
По уставу Опричного Орденского братства, учрежденного Грозным Царем по рекомендациям ливонских рыцарей, все «кромешники» были обязаны «выводить государевых изменников» и охранять священную особу Монарха — учредителя их Опричного Ордена. Наряду с этой «военно-рыцарской» стороной деятельности опричников налицо была, однако, и духовно-монашеская сторона.
Царские опричники составляли как бы «монастырскую братию», настоятелем которой был сам Верховный Магистр Опричного Ордена – он же Царь, ниже которого в орденской иерархии стоял отец-параклисиарх (упоминавшийся нами выше Малюта Скурлатов-Бельский). Количество опричных «псов-рыцарей» было строго определенным (сначала триста, затем пятьсот, и, наконец, — так называемая «ближняя тысяча»).
Перед зачислением в «кромешный» Орден кандидат проходил строжайший отбор, в ходе которого исследовался весь его род, проверялись семейные связи, имена всех, с кем он был породнен, знаком или дружен — совсем как в военно-монашеских, рыцарских и династических Орденах тогдашнего Запада, с присущими им тайнами, эмблемами и ритуалами. Данный несомненный факт, кстати, начисто опровергает расхожее представление о том, что Царь Иоанн Грозный, якобы, набирал своих опричников из людей «низкого» происхождения. Естественно, среди «кромешников» преобладали выходцы из мелкопоместного, или вообще безземельного дворянства — но точно так же обстояло дело и в Тевтонском Ордене, да и в других военно-монашеских братствах!
«Кромешники» принимали особое посвящение наподобие монашеского пострига, приносили присягу и обеты, регламентировавшие – как в западных духовно-рыцарских Орденах! – образ жизни и дисциплину членов опричного Ордена, и, в частности, строго запрещавшие им общение с семьями и «не опричными» родственниками – как настоящим монахам!
Как уже говорилось выше, в рядах царских опричников было немало иностранцев, преимущественно ливонцев и вообще немцев. Опричники, подобно рыцарям-монахам других военно-духовных Орденов, носили (в боях и походах – поверх доспехов) уставное форменное облачение – черные кафтаны из грубой ткани, напоминавшие монашеские подрясники, и скуфьи – черные монашеские шапки, а также особые орденские знаки – метлы на кнутовищах и собачьи («песьи») головы у седел (впрочем, иногда метлы носились у седла, а не на кнутовище, а собачьи головы, судя по описаниям современников, носились не у седла, а подвешенными к конской шее, вместо бахмар). Сохранились упоминания и о том, что царские «кромешники», кроме скуфей, носили на головах черные «шлыки», т.е. остроконечные капюшоны (что, вероятно, делало их еще более похожими на членов монашеских Орденов христианского Запада).
Символика опричного орденского братства — собачья голова и метла, привязанные к седлу — использовалась в «кромешном» обиходе повсеместно. В изданной в 1572 году в германском имперском городе Франкфурте-на-Майне на немецком языке брошюре об опричнине был, со слов очевидцев, описан въезд Грозного Царя в Москву после возвращения из Новгородского похода, закончившегося полным разгромом «псами-рыцарями» Иоанна Васильевича некогда великого Новгорода. Впереди войска ехал опричник на коне, нагрудный доспех которого (а не седло! — В.А.) был украшен свежеотрубленной головой большого английского пса. За ним ехал сам Царь Иван Грозный, также сидевший на коне, у которого на груди (опять-таки не у седла! — В.А.) была большая серебряная песья голова, устроенная так, что при каждом шаге коня пасть пса, открываясь, громко лязгала зубами.
Интересным представляется вопрос, всегда ли опричники носили на шеях своих коней свежеотрубленные собачьи головы (ведь последние через определенное время неизбежно начинали бы подвергаться естественному процессу гниения). Не гонялись же «кромешники» по всей округе за бродячими собаками! Можно, разумеется, предположить, что в распоряжении «псов-рыцарей» Грозного Царя постоянно находился определенный запас живых собак, обезглавливаемых по мере надобности, но данное предположение представляется нам, в силу целого ряда причин, достаточно сомнительным. Скорее всего, подвешиваемые опричниками к шеям коней песьи головы предварительно каким-то образом препарировались, чтобы воспрепятствовать процессу гниения или совершенно исключить его. Или же речь шла об искусственных собачьих головах (например, изготовленных из металла или из каких-либо иных материалов — скажем, из дерева). Думается, что этот весьма интересный вопрос еще ждет своих исследователей.
Черный цвет орденских зданий и облачений невольно наводит на ассоциации между народным прозванием царских опричников — «кромешниками» («опричь» значит «кроме») в рамках иного ассоциативного ряда («кромешники» — «тьма кромешная», «ад кромешный»). А то, что их черные монашеские одеяния были подбиты овчиной, наводит на ассоциации с днем Страшного Суда, когда Грозный Судия отделит овец (праведников) от козлищ (грешников). Что же касается песьих (собачьих) голов, подвешенных к шее коня каждого опричника, то на дошедших до нас «лицевых» Апокалипсисах описываемых времен «Гоги и Магоги» — предводители приспешников Антихриста — изображались людьми с собачьими (песьими) головами. Таким образом, отрубленные песьи головы, подвешенные к шеям коней опричиников как бы в качестве трофеев, могли, кроме готовности «кромешников» беспощадно, по-собачьи, «грызть врагов Государевых», означать еще и победу над «слугами антихристовыми», триумф Христова воинства над воинством сатаны. Но это уже тема отдельного исследования…
Опричная символика весьма напоминала символику католического клерикального (монашеского) Ордена доминиканцев, члены которого выполняли в странах католического Запада функции инквизиторов. Названный в честь святого Доминика – обличителя еретиков-катаров (альбигойцев) – он был позднее (по созвучию!) переосмыслен своими членами как Орден «псов Господних» лат.: «Домини канес» (Domini Canes). Единственное различие между эмблемами Доминиканского монашеского Ордена и опричного военно-монашеского Ордена Иоанна Грозного заключалось в том, что собачья голова (или собака) на гербе доминиканцев держала в пасти не опричную метлу, а факел – в знак того, что «псы Господни» просвещают мир светом истинной веры и в клочья рвут ее врагов — и масличную ветвь (в знак того, что несут мир всем добрым христианам, которым их нечего опасаться).
Любопытно, что и учреждение ливонского Ордена меченосцев было связано с именем святого Доминика. Как писал русский историк конца XIX века Николай Осокин в своем фундаментальном труде «История альбигойцев и их времени»: «В тот самый год, когда при папском дворе был учрежден особый сан для Доминика, его же именем было осенено новое, уже церковное воинствующее братство — этот Орден прямо назывался воинством Иисуса Христа (ordo militiae Jesu Christi) и предназначался для создания и упрочения Северной Церкви…». В примечании издателя к данному фрагменту книги Николая Осокина сказано: «Имеется в виду Орден меченосцев, официально именовавшийся «Братьями Христова воинства», основанный в 1202 году и освященный (папой римским — В.А.) Гонорием (III — В.А.) именем Доминика…» Бывают странные сближенья…Так, кажется. сказал поэт?
«Кромешный» Орден Грозного Царя управлялся особым Генеральным капитулом – Опричной Думой, состоявшей, в соответствии с царским Указом об опричнине, из особых опричных бояр, окольничьих, казначеев, дворецких, конюших и пр.
Впрочем, опричнину вскоре постигла судьба многих ее орденских «прообразов» на Западе – казни не в меру ретивых «рыцарей-монахов», роспуск орденской организации и превращения ее в «государев обиход».
Вот какие причудливые формы принимали порой связи Тевтонского Ордена – через его ливонский филиал – с Московским государством…
Здесь конец и Богу нашему слава!
См. на илл. выше слева изображение шейной цепи ливонского ландмейстера Тевтонского Ордена, а на илл. выше в центре -изображение клейнода (медальона) , подвешенного к этой цепи — образа Покровительницы Ордена — Царицы Небесной Приснодевы Марии, с Богомладенцем Иисусом Христом на руках, над гербовым щитом Ордена с черным крестом на белом поле. Сама ландмейстерская цепь, изготовленная из золота, состояла из звеньев в виде пары разнонаправленных прямых обнаженных мечей (в память о предшественнике ливонского филиала Тевтонского Ордена — Ордене Меча), перемежающихся с орденскими гербовыми щитами, покрытыми черной и белой эмалью.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
А) Магистры (геермейстеры или герренмейстеры) Ордена меченосцев:
1.1202-1209: Венно (Винно, Вейнгольд, Фьюнгольд) фон Рорбах;
2.1209-1236: Фольквин (Фолькуин, Волквин) фон Винтерштеттен (фон Наумбург цу
Винтерштаттен).
3.1236-1237: Рутгер (исполняющий обязанности герренмейстера).
Б)Ландмейстеры (земские, или провинциальные, магистры) Тевтонского Ордена
Пресвятой Девы Марии в Ливонии:
1237-1238: Герман Бал(ь)к;
1238-1241: Дитрих фон Грюнинген (Грёнинген);
1241-1242: Андреас фон Фельбен (Вельвен);
1242-1246: Дитрих фон Грюнинген (повторно);
1246-1248: Генрих фон Геймберг;
1248-1253: Андреас фон Фельбен (повторно);
1253-1254: Эбергард фон Сайн (исполняющий обязанности ландмейстера);
1254-1257: Анно фон Зангерсгаузен;
1257-1260: Буркхард фон Горнгаузен;
1261: Георг фон Эйхштетт;
1261-1263: Вернер фон Брейтгаузен;
1263-1266: Конрад фон Мандерн;
1267-1270: Отто(н) фон Лаутерберг;
1270: Андреас фон Вестфален (и.о.);
1270-1273: Вальтер фон Нордек;
1273-1279: Эрнст фон Ратцебург;
1279-1280: Гергард фон Катценэльнбоген;
1280-1281: Конрад фон Фейхтванген;
1281-1282: Ман(е)гольд фон Штернберг;
1282-1287: Вильгельм фон Ниндорф;
1288-1289: Конрад фон Гаттштейн;
1290-1293: Бальтазар Гольте;
1293-1295: должность ландмейстера оставалась вакантной;
1295-1296: Генрих фон Динклаге;
1296-1298: Бруно;
1298-1307: Готфрид фон Рогге;
1307-1309: должность ландмейстера оставалась вакантной;
1309-1322: Гергард фон Йорк;
1322-1324: Конрад Кессельгут (и.о.);
1324-1328: Реймар Гане;
1328-1340: Эбергард фон Монгейм;
1340-1345: Буркхард фон Дрейлебен;
1345-1359: Госвин фон Герреке (Герике);
1359-1360: Андреас фон Штейнберг (и.о.)
1360-1364: Арнольд фон Витингове (Фитингоф);
1364-1385: Вильгельм фон Фримерсгейм;
1385-1388: Робин фон Эльтц;
1388-1389: Иоганн фон Оле;
1389-1401: Веннемар фон Бруггеней (Брюггеней);
1401: Бернгард фон Гёвельман (и.о.);
1401-1413: Конрад фон Фитингоф(ен);
1413-1415: Дитрих Торк;
1415-1424: Зигфрид Ландерфон Шпангейм (Шпонгейм);
1424: Дитрих Кра (и.о.)
1424-1433: Циссе фон дем Рутенберг;
1434-1435: Франк Кирскорф;
1435-1437: Генрих фон Бёкенфёрде по прозвищу Шюнгель;
1437-1438: Готтфрид фон Рутенберг (и.о.);
1438-1439: Генрих Финке (Винке) фон Оверберг (и.о.)
1439-1450: Генрих Финке (Винке) фон Оверберг;
1450: Готтгард фон Плеттенберг (и.о.);
1450-1469: Иоганн фон Менгеде по прозвищу Остгоф;
1469-1470: Иоганн фон Крикенбек (и.о.);
1470-1471: Иоганн Вольтус (Вальгауз) фон Герзе (Геерзе);
1471-1472: Бернгард (Бернд) фон дер Борх (и.о.);
1472-1483: Бернгард (Бернд) фон дер Борх;
1483-1485: Иоганн Фрейтаг фон Лорингофен (и.о.);
1483-1485: Иоганн Фрейтаг фон Лорингофен;
1494-1535: Вольтер (Вальтер) фон Плеттенберг (годы жизни: 1450-1535)
(в 1501-1502 гг. обязанности ландмейстера исполнял Веннемар фон Дельвиг);
1535-1549: Герман фон Брюггеней;
1549-1551: Иоганн фон дер Рекке;
1551-1557: Генрих фон Гал(л)ен;
1557-1559: Иоганн Вильгельм фон Фюрстенберг;
1559-1561: Готтгард Кеттелер (Кетлер, Кеттлер) — светский герцог Курляндии и Семигалии с 1561 по 1587 гг..
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СПИСОК ЛИВОНСКИХ «ЛАНДМАРШАЛОВ» ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
1237–1239: Рутгер;
1241: Вернер;
1279: Гергард фон Катценэльнбоген;
1300: Генрих;
1306: Куно;
1316: Генрих;
1324–1328: Иоганн Унгнаде;
1330: Эмеко Гаке;
1342, 1347–1349: Бернгард фон Ольдендорф;
1354–1375: Aндреас фон Штейнберг;
1375–1385: Робин фон Эльц;
1387–1393: Иоганн фон Оле;
1395–1404: Бернгард фон Гёвельман;
1410: Герман Финке (Винке):
1417–1420: Гергард Вреде;
1420–1422: Вальрабе фон Гунсбах;
1422–1427: Дитрих Кра;
1427–1431: Вернер фон Нессельроде;
1432–1434: Франк Кирскорф;
1434–1435: Генрих фон Бёкенфёрде по прозвищу Шунгель;
1435–1441: Готфрид фон Розенберг;
1441–1448: Генрих фон Гортлебен;
1450–1461: Готтгард фон Плеттенберг;
1462–1468: Гергард фон Маллинкродт;
1468–1470: Иоганн фон Крикенбек по прозвищу Шпор (Спор);
1470–1471: Лубберт фон Фарссем (Варссем);
1471: Бернгард (Бернд) фон дер Борх;
1472–1488: Koнрад фон Герценроде;
1489–1494: Вольтер (Вальтер) фон Плеттенберг;
1495–1501: Генрих фон дер Брюгген;
1502–1529: Иоганн фон дем Брёле по прозвищу Платер;
1529–1535: Герман фон Брюггеней по прозвищу Газенкамп;
1535–1551: Генрих фон Гал(л)ен;
1551–1556: Каспар фон Мюнстер (Яспер фон Мюнстер);
1556–1558: Кристоф фон Нейгоф по прозвищу Лей;
1558–1560: Филипп Шал(л)ь фон Белль
Комментарии: