Автор: дефектолог/логопед для взрослых
Юлия Николаевна Харашкевич
Он думал… Он ничего не думал, привычно вглядываясь в тревожные волны и испытывая лишь одно желание: закрыть уши, чтобы не слышать их вибрирующе-нервного гула с постепенно взвинчивающимися нотками.
Узкая высокая трибуна для риторов возвышалась в самом центре огромной колышущейся толпы.
Афиняне готовились слушать речь.
Речь того, чьё красноречие будет признано столь совершенным, что современники и последующие поколения греков будут называть его просто – Оратор.
Сограждане!
Ясно, чётко, уверенно взлетел голос, звучным эхом отдаваясь в лёгком воздухе Эллады.
Великий греческий оратор Демосфен (греч. Димосфенис, лат. Demosthenes) родился в Афинах в 384г. и ушёл из жизни 12 октября 322 г. до н.э.)
Отец Демосфена был владельцем оружейных мастерских и оставил 7-летнему сыну солидное состояние. Но опекуны обманом присвоили наследство себе, оставив мальчику немного серебряных монет и старый отцовский дом.
Биографы Демосфена сообщают, что он посещал школу для бедных, а также брал уроки ораторского искусства. На получение более достойного образования опекуны отказались дать деньги. Но наставники Демосфена продолжали заниматься с ним: он был талантлив, любознателен и трудолюбив. Хотя и пропускал занятия, потому что часто болел и рос хилым и слабым ребёнком.
Таким было детство будущего великого Оратора: ни денег, ни здоровья, ни образования, ничего не было. Была только мечта. И удивительные качества характера, давшие возможность Демосфену осуществить свою мечту.
Деньги на жизнь Демосфен стал зарабатывать в качестве логографа – составителя речей для участников судебных процессов.
Первое выступление Демосфена было освистано. Причины? Представьте себе невысокого сутулого забитого молодого человека с еле слышным голосом, с дефектами дикции, что-то монотонно бормочущего и «жующего» слова. Добавьте к этому неприглядному портрету нелепо вздрагивающее плечо – нервный тик. Это – молодой Демосфен.
Он пробовал ещё раз и, конечно, покинул ораторскую трибуну под свист и улюлюканье толпы.
Встреча с актёром Сатиром, ставшим другом Демосфена, стала поворотным пунктом в жизни будущего Оратора.
Сатир попросил Демосфена прочитать какой-нибудь поэтический отрывок. Когда молодой человек закончил, Сатир встал и прочел тот же самый фрагмент. Юноша не узнал стихи, ему показалось, что он слышит незнакомую яркую мелодично-волнующую речь.
И Демосфен понимает — оратору необходимо:
Первое – иметь чёткую и чистую дикцию.
Второе – иметь звучный, «летящий», выразительный голос.
Третье – использовать для речи красочный и в то же время простой язык.
Четвёртое – контролировать свои жесты.
И, наконец, пятое – вкладывать чувства в свои слова. Искренние чувства.
И с этой минуты начинается титаническая работа будущего Оратора над собой.
Прошло более двух тысячелетий, а упражнения Демосфена не забыты.
— Для того чтобы сделать голос громким и зычным, Демосфен выходит на берег моря, когда волны шумели, повинуясь сильному ветру. И старается перекрикивать гул морской волны, напоминающий рокот взволнованных толп людей.
— Для улучшения дикции Демосфен придумывает такое упражнение. Он берёт в рот мелкие гладкие камешки и осторожно выговаривает слова, перекатывая во рту камешки языком. Мышцы слабого языка усиливались, дикция становилась более чёткой.
Конечно, для улучшения своей дикции Демосфен использует и другие упражнения. Но до нас дошло только два.
Первое – с камешками.
Второе – очень полезное для улучшения произношения – надо больше рычать. Это упражнение развивает голос и укрепляет мышцы языка.
— Для избавления от нервного тика было взято упражнение из арсенала спартанцев. Над подёргивающимся плечом был подвешен меч, остриём направленный вниз. И, когда плечо вздрагивало, меч впивался в мышцы и больно ранил. Но – эффект не замедлил себя ждать. Демосфен научился контролировать положение своего тела во время выступления.
— Демосфен регулярно взбирается быстрым шагом на высокую гору, непрерывно что-нибудь декламируя. Это делается для того, чтобы сделать легкие сильными и укрепить речевое дыхание, что необходимо для оратора.
— В отцовском доме Демосфен развешивает зеркала. И следит за выражением своего лица, за осанкой и жестами. Ежедневно репетирует перед зеркалом свои речи.
Его первым судебным делом стал процесс против опекунов, лишивших его наследства. Процесс длился несколько лет. Демосфен добился их осуждения.
Тридцатилетний мастер слова становится ведущим политическим оратором.
Наибольшую известность обрели речи Демосфена против царя Филиппа Македонского, стремившегося захватить и поработить Грецию. Речи так и назывались – филиппики. По свидетельству современников, даже сам Филипп признавался, что пошел бы войной против себя самого, если бы присутствовал на выступлении Демосфена – настолько речи мастера были убедительными и искренними.
Свои речи Демосфен тщательно готовит, добиваясь ясных выражений, изобретая точные образы, логично и последовательно выражая свои мысли.
Но, несмотря на тщательность подготовки, большое значение Демосфен уделяет именно живому, непринуждённому изложению.
— Поэтому у него не бывает жёсткого плана выступления.
— И, для живости изложения, Демосфен активно использует паузы после риторических вопросов (например, «Что это значит?» пауза; «В чём причина?» пауза).
Все усилия Оратора направляются на опровержение доводов оппонентов и доказательство своей правоты. Демосфену очень важно убедить слушателей в своей правоте именно в момент произнесения речи.
И он употребляет такие приёмы:
— Строит воображаемые диалоги с противником.
— Неоднократно повторяет важные мысли.
— Начиная новый раздел, сразу раскрывает его содержание.
— В процессе речи время от времени подводит итоги сказанному.
— Свободно соединяет разные риторические стили изложения.
— Использует разнообразные варианты построения фраз.
— Применяет антитезы («век нынешний» и «век минувший»).
— Употребляет соединения синонимов в пары («знайте» и «понимайте»).
— Использует метафоры, олицетворения, фигуры умолчания (слушатель сам догадывался, о чём идёт речь).
Огромное значение для оратора, по мнению Демосфена, имеет звучный голос. Особенно голосовые модуляции и выразительность.
Демосфен учит: оратором не может стать человек лживый и неискренний. Главное: речь выступающего должна соответствовать его гражданским убеждениям и достоинству.
И ещё, оратор не должен руководствоваться чувствами ненависти, открытой вражды, угодничества, мести, ведь его слова формируют сознание общественных масс.
Великий римский оратор Цицерон отзывается о Демосфене как о «совершенном ораторе». Среди всех представителей риторики античности Демосфен занимает первое место.
Вы хотите знать главный секрет в овладении ораторским искусством, чистой дикцией, выразительным голосом?
Он заключается в ежедневных упорных тренировках и строгой требовательности к себе. Да, этот путь непрост и требует длительного времени. Но только этот путь неизбежно приводит к цели: красивой речи.
Это мнение того, кто был последним и стал первым. Это мнение великого Оратора.
Комментарии: