01 декабря
РОДИЛИСЬ:
1717 |
Григорий Николаевич ТЕПЛОВ (1717, Псков — 10.4.1779), философ, литератор, музыкант, почётный член Российской АН (1747). |
1792 |
Николай Иванович ЛОБАЧЕВСКИЙ (1792 — 24.2.1856), создатель неевклидовой геометрии. |
1869 |
Мирра (Мария Александровна) ЛОХВИЦКАЯ (1869, Санкт-Петербург — 9.9.1905, Санкт-Петербург), поэтесса. Ее младшая сестра Надежда известна под псведонимом ТЭФФИ. |
1873 |
Виктор Михайлович ЧЕРНОВ (1873 — 15.4.1952), лидер партии эсеров, председатель Учредительного собрания. |
1934 |
Леопольд Игоревич ЛЕОНТЬЕВ (1934), директор Института металлургии УрО РАН, академик РАН (1997). |
1935 |
Элеонора Валериановна БЕЛЯЕВА (1935 — 20.4.2015), телеведущая «Музыкального киоска». |
1937 |
Наум Ихильевич КЛЕЙМАН (1937, Кишенев), киновед, директор московского Музея кино. |
1938 |
Валентин Михайлович ИЕВЛЕВ (1938), специалист в области электронной микроскопии, материаловедения и технологии наноматериалов, академик РАН (2008). |
1945 |
Геннадий Викторович ХАЗАНОВ (1945), артист эстрады, руководитель Театра эстрады. |
1949 |
Александр Яковлевич ДИК (1949, Душанбе), актер театра и кино, народный артист России (2002). |
1956 60 лет назад |
Амаяк АКОПЯН (1956), актер-фокусник. |
1959 |
Гарик (Игорь Иванович) СУКАЧЁВ (1959), рок-музыкант.
|
СКОНЧАЛИСЬ:
1825 |
АЛЕКСАНДР I (23.12.1777, Санкт-Петербург — 1825, Таганрог), российский император с 1801 года. Неожиданная смерть царя, отличавшегося отменным здоровьем, породила множество слухов, отголоски которых слышны сегодня, и месяц спустя привела к восстанию декабристов. Граф Михаил СПЕРАНСКИЙ сказал про царя: «Он был слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым». |
1867 |
ФИЛАРЕТ /в миру – Василий Михайлович ДРОЗДОВ/ (6.1.1783 — 1867), митрополит московский (1825—67). |
1911 105 лет назад |
Василий Максимович МАКСИМОВ (29.1.1844 — 1911), живописец, академик Петербургской АХ. |
2014 |
Фёдор Борисович ДОБРОНРАВОВ (2.9.1921 — 2014), кинооператор. За картину «Горячий снег» (режиссер Гавриил ЕГИАЗАРОВ) был удостоен Государственной премии имени братьев Васильевых, приглашен для съемок удостоенного впоследствии «Оскара» фильма «Дерсу Узала» Акиро КУРОСАВЫ. В 1984 году эмигрировал в США. |
СОБЫТИЯ: |
1835 |
В Варшаве воздвигнут 15-метровый чугунный обелиск в честь императора АЛЕКСАНДРА I.
Его возвели на плацу выстроенной тогда же названной именем императора крепости-цитадели в центре города. Император НИКОЛАЙ I, который как раз и повелел построить цитадель после подавления польского восстания 1830—31, приказал показать ее представителям города и заявил, что в случае повторения волнений крепостные орудия уничтожат Варшаву. На 80 лет воцарились тишь и благодать, пока в 1-ю мировую войну город не был покинут русскими войсками, после чего памятник вскоре был уничтожен. |
1855 |
У Ивана ТУРГЕНЕВА остановился прибывший в Санкт–Петербург участник обороны Севастополя Лев ТОЛСТОЙ. Маститый писатель ввел его в круг столичных литераторов.
Тургенев, уже знаменитый как автор «Записок охотника» и работавший в ту пору над повестью «Рудин», был старше на 10 лет и покровительствовал 27–летнему начинающему автору. Он был знаком с сестрой Толстого Марией Николаевной и даже увлечен ею. Если у Толстого сестра стала прототипом Любочки в автобиографической трилогии, то Тургенев взял ее прообразом героини в повести «Фауст». Через сестру он свел письменное знакомство с Толстым и пригласил погостить его во время отпуска. Не только он, а вся редакция журнала «Современник», с которым сотрудничал Тургенев, с нетерпением ожидала приезда человека, который опубликовал в журнале как свою первую повесть, так и написанные в Севастополе рассказы, но пока подписывался только инициалами. Война к тому времени завершилась, артиллерийский прапорщик Толстой решил службу оставить и всецело посвятить себя литературной деятельности. Прямо с вокзала Толстой направился к Тургеневу, они радостно обнялись и «сейчас же изо всех сил расцеловались». В тот же день поехали к редактору «Современника» Николаю НЕКРАСОВУ. Поэт писал критику Василию БОТКИНУ: «Что это за милый человек, а уж умница какой!» В первые дни Тургенев с отеческой нежностью опекал Толстого, а тот «пустился во все тяжкие. Кутежи, цыгане и карты во всю ночь; а затем до двух часов спит как убитый». Тургенев охранял его сон от посетителей. Пошли литературные вечера, обеды в Шахматном клубе, опера, концерты, но скоро обнаружились различия во взглядах и противоположность натур. Тургенев так писал в одном из своих писем: «Вы не можете себе представить, что это за милый и замечательный человек — хоть он за дикую ревность и упорство буйволообразное получил от меня название Троглодит. Я его полюбил каким–то странным чувством, похожим на отеческое». Толстой с самого начала обнаружил такую самостоятельность суждений, независимость поведения и мощь таланта, что ни в чьем благоволении не нуждался. Между писателями часто вспыхивали бурные споры, возникали они и в отношениях Толстого с редакцией «Современника». Так продолжалось пять с половиной лет, когда между Тургеневым и Толстым случилась ссора, едва не приведшая к дуэли. После нее отношения писателей прервались на долгих 17 лет. Не стоит думать, что этот случай уникален. Критике Толстого не подвергался только драматург Александр ОСТРОВСКИЙ, он — единственный, с кем Толстой на «ты», а с Федором ДОСТОЕВСКИМ они так ни разу и не встретились в жизни. У Тургенева были непростые отношения с Некрасовым, он судился с Иваном ГОНЧАРОВЫМ, ссорился с Достоевским. А уж какими непримиримыми были отношения литераторов с разными политическими взглядами! Толстой был представителем нового поколения, он видел войну без прикрас, старые авторы находили в нем скверное образование, барскую спесь и офицерские замашки, а ему были смешны их либеральные чаяния. В одном из неотправленных писем Тургеневу Толстой сказал, что их словно разделил «овраг», о котором очень не хотелось бы думать. Овраг оказался глубоким, а перекинуть мостки через него — делом непростым. |
1887 |
Премьера комедии 27-летнего Антона ЧЕХОВА «Иванов» в московском театре Федора КОРША. В те времена фамилия героя еще произносилась с верным ударением на второй слог. |
Комментарии: