09 декабря
РОДИЛИСЬ:
1712 |
Савва Яковлевич ЯКОВЛЕВ (1712 — 4.3.1784), основатель дворянской фамилии, породнившейся потом с древними аристократическими дворянскими и титулованными родами. Он был простым осташковским мещанином, пришедшим в столицу «с полтиною в кармане и с родительским благословением». В Петербурге начал торговать рыбой, позднее занялся рудными и золотыми промыслами, завел себе полотняные фабрики в Ярославской губернии, нажив в итоге миллионы. Вступление на престол ЕКАТЕРИНЫ II принесло Яковлеву ряд неприятностей: он отказался бесплатно поить народ в своих кабаках в этот день всенародной радости. Императрица выразила неудовольствие, а в народе стали говорить, что она пожаловала ему пудовую чугунную медаль для ношения на шее по праздникам. Только раздачей пожертвований и широкой благотворительностью спохватившийся богач сумел примирить с собой новую царицу. Разделенное между пятью сыновьями и двумя дочерьми колоссальное имущество Саввы Яковлева даже спустя 100 лет представляло собой ряд крупных состояний. |
1763 |
Алексей Николаевич ОЛЕНИН (1763 — 29.4.1843), видный деятель российской культуры, член Государственного совета. Со школьной скамьи многие из нас знают его как прототипа фонвизинского Митрофанушки — героя пьесы «Недоросль», не желавшего учиться. Якобы после премьерного показа пьесы 18-летний Алексей, узнавший в герое самого себя и потрясенный смехом в зале, перестал бездельничать и стал одним из самых образованных людей своего времени. Эта легенда столь прочно укоренилась что никто не знает, кому она обязана своим появлением на свет. На самом же деле Оленин воспитывался в доме президента двух Академий Екатерины ДАШКОВОЙ, с 11 лет учился в Пажеском корпусе, а с 17 продолжал учебу за границей. По возвращении в Россию служил в артиллерии и в 22 года стал членом Российской Академии за составленное им «толкование многих военных русских старинных речений». Воевал, занимал важные чиновничьи посты, но прославился своим служением культуре. Более 30 лет он руководил Императорской Публичной библиотекой, четверть века — Академией художеств. Библиотекарями у него были лучшие писатели — баснописец Иван КРЫЛОВ, переводчик ГОМЕРА Николай ГНЕДИЧ, поэты Константин БАТЮШКОВ и Антон ДЕЛЬВИГ. В знаменитом салоне Олениных собирались известные деятели науки и искусства — не было ни одного писателя, художника или артиста, которого бы Оленин обошел своим вниманием. Сам художник, ученый, археолог, писатель и историк, он был назван императором АЛЕКСАНДРОМ I «тысячеискусником». У него было трое сыновей и две дочери, одну из которых, Анну Алексеевну, воспели в стихах КОЗЛОВ, ГНЕДИЧ, ВЕНЕВИТИНОВ, ПУШКИН, который даже был влюблен в нее и искал ее руки, но без успеха. Зато остались несколько стихотворений, в том числе и знаменитое: |
1842 | ||||
Петр Алексеевич КРОПОТКИН |
1846 170 лет назад |
Николай Павлович БОГОЛЕПОВ (1846 — 15.3.1901), профессор римского права в Московском университете, ректор университета (1883—87, 1891—93), министр народного просвещения (1898—1901), член Госсовета. Придерживался крайне правых взглядов, считал себя обязанным бороться с революционным и либеральным движением в школах и университетах, то есть изгонять из них «вредных» преподавателей, а студентов, участвовавших в волнениях, отдавать в солдаты. За это он, прозванный Каменным гостем, и пострадал: 27 февраля во время аудиенции с министром ранее дважды исключенный из университета эсер Петр КАРПОВИЧ смертельно ранил его выстрелом из револьвера. Освободившееся министерское кресло займет бывший военный министр генерал-адъютант П. С. ВАННОВСКИЙ. |
1880 |
Михаил Михайлович МОРДКИН (1880, Москва — 5.7.1944, Нью-Йорк), артист балета, солист Большого театра, хореограф, педагог.Эмигрировав, оказался в США, где организовал труппу «Балет Мордкина», из которой впоследствии родился «Американский театр балета». |
1927 |
Людмила Юльевна БРАУДЕ (1927 — 26.10.2011), переводчица, доктор филологических наук, которую называют «русской мамой Карлсона» — героя шведской писательницы Астрид ЛИНДГРЕН. В детстве уроки французского, немецкого языков и музыки ей давала воспитанница Смольного института. У той учились дочери маминой подруги, которая, когда шла за ними, иногда брала маленькую Люду с собой. Преподавательница раз заметила, как 5–летняя девочка рассказывает услышанную накануне часть урока соседской собаке, позвала маму девочки и сказала, что будет учить ее бесплатно. Пережившая блокаду и повзрослевшая девочка хотела стать театральным режиссером, но из–за юных лет ее согласны были взять только на актерское отделение. Это совершенно не входило в ее планы, и тогда было принято неожиданное решение поступить на скандинавское отделение филфака Ленинградского университета. Учить шведский язык было трудно, так как не было словарей, учебников, книг. Одна из подруг даже была согласна выйти замуж за парня лишь потому, что у него такой словарь был. Отличницу не взяли ни военным переводчиком, ни в аспирантуру, и несколько лет она преподавала немецкий язык в школе рабочей молодежи, где никто не хотел учить язык поверженного врага, но желал пригласить в кино молоденькую учительницу. Только в 1959 году Брауде устроилась в Библиотечный институт (ныне Санкт–Петербургский государственный университет культуры и искусств), в котором и работала всю жизнь. Первая книга Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио» в ее руки попала случайно. Уже тогда она поняла, что это ее писатель. Но когда последовало предложение написать предисловие к книге «Расмус–бродяга», оказалось, что в СССР о Линдгрен ничего не известно. Было это в начале 1960–х годов, когда уже появился первый перевод Карлсона, выполненный почему–то с немецкого. Брауде решила проблему просто, написав письмо в шведскую газету. Оттуда его переслали Линдгрен, которая прислала в ответ массу материалов, фотографии и все свои книги. Так в 1963 году началась их переписка, переросшая в дружбу, хотя первой личной встречи пришлось ждать 25 лет. Итогом же творческого сотрудничества стали два собрания сочинений Линдгрен в 6 и 8 томах. Так же развивались отношения с другой открытой Людмилой русскому читателю финской писательницей Туве ЯНССОН: письмо в газету — ответ — личная встреча. Переводчица донесла до нас и ранее неизвестные сказки Ганса Христиана АНДЕРСЕНА, и творчество таких новых авторов, как Лина КОБЕРБЕЛЬ. Когда же ее спрашивали, не было ли желания написать что–то свое, она отвечала: «Я не согласна, что переводчик остается в тени. Переводчик — соавтор, создатель адекватного произведения на родном языке. И я очень рада и горжусь тем, что у меня были такие замечательные спутники жизни, соавторы, как Андерсен, Лагерлеф, Астрид Линдгрен, Янссон и многие, многие другие писатели». |
1934 |
Геннадий Кузьмич БОКАРЕВ (1934, село Бобровка Свердловской обл. — 21.2.2012, Москва), драматург, киносценарист, художественный руководитель Свердловской киностудии. Самой известной его пьесой стали «Сталевары», поставленные на МХАТовской сцене, а из фильмов по его сценариям — «Самый жаркий месяц», «По собственному желанию», «Найти и обезвредить». |
1934 |
Леонид Иванович ВОЛКОВ (1934), хоккеист, нападающий ЦСКА и сборной, олимпийский чемпион 1964 года, двукратный чемпион мира, заслуженный мастер спорта. |
1936 80 лет назад | ||||
Александр Александрович ИВАНОВ |
1939 |
Игорь Григорьевич БАКАЛОВ (1939), спортсмен, один из лучших советских стрелков из произвольного малокалиберного пистолета и револьвера, неоднократно становился победителем и призером чемпионатов мира и Европы. |
1944 |
Михаил Борисович ПИОТРОВСКИЙ (1944), директор Эрмитажа, член-корреспондент РАН. |
СКОНЧАЛИСЬ: |
1699 |
Патрик ГОРДОН (31.3.1635 — 1699), русский генерал и контр-адмирал, шотландец по происхождению. Покинув раздираемую религиозными и политическими распрями Шотландию, он сначала отправился в Данциг, затем два года проучился в колледже иезуитов. Во время польско-шведской войны стал наемником и воевал попеременно то за одну, то за другую сторону. В 1661 году Гордон поступил на службу в русской армии в чине майора, вскоре став полковником. В 1666 году царь АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ направил его во главе русской миссии в Англию. Переговоры не принесли ожидаемых результатов, и Гордон утратил благосклонность царя. В 1678 году шотландец отличился при героической защите города Чигирина (Украина), осажденного турками. Гордон принимал участие в первых двух Крымских походах, а в 1689 году помог ПЕТРУ I свергнуть регентшу СОФЬЮ. Гордон стал сподвижником и одним из учителей юного царя, обучая его баллистике, руководил военными играми, устраивавшимися царем. В награду Петр присвоил ему чин контр-адмирала и назначил своим главным военным советником. В 1698 году, когда во время нахождения царя за границей стрельцы восстали с целью возвращения к власти Софьи, Гордон подавил их выступление. |
1801 215 лет назад |
САЛТЫЧИХА /Дарья Николаевна САЛТЫКОВА/ (март 1730 — 1801), помещица, замучившая более 100 крепостных крестьян. За свою жестокость была арестована, помещена в монастырскую тюрьму, где и умерла. |
1893 |
Николай Саввич ТИХОНРАВОВ (15.10.1832 — 1893), литературовед, театровед, археограф, академик Петербургской АН. Ректор Московского университета (1877—83), председатель Общества любителей российской словесности. |
1941 75 лет назад | ||||
Дмитрий Сергеевич МЕРЕЖКОВСКИЙ |
1999 |
Яков Ануфриевич РЫЛЬСКИЙ (25.10.1928 — 1999), фехтовальщик-саблист, олимпийский чемпион 1964 года в командных соревнованиях, бронзовый призер командных соревнований Олимпиады-56, заслуженный мастер спорта. В 1958 Рыльсккий первым из советских саблистов выиграл личный чемпионат мира, а в 1961 и 1963 повторил этот успех. |
2005 |
Владимир Александрович СТРУННИКОВ (15.7.1914 — 2005), генетик, академик (1987), Герой Труда. |
2008 |
Юрий Николаевич ГЛАЗКОВ (2.10.1939, Москва — 2008, Москва), летчик-космонавт, генерал-майор авиации, доктор технических наук. |
СОБЫТИЯ: |
1590 |
В этот год (или еще в правление ИВАНА IV ГРОЗНОГО девятью годами ранее) царским указом был запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому. Отмечавшийся 26 ноября по ст. ст. Юрьев день — церковный праздник в честь св. Георгия — завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, уплатившим пожилое, в период времени за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина. Запрет перехода породил пословицу: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» |
1741 275 лет назад | ||
Выпущен манифест с объяснением прав ЕЛИЗАВЕТЫ на российский престол.
|
1836 180 лет назад |
В петербургском Большом театре прошла премьера оперы Михаила ГЛИНКИ «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
Замысел создания национальной героической оперы родился у автора в 1832 году в Италии, а использовать в качестве сюжета подвиг крестьянина Ивана СУСАНИНА, заведшего в непроходимые дебри интервентов-поляков и ценой своей жизни спасшего от них царя, ему предложил поэт Василий ЖУКОВСКИЙ. Современники сразу оценили оперу по достоинству. Музыкальный критик Владимир ОДОЕВСКИЙ написал: «С оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, — новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!» Ему вторил и брат знаменитого французского писателя Просперо МЕРИМЕ Анри: «По сюжету и музыке это такой правдивый итог всего, что Россия выстрадала и излила в песне… Это более, чем опера, это — национальная эпопея». Но название, сюжет и либретто оперы, даже заложенная в ней идея, не раз становились предметами споров, в результате чего сегодня насчитывается более десятка версий оперы. Сам композитор назвал свое произведение именем главного героя, но присутствовавший на одной из репетиций император НИКОЛАЙ I пожелал, чтобы оно было заменено на «Жизнь за царя». |
1842 |
Первое представление оперы Михаила ГЛИНКИ «Руслан и Людмила» в петербургском Большом театре.
Она была задумана еще при жизни Александра ПУШКИНА, поэма которого послужила сюжетом оперы. Но премьера принесла автору ряд чувствительных огорчений. Публике и высшему обществу она не понравилась, а император НИКОЛАЙ I после четвертого акта демонстративно покинул театр, не дождавшись конца представления. За 6 лет до этого, день в день, на той же сцене прошла премьера другой оперы композитора — «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Тогда композитора пригласили в императорскую ложу, где царь первым поблагодарил его. Исполнители оба раза были одни и те же, но восприятие совершенно разное. Как отмечал в воспоминаниях сам Глинка, «первый акт прошел довольно благополучно. Второй акт прошел также недурно. В третьем акте публика заметно охладела. Четвертый акт не произвел эффекта, которого ожидали. В конце же 5–го действия императорская фамилия уехала из театра. Когда опустили занавес, начали меня вызывать, но аплодировали очень недружно, между тем усердно шикали, и преимущественно со сцены и оркестра». Когда Глинка обратился к управляющему личной канцелярией императора генералу Леонтию ДУБЕЛЬТУ, стоит ли ему идти на вызовы, тот ответил: «Иди. Христос страдал более тебя». И тем не менее в первый сезон представление прошло в столице 32 раза.
|
Комментарии: