов. Весной 1291 г. мамелюкский султан Египта Халил двинулся на Акру во главе 60 000 конных и 40 000 пеших воинов. Под его знамена собралось множество мусульманских фанатиков не только из Египта, но также, по выражению тогдашних хронистов, «из пустынь Юга и Востока», жаждавших христианской крови. Под их железной поступью содрогалась земля, а воздух сотрясался от звуков кимвалов и труб сарацинского войска. Далеко был виден отблеск их щитов и копий.
Город Акра — Врата Святой Земли — был полностью окружен сарацинами 5 апреля 1291 г. На его спасение не оставалось никакой надежды. Был открыт только морской путь, в гавани Акры стояло множество большое христианских кораблей, принадлежавших, в основном, тамплиерам и госпитальерам. Оба духовно-рыцарских ордена могли отступить на остров Кипр, но не сделали этого, поклявшись до последней капли крови исполнять свой долг, защищая Акру. Не зря же воины-монахи на протяжении 170 лет предыдущих лет оберегали Святую землю от вторжений мусульман. Их кровью была щедро полита вся Палестина. Они были верны принесенным ими христианским обетам, и потому готовились со славой умереть, но не уйти с позором. Командование гарнизоном Акры принял Великий Магистр тамплиеров Гийом де Боже. В рядах гарнизона насчитывалось 1 200 рыцарей орденов тамплиеров и госпитальеров, а также отряд из 500 пеших и 200 конных воинов под командованием короля Кипра (носившего также титулы короля Иерусалима и Армении). Силы осажденных были разбиты на четыре подразделения. Каждому подразделению был отведен свой участок городской стены для обороны. Первым подразделением осажденных командовал английский рыцарь Гуго де Грандисон. Началась эвакуация мирного населения Акры на Кипр.
Осада Акры продолжалась 6 недель. Сарацины то и дело шли на приступ. У осаждавших имелся большой осадный парк, в котором одних только катапульт насчитывалось более 600. Сарацинами были построены передвижные осадные башни выше городских стен, под которые мусульмане подкапывались, как кроты. Для защиты мусульманских саперов, неустанно рывших подкопы, и осадных башен использовалась плетёные изгороди и навесы, покрытые сырами кожами, чтобы осажденные не могли их поджечь. В ходе штурма применялись все известные в то время виды осадной техники, включая метательные и стенобитные орудия. Их применение день ото дня все больше сокращало численность гарнизона, которому неоткуда было взять пополнений, в то время как каждого убитого защитниками Акры осаждающего тут же сменял новый воин, прибывший из Египта или из пустынь Аравии.
4 мая под ударами осадных орудий мамелюков обрушилась Большая башня, считавшаяся ключом к крепости. Двойная стена Акры была пробита 15 мая. Устрашившись мощи сарацинских стенобитных машин, король Кипра, Иерусалима и Армении ночью малодушно бежал в гавань, к своим кораблям, и отбыл на Кипр, забрав с собой не только собственных рыцарей и ратников, но и 3 000 воинов гарнизона. Именно на брошенном трусливым королем участке обороны сарацины нанесли наутро решающий удар, закончившийся их прорывом в центр города. Там штурмующих остановили госпитальеры и тамплиеры, сбросив сарацин со стен. На следующий день битва за Акру продолжалась. Снова и снова мамелюки пытались прорваться через брешь в стене, которую рыцари военно-монашеских орденов самоотверженно закрывали своими телами.
18 мая сарацины предприняли решающий штурм со стороны ворот Святого Антония. Начались рукопашные бои. Рыцари-монахи, во главе с Великими Магистрами, отчаянно рубились с мусульманами, шаг за шагом отступая под натиском превосходящих сил противника. Наконец триста уцелевших рыцарей и ратников укрылись в хорошо укрепленной обители ордена. Вместе с ними в орденском доме засело и несколько сотен христианских беженцев. Вместо смертельно раненого мамелюкской стрелой Гийома де Божё тамплиеры избрали своим новым Великим Магистром Тибо де Години. Пораженный мужеством тамплиеров, султан предложил им сдаться на почетных условиях. Храмовники согласились, но лишь при условии, что сарацины позволят им отплыть из Акры вместе с находившимися под их защитой беженцами и имуществом.
Султан согласился принять условия храмовников, и те впустили в орденскую обитель 300 мусульманских воинов, чтобы следить за исполнением условий капитуляции. Однако мусульмане набросились на христианских женщин и были перебиты гарнизоном орденского дома. Султан не принял объяснений тамплиеров о причинах убийства ими мусульман и возобновил штурм орденского дома. Тибо де Години с небольшим отрядом тамплиеров удалось прорваться в гавань и отплыть на Кипр. Остальные защитники тамплиерской обители, укрывшиеся в одной из башен орденского дома, сгорели заживо, но так и не сдались врагам Христовой Веры.
Но, невзирая на все подвиги рыцарей Храма, уже с начала XIII в., когда орден тамплиеров еще безупречно и в полной мере выполнял свои уставные функции по защите паломников и границ Иерусалимского королевства, не было недостатка в жалобах на высокомерие, склонность к измене, лицемерие и беспутство храмовников. Широкое распространение нашла поговорка «пить как храмовник» («bibere templariter»). Тамплиеров обвиняли в том, что они, равнодушные к общему благу, руководствовались только своими узко эгоистичными, своекорыстными интересами, стремились прежде всего удовлетворить свое властолюбие и алчность.
Действуя по старинному римскому принципу «разделяй и властвуй» («divide et impera»), храмовники нередко заключали тайный союз с одними мусульманами (часть из которых — например, представители секты измаилитов-низаритов — платила им дань) против других (а порой — и против своих противников их христианского лагеря), проявляли откровенную враждебность к римско-германскому Императору Фридриху Второму Гогенштауфену во время его крестового похода в Святую землю в 1228-29 гг., вели нескончаемые кровавые распри с иоаннитами и были постоянным объектом ненависти епископов, утративших над ними контроль, вследствие папских послаблений.
К тому же и светские государи постепенно стали все больше завидовать богатству и могуществу ордена Христа и Храма Соломонова. Последний сам подал пищу к дальнейшему росту недоверия и зависти, когда при Великом Магистре Жаке де Молэ в 1306 г. перебрался во Францию, где ему, по идее, нечего было делать. То, что Магистр храмовников приехал не самочинно, а лишь выполнял волю папы Климента Пятого, в глазах тогдашней «общественности» мало что меняло.
Перебравшись во Францию, орден Храма неосмотрительно отдался во власть короля Филиппа Четвертого Красивого, прозванного своими подданными также «Железным Королем», мечтавшего присвоить себе казну тамплиеров и вдобавок раздраженного позицией ордена Храма в его конфликте с папой Бонифацием Восьмым (орден храмовников, как «международная организация» естественно, не поддержал не французского короля, а сохранил лояльность своему сюзерену — римскому Папе, которого, в духе крестоносной идеологии, продолжал считать верховным главой всего христианского мира, «Первосвященником и Царем Царей по чину Мелхиседекову»). Но во Франции в описываемое время дули уже совсем иные ветры.
Король Филипп Красивый обвинил орден храмовников в отречении от Христа, почитании «идола Бафомета» (до сих пор никто не знает, что это такое!), осквернении Святого Причастия, мужеложестве (вот где пригодилось изображение двух рыцарей на одной кобыле!). В пользу истинности данных обвинений могли свидетельствовать фривольные высказывания многих храмовников и претензии, предъявлявшиеся ордену Храма римскими папами и ранее (например, Иннокентием Третьим — в 1208 г.), однако отсутствовали подлинные, неопровержимые доказательства. Так, остались по сей день недоказанными утверждения, будто храмовники исповедовали тайное еретическое учение, поклонялись одновременно двум «богам» — истинному небесному и другому, земному, дарующему мирские радости, которого изображали в виде человеческой головы из благородного металла и т.п. (конечно, если не считать выбитое под жесточайшими пытками «добровольное признания» обвиняемых «царицей доказательств», в духе позднейших воззрений кровавого сталинского прокурора Андрея «Ягуарьевича» Вышинского)…
Но, как бы то ни было, 13 октября 1307 г. в ходе тщательно подготовленной акции были арестованы в Париже Великий Магистр де Молэ и высшие сановники ордена тамплиеров. Одновременно были схвачены почти все храмовники Франции. Замки их были разбросаны по стране, силы раздроблены и разобщены, так что они не смогли оказать никакого сопротивления королевским солдатам. Движимость и недвижимость Ордена была конфискована в пользу казны еще до начала «cудебного разбирательства».
Добытые королевскими инквизиторами при помощи пыток «признания» арестованных храмовников (большинство из которых составляли, кстати, не братья-рыцари, а священники-капелланы, оруженосцы и «услужающие братья») послужили поводом к обвинению всех членов Ордена в тех же «грехах». Собравшиеся в г. Туре Генеральные Штаты (тогдашний французский парламент) и находившийся у короля Филиппа Красивого в «авиньонском пленении» папа-француз Климент Пятый объявили выдвинутые против храмовников обвинения обоснованными. 12 августа 1308 г. папа официально повелел инквизиции начать судебное преследование всех тамплиеров.
12 мая 1310 г. король Филипп Четвертый приказал сжечь 54 рыцаря Храма на костре. Хотя Вьеннский собор католической церкви, заседавший с 16 октября 1311 г. по 6 мая 1312 г., и отказался вынести приговор ордену тамплиеров в целом, Папа Климент Пятый своей буллой от 22 марта 1312 г. объявил о роспуске ордена. 11 марта 1314 г. Великий Магистр тамплиеров Жак де Молэ и целый ряд рыцарей Храма были по приказанию короля сожжены на о. Ситэ («Еврейском острове») в Париже.
Во Франции, Кастилии и в некоторых областях Англии владения и имущество ордена тамплиеров были конфискованы короной. В Арагоне они были переданы военно-духовному ордену Калатравы, в Германии — иоаннитам и рыцарям Тевтонского (Немецкого) ордена. У последних были давние счеты с тамплиерами — храмовники в свое время захватили главный тевтонский замок в Палестине — Монфор (Штаркенберг) и буквально вытеснили «братьев госпиталя Пресвятой Марии Иерусалимского Тевтонского Дома» из Святой Земли. Теперь Немецкий орден припомнил это «бедным рыцарям Христа и Храма Соломонова».
В Португалии, где храмовники оказывали королю существенную военную помощь в борьбе с мусульманами, и в особенности в деле строительства крепостей, их орден был переименован в «орден Христа» и продолжал (да и по сей день продолжает) существовать под этим названием, которое даже нельзя считать новым, ибо «рыцарями Христа» храмовники именовались изначально.
В Шотландии тамплиеры, оказавшие королю Роберту Брюсу (отлученному, подобно храмовникам, папой римским от церкви за убийство своего соперника прямо во храме во время обедни) вооруженную поддержку (в частности, в решающей битве с англичанами при Баннокберне) и духовно окормлявшие его силами своих орденских клириков, сохранились под названием «рыцари ордена Репейника» (известного также под названием «ордена Чертополоха» и «ордена Святого Андрея»), позднее перенесенного Императором Петром Великим на российскую почву в качестве высшего ордена Российской Империи (Святого Апостола Андрея Первозванного).
В дальнейшем многие, в частности, масонские и парамасонские, организации принимали название «храмовников» или «рыцарей Храма». Пожалуй, наибольшую известность среди них приобрел «орден тамплиеров» Бернара-Раймунда Фабре-Палапра, официально признанный Императором французов Наполеоном I Бонапартом в 1808 г. (на посвященной этому событию торжественной церемонии в Париже присутствовали канцлер Французской Империи Камбасарес собственной персоной и эскорт Императорской гвардии), но, по мнению некоторых исследователей-конспирологов, существовавший «в подполье» и ранее и даже вдохновивший Наполеона (тогда еще генерала Французской республики) в 1798 г. на захват острова Мальты и фактическую ликвидацию суверенитета Мальтийского ордена святого Иоанна Иерусалимского (как месть — хотя и запоздалая! — храмовников иоаннитам-госпитальерам, которым досталась немалая часть владений и прочего имущества, конфискованных у тамплиеров после разгрома ордена Храма королем Филиппом Красивым и папой римским Климентом Пятым в начале XIV в.).
Именно средневековый орден тамплиеров (хотя и с тщательно законспирированными руководителями и запутанной иерархической структурой) рассматривался известным ученым первой половины ХХ в., ориенталистом, религиоведом, разоблачителем оккультных лжеучений, математиком, мистиком и философом Рене (-Жаном-Мари-Жозефом) Геноном в качестве идеала общественного устройства.
До сих пор существует «Международный орден Рыцарей Храма» («Ordo Internationalis Militiae Templi») с центром в Португалии, в Германии, Бельгии и Австрии — Немецкий орден тамплиеров (Ordo Militiae Templi) и «орден Рыцарей Креста и Храма» (Ordo Militiae Crucis Templi), регулярно издающий журнал «Nova Militia — Die neue Ritterschaft» («Новое рыцарство»), а также целый ряд других орденских структур, с разной степенью достоверности и вероятности возводящих свое происхождение к рыцарскому братству Гуго де Пайена. Некоторые из них даже числят в своем составе собственные вооруженные отряды, участвуя в военных конфликтах (например, в Сирии — см. сото ниже слева). Но это уже тема отдельного очерка.
СПИСОК ВЕЛИКИХ МАГИСТРОВ ОРДЕНА ХРАМОВНИКОВ ДО ЕГО УХОДА В ПОДПОЛЬЕ
1. Гуго де Пайен 1118/19–1136/37 г.г.
2. Робер де Краон 1136/37-1149 г.г.
3. Эверар де Барр 1149-1152 г.г.
4. Бернар де Тремелаи 1152-1153 г. г.
5. Андре де Монбар 1153-1156 г.г.
6. Бертран де Бланшфор 1156-1169 г.г.
7. Филипп де Мийи 1169-1171 г.г.
8. Одо де Сент-Аман 1171-1179 г.г.
9. Арно де Тюрр 1180-1184 г.г.
10.Жерар де Ридфор 1185-1189 г.г.
11.Робер де Сабле 1191-1193 г.г.
12. Жильбер Эрай 1194-1201 г.г.
13.Филипп де Плесси 1201-1209 г.г.
14.Гийом де Шартр 1210-1219 г.г.
15.Петро де Монтекауто 1219-1232 г.г.
16.Арман де Перигор 1232-1244 г.г.
17.Ришар де Бюр 1244/45-1247 г.г.
18.Гийом де Соньяк 1247-1250 г.г.
19.Рено де Вишье 1250-1256 г.г.
20.Тома Берар 1256-1273 г.г.
21.Гийом де Боже 1273-1291 г.г.
22.Тибо Години 1291-1293 гг.
23.Жак де Молэ 1294-1314 г.г.
Здесь конец и Богу нашему слава!
Комментарии: