Пентаграмма (пентальфа, пентагерон; по-гречески πεντάγραμμον от πέντε — «пять» и γράμμα — «черта, линия») — фигура, полученная соединением вершин правильного пятиугольника через одну; фигура, образованная совокупностью всех диагоналей правильного пятиугольника.
Пентаграмма — правильный пятиугольник, стороны которого продлены до точек пересечения, и образуют равнобедренные треугольники на его гранях, то есть звездчатая форма правильного пятиугольника. Также используется сатанистами при вызовах демонов.
Первые известные изображения пентаграмма датируются примерно 3500 годом до Р.Х. Это изображенные на глине пятиконечные звезды, найденные в развалинах древнего города Урука в Междуречье, символизировавшие траекторию планеты Венера (Иштар, Истара, Астарта. Астарот), Утреннюю и Вечернюю звезду (Фосфор и Эосфор, Люцифер. Денница). Изображения пентаграмм встречаются и на древнеегипетских статуях. В Древнем Египте символизировала звёзды. Как сообщает в своей «Новой Энциклопедии Франк-масонства» Артур Уэйт, древние египтяне называли пентаграмму звездой псоглавого бога смерти Анубиса.
Пентаграмма была широко известна как оберегающий от всякого зла знак; вера в её оберегающие свойства была столь глубока, что в Древнем Вавилоне пятиконечную звезду изображали на дверях торговых лавок и складов, чтобы уберечь товары от порчи и кражи. Она также для посвящённых являлась могущественным знаком власти. В том же Древнем Вавилоне этот знак часто встречается на царских печатях, и, по мнению современных учёных, пятиконечная звезда олицетворяла собой «власть правителя, распространявшуюся на все четыре стороны света». По другой версии, самые древние обозначения пентаграммы символизировали богиню Иштар-Астарту и загробный мир Дуат
Древние греки называли пентаграмму Пентальфа, что означает «пять букв Альфа» (А), поскольку символ может быть разложен на альфу (А) пять раз.
Пентаграмма встречается на печатях Александра Македонского.
Пентаграмму, по словам оккультиста Агриппы Неттесгеймского (XV век), использовали пифагорейцы в качестве отличительного знака принадлежности к их сообществу. Пифагорейцы (от которых ведут свою родословную франкмасоны) учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов (Огня, Воды, Воздуха, Земли и Эфира). Для отражения пифагорейской доктрины «пяти стихий» вокруг пентаграммы изображались пять букв:
- ύ — ύδωρ (вода) (самый верхний), символизирующая воду;
- Γ — Γαια (земля) (левый верхний), символизирующая землю;
- ί — ίδέα (правый нижний), символизирующая идею, или дух, по другой версии — ίερόν (храм);
- έ — έιλή (верхний правый угол), символизирующая огонь;
- ά — άήρ (нижний левый угол), символизирующая воздух.
Пентаграмма встречается также на талисманах гностиков, как символ интеллектуального всемогущества.
По версии известного исследователя каббалы Гершома Шолема, маги средневековой Европы узнали о пятиконечной звезде под именем «печати царя Соломона» из арабских манускриптов.
В арабской магии «печать Соломона» использовалась широко, но первоначально она, заключённая в круге, встречалась относительно редко. Даже тогда, гексаграмма (шестиконечная звезда,»щит Давида» — Н.А.)) и пентаграмма (пятиконечная звезда, «звезда Соломона» — Н.А.) были взаимозаменяемы, и это название [«печать царя Соломона»] относилось к обеим фигурам.— Гершом Шолем, [A collection of articles on the Kabbalah]. [S.l. : s.n., 1920-1955?].
Пентаграмма находилась и среди символов тамплиеров.
Пентаграмма появляется в поэме «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» (из цикла сказаний о рыцарях Круглого Стола короля Артура Пендрагона) XIV века. В ней рыцарь сэр Гавейн, племянник короля Артура, использовал пятиконечную звезду в качестве личного символа, изобразив её на своём щите в золоте на красном поле. Пять острых концов звезды символизировали пять рыцарских достоинств — «благородство, вежливость, целомудрие, отвага и благочестие».
В средневековом западном христианстве пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа: от тернового венца на лбу, до гвоздей в руках и ногах. Во времена инквизиции пентаграмма приобрела негативные коннотации, её стали называть «Нога ведьмы» (по-английски: «уитчсфут», Witch’s Foot,по-немецки: «друденфус», Drudenfuß).
В XVI веке, в эпоху Возрождения была нашло широкое распространение еще одно символическое истолкование пентаграммы. Если вписать в неё человеческую фигуру, связав её с пятью элементами — четырьмя стихиями: Огнем, Водой, Воздухом, Землей, и Духом, или Эфиром, — то получится изображение «микрокосма», знака оккультной «духовной работы» на «материальном плане». Впервые об этом написал в 1531 году упомянутый выше знаменитый маг Корнелий Агриппа во второй книге своей «Оккультной философии» (по его имени пентаграмма микрокосма называется иногда «пентаклем Агриппы»).
Датский астролог Тихо Браге пошёл еще дальше, в своём труде «Calendarium Naturale Magicum Perpetuum» в 1582 году он опубликовал изображение пентаграммы, на лучах которой были изображены буквы каббалистического Божественного имени Спасителя IHShVH (יהשוה — Пентаграмматон), где ש (еврейская буква «шин»)— трактуется как символ Божественного присутствия, одухотворяющего четыре материальных элемента, символизируемых именем יהוה (IHVH), т.н. «Тетраграмматоном» (или, по-древнееврейски «Неизреченным Именем», «Шем-Га-Мепораш»).
Использование пентаграммы как защитного символа от злых духов зафиксировано на рубеже XVIII-XIX века в трагедии «Фауст» Иоганна Вольфганга Гёте. По сюжету произведения, дьявол Мефистофель проник в жилище учёного Фауста, пробравшись мимо плохо начертанной пентаграммы на входе:
Мефистофель: Нет, трудновато выйти мне теперь. Тут кое-что мешает мне немного: волшебный знак у вашего порога.
Фауст: Не пентаграмма ль этому виной? Но как же, бес, пробрался ты за мной? Каким путём впросак попался?
Мефистофель: Изволили её вы плохо начертить, и промежуток в уголке остался. Там, у дверей, и я свободно мог вскочить.
В XIX веке пентаграмма появилась на картах Таро, после того, как их стали ассоциировать с каббалой.
Печать императора Константина I Великого III—IV век (выше слева)
Перевёрнутая пентаграмма имеется на печати римского Императора Константина I Великого, сделавшего христианство государственной религией.
Перевёрнутая пентаграмма изображена на таких высших государственных наградах как орден Красного Знамени СССР и Медаль Почета США.
|
С подачи французского оккультиста середины XIX века Элифаса Леви перевёрнутая пентаграмма стала символом Сатаны и сатанизма в современную эпоху:
|
При этом на другом изображении Леви изобразил на лбу Бафомета (козла Мендеса) прямую пентаграмму, противореча этим сам себе.
В 1897 году это изображение опубликовал в книге «Ключ к Чёрной магии» («La Clef de la Magie Noire») Станислас де Гуайта, причём по окружности пентаграммы он написал на древнееврейском языке «Левиафан», а между лучами пентаграммы — на латыни «Самаэль Лилит» (Samael Lilith).
В 1969 году символ Станисласа де Гуайта, без последней надписи, опубликовал в своей книге «Сатанинская Библия» Энтони Шандор Ла Вей, назвавший его «печатью Бафомета», а впоследствии зарегистрировавший его как официальный символ (торговую марку) созданной им организации «Церковь Сатаны» (официально зарегистрированной в США).
По мнению некоторых каббалистов, перевёрнутая пятиконечная звезда — это Зеир Анпин (по-гречески: микропрозоп — «Малый лик» Творца), который образуют на Древе Жизни шесть нижних сефирот (так именуются в каббале эманации Божественной Сущности): хесед, гвура, тиферет, нецах, ход, йесод. В то же время Зеир Анпином именуется Тиферет, Божественный Сын, через соединение с которым наш мир может спастись.
По мнению некоторых религиоведов, идея некоего плотского существа, символизируемого пентаграммой, чья искупительная жертва служит для одухотворения и продолжения жизни людей, лежит в самой основе авраамических религий. В качестве примеров они приводят жертвоприношении Авраамом своего сына-первенца Исаака; древнеиудейский обряд «козда отпущения», когда грехи ветхозаветного израильского (а позднее — иудейского)народа возлагались на жертвенный рогатый скот, и т.д.
А вот большевицкая сказочка про пентаграмму.
Комментарии: