
НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
Настоящая публикация ни в коей мере не является апологией преступного гитлеровского режима, Национал-Социалистической Германской Рабочей партии (НСДАП), ее охранных отрядов (Шуцштаффель, СС) и (или) пропагандой справедливо осужденных всем прогрессивным человечеством национал-социалистических, фашистских или иных тоталитарных человеконенавистнических символов, движений, партий, взглядов и идей, антисемитизма или юдофобии, нося исключительно популярно-ознакомительный характер.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Субхас Чандра Бос (а не «Босе» и не «Бозе», как у нас часто неправильно пишут и думают!), прозванный еще при жизни «отцом индийской революции», вождь («нетаджи») индийского национально-освободительного движения, которым он, вынужденный эмигрировать, спасаясь от преследований британских колониальных властей, руководил из Германии (в 1941-1943 гг.) и из Японии (в 1943-1945 гг.), родился в 1897 г. в г. Каттаке (расположенном в нынешнем индийском штате Орисса), погиб 18 августа 1945 г. при не выясненных до конца обстоятельствах в результате авиакатастрофы в Тайбэе (Тайвань).
Близким родственником Субхаса был известный индийский ученый Джагдиш Чандра Бос (1858-1937), лауреат Нобелевской премии, основавший в 1917 г. в Калькутте Институт ботанических, биологических, биохимических и физических исследований.
Хотя отец Субхаса, происходивший из древнего рода кшатриев («кшатриями» в традиционном индоарийском обществе именовались члены касты воинов, второй по значению после касты священнослужителей-«брахманов»; кшатриямив традиционной Индии были «раджи»-цари) считался преуспевающим юристом и, таким образом, принадлежал к привилегированным слоям туземного населения Британской Индии, он мог потратить на образование Субхаса, являвшегося девятым по счету из 14 детей в семье, весьма ограниченные средства.
Субхас получил начальное образование в школе баптистской миссии в Каттаке, после чего поступил в Рэйвеншо Колледж, а в 1913 г. – в Президанс-Колледж Калькуттского университета, который закончил блестяще, с академической степенью бакалавра искусств. В кадетском корпусе при университете Субхас (как воин-кшатрий по происхождению,являвшийся приверженцем учения о первобытной силе «шакти», олицетворенной в образе богини-воительницы Кали-Дурги, супруги бога-разрушителя Шивы) прошел также военную подготовку.
Кстати, именно в силу своего кшатрийского происхождения, Субхас ел мясо, пил вино, всегда защищал идею кровопролития и впоследствии выступал против политики Махатмы Ганди, призывавшего индийцев к ненасильственному гражданскому неповиновению британскому колониальному режиму.
Готовясь к карьере чиновника Индийской гражданской службы, Бос отправился в Англию с намерением получить высшее образование в Кембриджском университете, однако, проучившись в Кембридже неполных три семестра, в середине 1921 г. возвратился в Индию, чтобы участвовать в борьбе против британского колониального господства, разгоревшейся в его родной Бенгалии. После первых же политических выступлений Бос был арестован британскими колониальными властями и приговорен в шести месяцам тюремного заключения.
В 1924 г. Бос был арестован вторично и сослан в Бирму, где отбывал тюремное заключение в британской тюрьме г. Мандалай (воспетого в известной «казарменной балладе» прославленного барда британского колониализма сэра Редьярда Киплинга в совсем ином, не тюремном, а любовно-романтическом аспекте). В 1927 г. Бос вышел на свободу и вновь появился на политической арене как глава молодежного освободительного движения Индии.
Верным соратником Субхаса в борьбе с британским колониальным гнетом был его старший брат Сарат Чандра Бос.
Субхас Чандра Бос принадлежал к числу основателей ежедневной газеты «Форвард» («Вперед»), издававшейся на английском языке, и публиковал в ней многочисленные статьи с требованием предоставить Индии статус доминиона в рамках Британской империи. В описываемое время огромное влияние на молодое поколение бенгальцев, и в том числе на С. Ч. Боса, имело учение индийского социолога Саркара, геополитические идеи которого были весьма схожи с идеями, одновременно развивавшимися в Германии «отцом современной геополитики» Карлом Гаусгофером. В возрасте 27 лет Бос стал главой исполнительной власти (Chief Executive Officer, то есть, фактически – мэром) г. Калькутты, председателем Провинциального совета Бенгалии и Президентом Всеиндийского конгресса профсоюзов.
За свои выступления против произвола британской колониальной администрации, «прославленной» своими зверствами в отношении народов покоренной англосаксами Индии, Бос был брошен за решетку и провел в заключении три года (1924-1927 гг.). Будучи избран Председателем Бенгальского провинциального комитета партии Индийский Национальный Конгресс (ИНК), он в 1928 г. добился принятия резолюции, требовавшей предоставления Индии полной независимости, не ограничиваясь предоставлением ей статуса британского доминиона — как это предлагал Махатма Ганди.
В тот момент, на пике популярности Боса среди членов Индийского Национального конгресса и. вместе с тем, широчайших слоев индийского общества, его единственным реальным соперником являлся Джавахарлал Неру — как и Бос, образованный человек, выпускник Кембриджа, но, в отличие от Боса — «вольный каменщик» (франкмасон, или, по-английски, фримейсон).
В 1930 г. Субхас Чандра Бос приезжал в Токио на конференцию, на которой обсуждалась идея паназиатского освободительного движения под эгидой Японии, вынашивавшей план создания Великой сферы восточноазиатского совместного процветания («восемь углов под одной крышей»).
В 1932 г. Бос был вновь арестован британцами за участие в гандистском «движении гражданского неповиновения» и в очередной раз брошен за решетку. Тяжелые условия тюремного заключения в г. Лакхнау подорвали его здоровье. По ходатайству многочисленных видных представителей общественности Британской Индии (в частности, Рабиндраната Тагора и др.) британские власти разрешили Босу выехать на лечение в Австрию. В период своего пребывания в Европе в 1933-1936 гг. С.Ч. Бос посетил ряд европейских столиц в поисках друзей и союзников в борьбе за освобождение Индии от британского колониального ига. Он вел переговоры с Бенито Муссолини в Риме, с Эдуардом Бенешем в Праге и с ирландским президентом Имоном де Валерой в Дублине, посетил Софию и Берлин.
В Берлине он не получил ожидаемой поддержки от германских властей, но в Мюнхене познакомился и подружился с виднейшим немецким (да и мировым) геополитиком профессором Карлом Гаусгофером. Эта дружба связала их на многие годы. Но наибольшее впечатление и влияние оказали на Боса социал-фашистские идеи Муссолини и его строго централизованная государственная партия. Бос счел возможным применить итало-фашистскую модель и к условиям Индии.
Надо сказать, что идеи фашизма и национал-социализма (как, впрочем, и коммунизма) нашли к тому времени в Индии достаточно широкое распространение. Еще в 1925 г. видным деятелем индийского национально-освободительного движения доктором Кешавом Балирамом Хедгеваром был основан «Союз добровольных служителей Родины» — «Раштрия Сваямсевак Сангх», именуемый сокращенно РСС (или «индийские СС»). В отличие от сторонников Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру, члены «индийских СС» с самого начала взяли курс на вооруженную борьбу с английскими оккупантами.
Возникновение и деятельность С.Ч. Боса и РСС могут быть правильно поняты лишь в контексте общемирового подъема правых сил и их обостренной конфронтации с левыми, охвативших нашу многострадальную планету в 20-30-е гг. ХХ в. Боевики «индийских СС» симпатизировали итальянским фашистам и германским национал-социалистам, надеясь на их помощь в освобождении Индии от британского колониального ига. Культ вождя, иерархическое военизированное устройство, идейная ориентация на наследие предков и славное прошлое, обрядовая роль знамен и иной символики (прежде всего свастики, традиционной для Индии и всех стран индо-арийской и имеющей также индийское происхождение буддийской культуры эмблемы счастья и благоденствия) роднило РСС с другими праворадикальными движениями Европы. Между прочим, одна из преследуемых РСС целей заключалась в воспитании для Индии молодых национальных лидеров.
Именно из рядов «индийских СС» вышел будущий премьер-министр Индии Атал Бихари Виджпаи, лидер ведущей индусской партии Бхарата Джаната Парти, при котором Индия в 1998 г. официально вошла в международный клуб сверхдержав-обладательниц ядерного оружия.
Члены РСС носили черные шапочки и форменные зеленые (впоследствии — белые) рубашки, также являвшиеся характерной принадлежностью тогдашних праворадикальных организаций. Так, форменные рубашки единообразных цветов носили в описываемое время многие правые радикалы: румынские железногвардейцы Корнелиу Зели Кодряну, бразильские интегралисты Пиниу Сальгаду и боевики датской «Консервативной молодежи» (Konservativt Ungdom, сокр. KU) — зеленые рубашки; еврейские бейтаровцы, немецкие, болгарские и датские национал-социалисты – коричневые; итальянские фашисты – черные (хотя первоначально также красные – в честь «краснорубашечников» Джузеппе Гарибальди, и синие); русские фашисты Константина Родзаевского – черные; русские фашисты Андрея Светозарова – белые; русские фашисты Анастасия Вонсяцкого – защитные (изданная о них книга так и называлась «Защитные рубашки»); испанские фалангисты Хосе-Антонио Примо да Риверы, чанкайшистские синерубашечники в Китае, русские «младороссы» Александра Казем-Бека, ирландские фашисты-католики Оуэна О’Даффи и французские франсисты Марселя Бюкара – синие; британские фашисты сэра Освальда Мосли и немецкие «революционные национал-социалисты» из «Черного Фронта» Отто Штрассера – черные; в США существовали «Серебряные рубашки» Уильяма Дадли Пелли, в Мексике – «Золотые рубашки» Николаса Родригеса Карраско, в Югославии — «Стальные рубашки» Милана Стоядиновича и т.п.
Само собой разумеется, что такая организация, как РСС, привлекала в свои ряды, прежде всего, молодежь, вскоре образовавшую ее боевой костяк. К моменту смерти Хедгевара численность РСС возросла с 5 до 100 000 активных членов, что говорит не только о его недюжинных организаторских талантах, но и о привлекательности буквально носившихся в воздухе идей обновления Индии на путях независимости и построения унитарного национального государства. После смерти Хедгевара (см. портрет на современной индийской почтовой марке выше слева) во главе РСС встал его преемник Мадхад Садашив Голвалкар по прозвищу «Шри Гуруджи» (см. его портрет справа от портрета Хедгевара на помещенном выше в центре плакате РСС).
На арене политической борьбы «индийские СС» выступали совместно с «Великим Собранием Индусов» («Хинду Махасабха»), созданным еще в 1915 г. ведущим идеологом индусского национализма Винаяком Дамодаром Саваркаром (см. портрет на современной индийской почтовой марке выше слева), а позднее – с полусекретной индусской организацией «Ананда Марга» («братством шафранного облачения», или «кинжальщиками», не останавливающимися перед физическим устранением своих политических противников). Любопытно, что эмблема «Ананда Марга» сочетала в себе индоарийскую свастику (на фоне восходящего солнца) и шестиконечную звезду-гексаграмму, ассоциируемую германскими национал-социалистами и всеми тогдашними юдофобами исключительно с иудаизмом, сионизмом, масонством и т.н. «мировым еврейством» (под названием «звезды Давида», «щита Давида» или «печати Соломона»).
Эти организации, с которыми С.Ч. Бос находился в постоянном диалоге, внесли немалый вклад в освобождение Индии, хотя этот вклад усердно замалчивался советскими и западными индологами, обычно выдвигающими на первый план более «удобных» для них с точи зрения «политкорректности» Махатму Ганди (кстати сказать, застреленного в 1948 г. членом «Хинду Махасабха» Натхурамом Годсе за чрезмерные уступки Ганди мусульманам) и Джавахарлала Неру (чьи дочь и внук – Индира и Раджив Ганди, «большие друзья СССР и сторонники индийско-советской дружбы», в свою бытность – поочередно! – премьер-министрами уже независимой Индии, пали жертвами террористических актов, совершенных их «благодарными» соотечественниками!).
А вот имя «фашиста», «коллаборациониста» и «прислужника нацистов» (с точки зрения властей предержащих СССР и левых всего мира) Субхаса Чандры Боса – в отличие от членов клана Ганди-Неру! — до сих пор пользуется почетом и любовью широчайших масс индийского народа.
К середине 30-х гг. ХХ в. Бос считался самым привлекательным, молодым и популярным политиком. По всеобщему признанию, тогда существовало только два основных лидера в борьбе за национальное освобождение – «отец индийского пробуждения» Махатма (М.Х.) Ганди и «отец индийской революции» С.Ч. Бос.
Хотя Бос и был членом партии Индийский Национальный Конгресс, он не считал перспективными вынашиваемые Президиумом ИНК планы созвать Конституционное собрание и ввести в Индии парламентскую демократию, ибо не верил в возможность эффективного управления многоязычной, многорасовой, многонациональной и многоконфессиональной Индией без сильной государственной партии по типу фашистской или коммунистической. В отличие от своего тогдашнего друга, однокашника по Кембриджу (и в то же время оппонента) Пандита Джавахарлала Неру, Субхас Чандра Бос был преисполнен решимости добиться для Индии независимости не путем переговоров с Англией и не путем кампаний гражданского неповиновения в стиле Махатмы Ганди, а силой, вопреки сопротивлению англичан.
В 1934 г. скончался отец Боса. Сын прибыл в Индию на похороны отца, был в очередной раз арестован англичанами без предъявления конкретного обвинения и посажен под домашний арест. В 1935 г. он был освобожден из-под домашнего ареста и смог выехать в Европу для продолжения лечения. Свое политическое кредо Бос изложил в книге «Индийская борьба 1929-1934» (The Indian Struggle 1929-1934), опубликованной в 1935 г. на английском языке в Лондоне, но запрещенной к ввозу в Индию британскими колониальными властями. В апреле 1936 г. Бос, несмотря на запрет британских властей, вернулся в Индию, был тут же арестован и заключен в бомбейскую тюрьму. В 1937 г. Бос вышел из тюрьмы и поселился в доме своего брата в г. Калькутте. В октябре 1937 г. братья Босы организовали съезд Комитета Всеиндийского Конгресса в Калькутте.
В 1938 и 1939 г. Бос, с согласия Махатмы Ганди, избирался «Демократической партией конгресса» Председателем Индийского Национального Конгресса. В 1938 г. состоялась Всеиндийская конференция национально-освободительных сил в г. Вишнапуре, на которой Бос фактически стал альтернативным лидером партии Индийский Национальный Конгресс. В изложенной на съезде программе действий он изложил свои взгляды, согласно которым Индия созрела для революции и независимости. В конце 1938 г. Бос сформировал Национальный плановый комитет для выработки перспективного плана индустриализации и национального развития Индии.
Он был убежденным противником введения в будущей независимой Индии парламентской демократии западного типа и выступал за сильное унитарное государство, ибо только сильная власть, единая государственная партия и централизованная плановая экономика могли, по его убеждению, помочь Индии преодолеть ее раздробленность и отсталость. Бос выступал за то, чтобы использовать любое ухудшение положения Великобритании для улучшения политической ситуации Индии и пользоваться в борьбе за независимость родной страны помощью всех, кто такую помощь предложит, в том числе итальянских фашистов, германских национал-социалистов и японцев, начиная с 1937 г. ведших войну с чанкайшистской (националистической) Китайской республикой.
Вследствие этой позиции Боса ему пришлось в августе 1939 г., незадолго до начала Второй мировой войны, уйти со своего поста. Бос перенес свою резиденцию в Бенгалию, где совместно с левым крылом ИНК бороться за власть в рамках блока «Вперед» (Форвард-Блока), вскоре фактически преобразованного им в радикальную партию внутри ИНК, выше руководство которого становилось все более нетерпимым к любым проявлениям внутрипартийного плюрализма взглядов и мнений. По своим внутриполитическим целям Бос по многим пунктам все еще сходился с Ганди и Неру.
Важнейшими пунктами его внутриполитической программы по-прежнему были экономическое оздоровление («санация») Индии и ликвидация социальных противоречий, тесно связанных с разделявшими индийскую нацию кастовыми различиями. Все, кто вступал в организацию Боса, отказывались от принадлежности к своей касте, считаясь с момента вступления «равноправными детьми общей матери — Индии». Однако в области внешней политики Бос, в отличие от Ганди и Неру, предлагал для того, чтобы добиться освобождения Индии, гораздо более радикальные методы – например, отказ оказывать Великобритании какую-либо поддержку в войне с Германией и Японией. Он неустанно обвинял Ганди и Индийский Национальный Конгресс в том, что те лишили индусов истинного национализма, под которым он подразумевал кровопролитную священную войну во имя богини Кали.
В июле 1939 г. руководство Индийского Национального Конгресса исключило С.Ч. Боса из рядов ИНК за организацию демонстраций протеста против «проводимой руководством ИНК трусливой политики соглашательства с властью британских угнетателей». Дело в том, что Ганди и Неру ожидали, что путем поддержки британской метрополии, оказавшейся в тяжелом положении под ударами Германии в Европе и Японии – в Азии, индийцы смогут постепенно добиться от Англии согласие на освобождение Индии от колониальной зависимости. Целью же блока «Вперед» Бос объявил бескомпромиссную борьбу с британским империализмом и вводящими индийцев в заблуждение «сентиментальными философскими теориями», вроде теории Ганди о непротивлении злу насилием.
Поскольку Индийский Национальный Конгресс не имел никакого влияния на принятие военных решений – например, на призыв индийских рекрутов на службу в ряды британской армии, а индийская Мусульманская Лига даже поддерживала призыв солдат-магометан на британскую службу, Англии не пришлось добиваться согласия ИНК на мобилизацию индийцев после начала мировой войны. Когда Великобритания 3 сентября 1939 г. объявила Германскому рейху войну, она сделала это и от имени всех народов и стран, прикованных к британской колониальной колеснице, в том числе и от имени своей индийской колонии. Вопросы обороны относились всецело к компетенции британского вице-короля Индии лорда Линлитго, который всего лишь «принял к сведению» мнение двух «туземных» партий-соперниц – ИНК и Мусульманской Лиги. К тому же вице-король и не рассчитывал на согласие с объявлением войны со стороны ИНК, поскольку пацифистская позиция лидера этой партии Махатмы Ганди была общеизвестной.
Индийские мусульмане выдвинули в качестве условия согласия их Лиги на вступление Британской Индии в войну на стороне метрополии согласие Англии на создание после окончания войны отдельного, чисто мусульманского государства «Пакистан».
В марте 1940 г. Бос созвал в г. Рангаре «Конференцию против компромисса (с Англией — В.А.)», на которой официально водрузил символ единения всех индийцев вне зависимости расовых, национальных и религиозных различий — национальный трехцветный флаг свободной Индии из трех горизонтальных полос – шафранной, белой и зеленой. Шафранная (оранжевая) полоса олицетворяла индуистов и буддистов (чье духовенство традиционно носило шафранно-оранжевые облачения), белая – христиан, зеленая – мусульман. Следует заметить, что цвета верхней и нижней полос индийского «триколора» на разных флагах колебался, принимая те или иные оттенки (шафранный — от почти красного до желтого, зеленый — до почти голубого), но это сути дела не меняет.
С тех пор описанный выше трехцветный флаг использовался всеми направлениями индийского национально-освободительного движения. Правда, сторонники Ганди помещали на нем изображение знаменитой «гандистской прялки» (символа индийской автаркии), а сторонники Боса использовали на своих триколорах, наряду с прялкой, также изображение тигра; после обретения Индией независимости в 1947 г. шафранно-бело-зеленый триколор (с добавлением изображения «солнечного колеса» древнего объединителя всей Индии императора Ашоки) стал государственным флагом независимой Индии.
Арестованный англичанами 2.7.1940 г. за антибританскую агитацию и пропаганду, С. Ч. Бос объявил голодовку. Под давлением возмущенной индийской общественности, которую англичане побоялись лишний раз раздражать в военных условиях, он был выпущен из тюрьмы под залог и, воспользовавшись освобождением, бежал из-под домашнего ареста на автомашине в Афганистан, придерживавшийся в описываемое время антианглийской и прогерманской ориентации.
18 января 1941 г. Бос прибыл в Кабул, столицу настроенного антибритански и прогермански Афганистана. В афганской столице он установил тесные контакты с послами Германии и Италии (хотя предварительно безуспешно пытался вступить в контакт с советским полпредом), с которыми вел долгие переговоры о предоставлении ему политического убежища. Снабженный итальянским паспортом, Бос под именем Орландо Мадзотта, (имея в паспорте советскую визу, проездом через Ташкент и красную Москву!) перебрался в Европу (в описываемое время СССР еще был связан с гитлеровским Третьим рейхом Договорами о ненападении, дружбе и общей границе).
2 апреля 1941 г. «отец индийской революции» прибыл в Берлин, где полным ходом шла подготовка к войне с Советским Союзом. В германские планы входили операции против Афганистана и Ирака, но не против Британской Индии. Бос изложил германскому министерству иностранных дел собственную программу, предусматривающую свержение британского господства над Индией комбинированными усилиями германского вермахта и поддержанного Германией индийского освободительного движения.
План Боса предусматривал провозглашение правительства «Свободной Индии» («Азад Хинд»), предоставление Германией гарантий независимости и территориальной целостности нового индийского государства, начало радиопропаганды, направленной на мобилизацию всего многонационального и многоконфессионального индийского народа на борьбу с английскими колонизаторами и формирование, при поддержке Германии, Индийской Освободительной Армии, состоящей из индийцев из числа британских военнопленных, размещенных в лагерях на территории Германии и Италии. Центр индийского освободительного движения должен был находиться в Кабуле (как в свое время при индийском борце за свободу Пратапе, сформировавшем после Первой мировой войны, под покровительством афганского эмира Амануллы-Хана, индийское правительство в изгнании, имевшее собственную печать, знамя и прочие атрибуты государственной власти, но просуществовавшее очень недолго).
Хотя Бос рассчитывал на личную аудиенцию у самого Адольфа Гитлера, ему пришлось удовольствоваться лишь встречей с имперским министром иностранных дел Иоахимом фон Риббентропом. Встреча состоялась в Вене 29 апреля 1941 г. Риббентроп обещал Босу, что в конце мая 1941 г. державы «Оси Берлин-Рим» сделают заявление о независимости Индии, однако, после подавления англичанами антибританского восстания, организованного «Правительством национального сопротивления» Рашида Али аль-Гайлани в Ираке, поддержанного державами «Оси» не в достаточной мере (главным образом, в форме посылки военной и транспортно-грузовой авиации), объявление независимости Индии было отложено на неопределенный срок.
Кроме того, Адольф Гитлер надеялся, что Англия, после победы Германии над Советским Союзом, примет, наконец, германские мирные предложения, и не хотел окончательно ссориться с англичанами из-за Индии. Что касается Боса, то он назвал разразившуюся 22 июня 1941 г. германо-советскую войну «трагической ошибкой», ибо втайне надеялся на освобождение Индии от британского колониального ига совместными усилиями Германии и СССР.
На деле же Босу пришлось удовольствоваться тем, что, вместо «индийского правительства в изгнании» с центром в Кабуле, было пока что создано «Центральное управление Свободная Индия» (Zentralstelle Freies Indien) с центром в Берлине. В Риме же был создан «Индийский Центр» (Centro India), известный также как «Индийское бюро», во главе с индийским эмигрантом Мохаммедом Икбалом Шедаи. Шедаи (см. фото ниже в верхнем ряду и на групповом фото в нижнем ряду со своими соратниками и итальянскими офицерами в центре, VI cлева, в белом тюрбане), в отличие от Боса, был мусульманином. Не в пример Германскому рейху, фашистская Италия проявила живой интерес к индийскому движению за независимость. Шедаи ежедневно обращался по т.н. «Гималайскому радио» к индийскому народу и, к большому недовольству Боса, консультировал итальянское министерство иностранных дел по всем вопросам восточной политики. Самому С.Ч. Босу так и не удалось добиться подобного влияния в Берлине.
Поскольку Шедаи являлся рупором панисламистских и паназиатских идей и поддерживал политику индийской Мусульманской Лиги, направленной на создание на Индийском субконтиненте отдельного исламского государства «Пакистан», Бос рассматривал его как своего главного соперника. С целью координации политики, проводившейся Германией и Италией в отношении Индии, в Берлине 9 декабря 1941 г. была проведена конференция представителей министерств иностранных дел и вооруженных сил обеих держав Оси. На конференцию были приглашены также Бос и Шедаи. Было принято решение сформировать в рамках германского вермахта добровольческий «Индийский легион» из числа захваченных немцами и итальянцами военнопленных, служивших в колониальных частях британской армии и взятых в плен в Северной Африке, и унифицировать пропагандистское радиовещание на Британскую Индию.
Итальянская армия отказывалась выдавать находившихся в итальянском плену индийских военнопленных (захваченных итальянцами, вместе с другими британскими военнослужащими, в ходе боевых действий в Северной Африке) до тех пор, пока германский вермахт не передаст своих арабских военнопленных для формирования антибританского «Арабского легиона» (Легиона «Свободная Аравия»). И потому формирование «Индийского легиона» затянулось. Его предполагалось бросить в бой при приближении германского вермахта к границам Британской Индии.
Первоначально это индийское добровольческое подразделение, сформированное в апреле 1943 г. и присягнувшее на верность Адольфу Гитлеру, официально именовалось 950-м пехотным полком вермахта. В ноябре 1944 г. оно было передано под контроль войск СС (Ваффен-СС), после чего служившие в нем индийские добровольцы стали привлекаться к несению охранной службы на укреплениях Атлантического вала, возведенного немцами на западном побережье Франции для защиты континентальной Европы от вторжения англосаксов из Англии и из-за океана.
Бойцы данного индийского подразделения Ваффен-СС носили на левом рукаве тот же знак, что и индийские добровольцы в составе вермахта. Это был щиток с изображением вытянувшегося в прыжке тигра натуральной окраски на фоне трех горизонтальных полос индийского национального флага – шафранной, белой и зеленой, с надписью «Freies Indien» или «Azad Hind» («Свободная Индия») над щитком. Знамя индийского добровольческого подразделения имело аналогичные расцветку и изображение.
На стальных касках германского образца, которые носили индийские добровольцы, был сбоку изображен шафранно-бело-зеленый национальный щиток (при этом полосы индийского «триколора», в отличие от полос на нарукавном щитке, шли по диагонали). Индийские легионеры носили обмундирование вермахта (входившие в состав Легиона мусульмане и сикхи – с традиционными тюрбанами вместо пилоток, фуражек или кепи). В период своей службы в вермахте индийцы носили эмблему германского орла со свастикой над правым нагрудным карманом, в период службы в СС – эсэсовский вариант орла со свастикой на левом плече. Черные петличные знаки индийских эсэсовцев были, согласно некоторым источникам, украшены стилизованными изображениями головы тигра, вышитой серебряной канителью (cм. 4-й сверху рис. в 6-м справа столбце приведенной выше таблице петличных знаков иностранных формирований Ваффен-СС) . Об их боевом пути мы подробней расскажем несколько ниже.
(Конец первой части. Продолжение следует).
Комментарии: