Александр Суворов известен как великий русский полководец. Но он был также и помещиком, владельцем 15 тысяч душ мужского пола (а всего более 70 тысяч человек) и блестящим экономистом. При этом не только практик, но и теоретик, разработавший систему хозяйствования, на основе которой и добивался блестящих результатов.
Система хозяйствования по-Суворову остаётся почти неизвестной. Одна из причин в том, что распоряжения по хозяйству, которые отдавал Суворов своим управляющим и старостам деревень, были частично опубликованы лишь через 70 лет после его смерти; в это время русское образованное общество уже было увлечено чтением трудов западных экономистов.
Целостная система экономических взглядов Суворова была направлена на то, чтобы обеспечить самодостаточность его «экономической империи», повышение эффективности хозяйства, рост благосостояния крестьян и их духовно-нравственного уровня. (Хотя именно в это время крепостное право в России достигло апогея жестокости: тут сыграло свою роль присоединение к России польских земель, где шляхта вообще смотрела на крестьян, как на существа низшего сорта). Суворов, не менее своих побед в сражениях гордился тем, что с вотчин своих «не наживал ни рубля, ни козы».
Опыт хозяйствования Суворов приобрёл ещё на военной службе. В обстановке, когда средства отпускаемые казной на содержание армии растрачивались крайне неэффективно, зачастую урезая солдатский паёк, Суворов, командуя полком, так обустроил хозяйство, что это вызывало изумление ревизоров.
Задолго до того, как к этому пришла экономическая наука, Суворов выработал принципы гармонического развития как условия высокой эффективности сельского хозяйства. Так, он не разрешал крестьянам распахивать пустоши, если эта новая запашка не была обеспечена достаточным количеством органических удобрений, а потому требовал сначала наращивать поголовье скота, чтобы получать больше навоза. Он даже запретил в деревне, где такая норма не соблюдалась, резать или продавать скот, пока не будет выращено нужное поголовье скота. Лучше крестьянам, доказывал он, год-два пожить без мяса, посидеть на хлебе и молоке, чем подорвать плодородие почв и остаться вообще без хлеба. В нескольких имениях он приказал вывести из оборота часть пашни, не обеспеченную удобрениями, и обратить её в луга или пастбища. Во всех своих имениях Суворов разводил фруктовые сады, насаждал леса, в которых видел не только источник древесины и разных даров природы, но и как средство сохранения влаги в почве и обеспечения высокой урожайности полей.
Суворов установил, что в имении должны соблюдаться оптимальные соотношения пашни, огородов, лугов, пастбищ, садов, лесов и т.д., а также рациональное их взаимное расположение. Он прикупал земли и деревни, чтобы избежать чересполосицы, затруднявшей хозяйствование, устраивал винокурни и другие перерабатывающие предприятия. Эти принципы можно считать зачатками впоследствии сформулированного в России «Закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства».
Все имения Суворова образовали единую замкнутую систему хозяйства, где производилось всё необходимое для потребностей этой «империи». Закупалось на стороне только то, чего нельзя было произвести у себя. Целью хозяйства было жизнеобеспечение, а не нажива, хотя счёт деньгам вели тщательно. Суворову, вероятно, показалась бы нелепой политика, когда закупается на стороне дешёвая продукция, а собственные работники остаются без работы и без средств к существованию.
Эта «малая империя» платила подати «большой» империи, поставляла ей солдат, несла другие повинности, но в остальном была совершенно независима. Однако это не было изоляцией, ведущей к косности и застою. Если возникала нужда закупать породистый скот, семена высокоурожайных сортов зерновых и других полевых культур, саженцы плодовых деревьев, красивых цветов, каких не было в своём хозяйстве, то на это Суворов денег не жалел.
Для самой же России Суворов полагал необходимым производить самим всё, что нам необходимо. Можно и нужно закупать вовне образцы передовой техники, в том числе и военной, но лишь для того, чтобы на их основе разрабатывать свои, более совершенные.
Суворов знал немецкий, французский, итальянский, польский и турецкий языки, мог объясняться на арабском, персидском, финском. Он выписывал не только все доступные российские, немецкие и французские газеты и журналы, но и сельскохозяйственную литературу и энциклопедии, хотя его собственные идеи намного обогнали достижения сельскохозяйственной науки того времени, о которых писалось в трудах Вольного экономического общества, где преобладали переводы статей из журналов западных стран, мало что дававшие российским сельским хозяевам.
Главным капиталом в своих имениях Суворов считал их население. Свой завет военачальникам: «Берегите солдат – они главное достояние России» Суворов осуществлял на деле, заботясь о крестьянах, из среды которых солдаты приходили. Он перевёл крестьян с барщины на лёгкий оброк, поощрял рождение детей, выдавал денежное пособие на каждого новорождённого. Он запретил сдавать в солдаты бобылей, не занимавшихся хозяйством, приказывал их женить и обеспечить хозяйством, а рекрутов купить на стороне из числа добровольцев, выделяя половину суммы на это из своих денег. Когда он узнавал, что у бедного многодетного крестьянина всего одна корова, то считал это позором для всей деревни, выделял деньги и приказывал купить ему вторую корову.
Считая, что «крестьянин богатеет не деньгами, а детьми», Суворов устраивал браки девушек-бесприданниц. Если всё же девушек не хватало, чтобы все парни могли обзавестись семьёй, Суворов покупал их у других помещиков за свой счёт. Борясь с детской смертностью, Суворов наблюдал за питанием крестьянских детей, учил крестьян правилам гигиены.
Эффективность хозяйства у Суворова была намного выше, чем у других помещиков, проживавших в той же природно-климатической зоне. Его крепостные объясняли это тем, что Суворов был не простой человек, потому что «знал планиду». А это, по народным понятиям, доступно только святым, с которыми повседневно общаются ангелы.
Суворов был православным христианином, и не просто посещал храм, но и бывал там звонарём, чтецом, пел на клиросе. Во всех своих имениях он строил церкви, а давая задание позолотить церкви церковный крест, выбирал способ позолоты, обеспечивающий её сохранность по крайней мере на сто лет. Иерархи церкви называли его великим христианином.
Идеалом Суворова было общество, в котором не было бы ни слишком богатых, ни слишком бедных, а людей ценили бы по их разуму, просвещённости и нравственным качествам.
Редактор исторического направления сайта
советник Координационного центра МПР
А.И. Максимкин
Источник: Столетие.RU
Комментарии: