Ордою тайев сокрушён
И в окровавленной траве
Враги нашли Звезду Каве —
Героев Эраншахра стяг.
Ликует нечестивый враг —
Воскресший чародей Дахак.
Померк Ирана Свет, и Мрак
Вновь воцарился на земле.
И снова предстоит во мгле
Влачить иранцам дни свои,
Что проиграли все бои
Свирепым тайям — слугам Тьмы…
Вот так когда-нибудь и мы
Сойдем с арены навсегда,
Как некогда — Каве Звезда.
Всё времени уносит вихрь…
Но всё же — славься, Арьямихр!
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.
Императорская (Шахиншахская) династия Пехлеви правила Иранской Державой (Эраншахром) с 1925 по 1979 г., сменив свергнутую ею прежнюю правящую династию Каджаров (тюркского происхождения) и, в свою очередь, была свергнута в результате так называемой исламской революции (во многом инспирированной спецслужбами США, по принципу т.н. «исламских», «цветных» и прочих «перезагрузочных» якобы-революций). Название династии было дано ее основателем Резой Савадкухи, родившимся 15 марта 1878 года в деревне Алашт шахристана Савадкух остана (провинции) Мазендеран в мазандеранской семье Аббас Али-хана и Нуш-Афарин Айрумлу. Реза начал свою военную карьеру рядовым офицером Персидской Казачьей бригады (сформированный русскими военными специалистами в царствование Государя Императора Николая II для военной поддержки персидского шаха от местных революционеров) и дослужился в ее рядах сначала до офицера, а затем — до генерала (см. фото тех времен, помещенное нами выше слева, судя по которому, будущий шах удостоился награждения русским Императорским орденом Святого Станислава с мечами). Название «Пехлеви» было дано новой династии в память о пехлевийском (парфянском, или среднеперсидском) владетельном доме Каренов (Каренидов), к которому Реза-хан возводил свое происхождение. Первым шахиншахом этой династии был сам Реза-шах Пехлеви, взошедший на «павлиний трон» Ирана (вывезенный в XVIII веке великим завоевателем Надир-Шахом из Индии) /1/ в 1925 году, а вторым и последним шахиншахом был его сын Мохаммед Реза Пехлеви, свергнутый в 1979 году в ходе инспирированной из-за рубежа исламской революции.В 1921 году, в разгар государственной смуты и внешней (английской и советской) интервенции, молодой иранский генерал Реза-хан с помощью своих сослуживцев по Персидской казачьей бригаде с боями занял столицу Персии Тегеран, очистив ее от революционеров, и получил от тогдашнего персидского монарха Ахмад-шаха из династии Каджаров военным губернатором и главнокомандующим, спустя недолгое время — военным министром, а в 1923 году — премьер-министром. Используя своё положение и авторитет, энергичный Реза-хан подготовил свержение династии Каджаров. Учредительное Собрание персидского парламента (меджлиса) 31 октября 1925 года объявило о низложении Ахмад-шаха Каджара. 12 декабря 1925 года Реза-хан был провозглашён новым императором Ирана под именем Реза Пехлеви.
Император Иранской державы именовался Шахиншах, или, точнее, Шааншах (что означает «Царь Царей»), а его супруга, Императрица (Шахиня) Ирана — Шахбану. Полный титул иранского Шахиншаха звучал в переводе на русский язык следующим образом: «Его Императорское Величество Шахиншах Арьямихр» (последнее слово означает «Солнце Ариев»; Михр-Мехр-Митра — древний индоарийский бог солнца, справедливости, нерушимости договоров и клятв, которому поклонялись и древние римляне, и в первую очередь — принадлежащие к военному сословию; у древних армян Митре соответствовал Мгер). Выше изображены корона Шааншаха (слева), его «Павлиний трон» (принадлежавший в свое время Великим Моголам и вывезенный в XVIII веке из Индии шахом Надиром), справа — корона наследника престола — Шахзаде («сына Шаха»).
В период правления династии Пехлеви Иран официально именовался «Шахиншахское Государство Иран» (перс.: Доулат Шаханшахи-йе Иран, Dowlat-e Shаhanshаhi-ye Irаn), или Имперское Государство Иран (англ. Imperial State of Iran). В отечественных источниках иногда встречалось название: «Иранское Шахство», «Шахство Иран», но чаще просто «Иран», хотя до 1935 года в европейских источниках (включая российские и советские) в качестве официального употреблялось принятое на Западе с античных времен название «Персия» («Персидское Шахство», «Персидское Государство», реже — «Шахство Персия», «Имперское Государство Персия», «Персидская Империя»).
Шах Реза Пехлеви провозгласил политику широкомасштабной модернизации и индустриализации. Он запретил мужчинам (за исключением мусульманских священнослужителей, с которыми, тем не менее, в случае неповиновения расправлялся достаточно круто, вплоть до расстрела и повешения) ношение тюрбана, замененного сначала так называемой «пехлевийской шапкой», а затем — головными уборами европейского образца, ввел для всех чиновников и государственных служащих европейский костюм, стал направлять специалистов на обучение в европейские и другие промышленно развитые страны, улучшать инфраструктуру, систему образования, строить железные и автомобильные дороги. До начала Второй мировой войны страна жила под знаком индустриализации и урбанизации.
В 1935 году шах Реза потребовал, чтобы все иностранные государства официально использовали самоназвание государства — Иран, вместо употреблявшегося до того названия Персия. Он сумел так поставить себя, что снискал большое уважение среди глав государств и правителей всего мира, и к началу Второй мировой войны получил следующие награды:
Орден Льва и Солнца 1 степени (Персия, 1923)
Большую цепь Ордена Солнца Свободы (Афганистан, 1928)
Орден Белого Орла (Польша, 1929)
Цепь Ордена Мухаммеда Али (Египет, 1932)
Цепь Ордена Хашимитов (Ирак, 1932)
Орден Серафимов (Швеция, 1934)
Орден Слона (Дания, 1937)
Большой крест Ордена Леопольда I (Бельгия, 1937)
Большой крест ордена Почётного легиона (Франция, 1937)
Орден Благовещения, или Аннунциата (Италия, 1939)
Большой крест Ордена святых Маврикия и Лазаря (Италия, 1939)
В 1941 году Реза-шах, пытавшийся лавировать между двумя блоками противоборствующих в ходе Второй мировой войны держав, отказал Великобритании и СССР, обвинявших его в тайной поддержке гитлеровской Германии, в размещении их войск на территории Ирана. Тем не менее, английские (по преимуществу — колониальные индийские) и советские войска с двух сторон вторглись в Иран. Их вторжение не прошло совершенно беспрепятственно, наталкиваясь в некоторых случаях на сопротивление шахских войск. Так, иранский гарнизон порта Бендер-Аббас сложил оружие только после трех дней ожесточенных боев. Тем не менее, силы оказались слишком неравными. Военные власти союзников вынудили шаха отречься от престола 16 сентября 1941 года, а иранское правительство — уйти в отставку. Английские и советские войска взяли под свой контроль все иранские железные дороги и нефтяные месторождения. Мохаммед Реза Пехлеви, сын отрекшегося от власти шаха, получил разрешение занять иранский трон.
В 1942 году союзники по антигитлеровской коалиции приняли соглашение о восстановлении государственного суверенитета Ирана. Тем не менее, Советский Союз вывел свои оккупационные войска из Ирана только в мае 1946 года, длительное время сохраняя свой контроль над иранскими провинциями Восточный Азербайджан и Западный Азербайджан и поддерживая в них сепаратистское движение иранских азербайджанцев (даже провозгласивших свою Республику), в надежде на присоединение обеих вошедших в состав самопровозглашенной республики иранских провинций к Азербайджанской Советской Социалистической республике в составе СССР.
После окончания Второй овой войны шах Мохамед Реза Пехлеви построил над останками отца роскошный мавзолей (варварски разрушенный после исламской революции шиитскими аятоллами). Молодой и энергичный шахиншах активно продолжал политику вестернизации страны, осуществляя многочисленные реформы в самых разных сферах, проводил активную внешнюю политику, оказывая поддержку эфиопскому негусу-негести («царю царей») Императору Хайле-Селассие в борьбе с эритрейскими сепаратистами, султану Омана Кабусу — в борьбе с коммунистическими партизанами Дофара. В то же время шах поддерживал хорошие добрососедские отношения с СССР, при нем в Иране (как, кстати, и в «старорежимом» Афганистане — при короле Захир-шахе) трудилось великое множество советских специалистов самого разного профиля (в том числе — врачей), личный самолет императора Ирана водили советские пилоты. При Мохамеде Резе Пехлеви в Иране были проведены земельная реформа («белая революция»), введена многопартийная система, было много сделано для уравнения женщин в правах с мужчинами (в частности, было отменено ношение женщинами чадры и паранджи), что вызвало яростную оппозицию фанатичного мусульманского шиитского духовенства, настраивавшего против шаха недостаточно просвещенные массы рядовых верующих. Сам шах пытался порвать со многими исламскими традициями. Он активно поддерживал на территории Ирана и за ее пределами (в частности — в Индии) древнюю иранскую религию зороастрийцев -маздаяснийцев и даже ввёл ненадолго летосчисление не от хиджры (бегства основателя ислама пророка Музаммеда из Мекки в Медину), а от начала правления древней персидской царской династии Ахеменидов. Вообще шах охотно подражал ахеменидским и сасанидским «царям царей» доисламской Иранской державы, финансировал восстановительные работы в Персеполе (древней столице Ахеменидской Персии), и отмечая там, в одежде времен Кира Великого, Камбиза, Дария и Артаксеркса, восход солнца в день Ноуруза — иранского праздника наступления Нового года (хотя и усвоенного позднейшей исламской традицией, но уходящего своими корнями в глубочайшую арийскую древность).
Однако семена, посеянные шахом-реформатором, упали на недостаточно подготовленную почву. Внутриполитическое положение обострилось (не без тайной поддержки оппозиционных сил со стороны США, которым шах стал представляться чересчур самостоятельным). В результате обострения ситуации в Иране в марте 1975 года был установлен авторитарный однопартийный режим, всем гражданам было приказано принадлежать к правящей партии, а все прочие общественные объединения запрещены; ещё ранее для более успешной борьбы с врагами режима была учреждена тайная полиция САВАК.
Исламская революция 1979 г. в Иране свергла шаха. Он был вынужден покинуть страну; умер в изгнании в Египте в 1980 г., скончавшись, по официальной версии, в каирской больнице от рака. На волне огульного отрицания реформ, проведенных при шахиншахах Пехлевийской династии, к власти пришел открыто террористический режим исламских фундаменталистов во главе с непререкаемым религиозным лидером, фанатичным шиитским богословом аятоллой Хомейни, навязавшего свою диктатуру всем несогласным с помощью жесточайших репрессий (достаточно сказать, что обвиненных в политических преступлениях девушек «стражи исламской революции» подвергали насильственной дефлорации, после чего «исламские суды» могли спокойно приговорить их к смертной казни, поскольку шариат запрещает приговаривать к смерти девственниц).
Шах Мохаммад Реза был женат трижды. Третья супруга шаха, Фара Диба, родила ему троих сыновей и была коронована как шахбану (императрица) Ирана в 1967 году. Его старший сын Реза Кир Пехлеви, названный в честь царя Кира Персидского (основателя династии Ахеменидов), после смерти отца является главой дома Пехлеви и считается иранскими монархистами шахиншахом Ирана в изгнании.
Герб династии Пехлеви (см. иллюстрацию в заголовке настоящей миниатюры) был не только очень красив, но и весьма интересен в историческом аспекте, ибо в нем, средствами геральдики, отразились важнейшие эпохи многотысячелетней истории Ирана (Арианы, Эраншахра), или Парсуа (Персии), перечеркнутой и отвергнутой революционным хомейнистским исламским режимом так же безжалостно, как история и геральдика Российской Империи — преемницы, через Московское Царство — Византийской и Римской Империй — были перечеркнуты и отвергнуты советскими большевиками после октябрьского переворота 1917 года.
Полный Императорский герб Ирана (ниже мы поместили его изображение на Большом Императорском Штандарте Шааншаха Арьямихра), созданный в 40–х гг. ХХ в., вполне гармонично сочетал в себе государственную символику последовательно сменявших друг-друга на протяжении веков иранских правящих династий, наглядно олицетворяя две с половиной тысячи лет истории непрерывной иранской государственности, за исключением периода, когда завоеванный Александром Македонским Иран входил в состав эллинистической династии Селевкидов, основанной одним из полководцев-диадохов Александра — Селевком Никатором (греч.: Победителем).
Герб Ирана под скипетром династии Пехлеви, мягко говоря, мало соответствовал исламским канонам, вообще-то запрещающим изображать людей, зверей, птиц и вообще живые существа. Впрочем, именно в Персии-Иране, хотя и завоеванной в VII в. п.Р.Х. арабами-магометанами, насильственно (в несколько этапов) обративших иранцев в ислам, но всегда сохранявшем известную самостоятельность, этот запрет соблюдался наименее строго (достаточно вспомнить средневековые персидские миниатюры и т.д.).
Но перейдем к описанию самого герба Эраншахра под скипетром Пехлевийской Династии, используя язык геральдики — науки о гербах, их составлении, изображении и блазонировании (истолковании).
Щит восточного типа — круглый, четверочастный.
В центре щита — малый (сердцевой) щиток с гербом Императорской Династии Пехлеви: воспетая еще в зороастрийских сказаниях священная гора Демавенд, из-за которой восходит Солнце. Гора Демавенд, расположенная на территории иранской провинции Мазендеран — высочайшая горная вершина Ирана (5 610 метров над уровнем моря). В одной из связанных с Демавендом зороастрийских легенд утверждается, что именно сердце этой горы был заключен героем-кузнецом Каве (чей фартук стал главным государственным и боевым знаменем Ирана — «Драфши-Кавиани», что значит «Звезда Каве») злой чародей Заххак (один из злых духов в зороастрийской религии; в персидской мифологии изображается как чудовище с двумя змеями, растущими из плеч) и что дым, постоянно поднимающийся с ее вершины — это дыхание Заххака (у разных иранских и попавших под иранское культурное влияние народов — Дхака, Дахака, Ажи-Дахаки, Аждахаки, Аждахи).
В первой четверти герба: «Лев и Солнце» (перс. «Шир о Хоршид») — в голубом (лазоревом) поле идущий Лев, несущий на спине золотое Солнце и держащий в правой лапе серебряный меч.
Во второй четверти: в пурпурном поле — Фаравахар — разновидность крылатого диска, выступающая как главный символ зороастризма. Изображает Фраваши (авест. Хварно или Хварено, ср.перс. Фарр или Фран) — подобие ангела-хранителя шахского рода и всей Иранской Державы. Изначально представлял собой «крылатое солнце» (символ власти и божественного происхождения), к которому впоследствии был добавлен человеческий образ (по некоторым толкованиям — образ Ахура-Мазды или пророка древнеиранской маздаяснийской веры Заратустры-заратуштры-Зороастра). В современном зороастризме Фаравахар осмысливается как проводник человеческой души на ее жизненном пути к единению с Ахура-Маздой. Фаравахар был принят как символ «царями царей» древней персидской династии Ахеменидов (648–330 гг. до Р.Х.) у вавилонян как символ Верховного Бога, Великого Духа Добра и Света — Ахуры-Мазды-Оромазда-Ормузда. Таким образом, в гербе шахиншахов династии Пехлеви Фаравахар символизирует эпоху Ахеменидов. В верхнем (с точки зрения геральдики — правом) углу этой четверти Фаравахар сопровожден эмблемой солнца.
В третьем поле отдается дань исламскому периоду истории Ирана: в зеленом (традиционного «исламского» цвета), окаймленном золотом, поле Зульфикар (по-арабски означает «бороздчатый, с волнистыми разводами») — легендарный меч с раздвоенным на конце лезвием, принадлежавший основателю ислама пророку Мухаммеду, от которого он перешел к четвертому «праведному» халифу (законному преемнику пророка Мухаммеда) и первому шиитскому имаму «хазрету» Али ибн Абу Талибу (вскоре после гибели которого шиизм стал национальной иранской разновидностью ислама. В легендах Зульфикар часто наделяется магической силой и волшебными свойствами. Согласно среднеазиатским народным легендам, когда Али не воевал, он оставлял Зульфикар висеть в воздухе, просто подбрасывая его, а в нужную минуту меч чудесным способом оказывался у него в руке. Считалось, что волшебный Зульфикар защищает границы мусульманского мира от врагов. Меч символизирует арабо-мусульманское завоевание Ирана и исламскую (шиитскую) историю государственности Ирана (с 651 г. п.Р.Х. по сей день). Вверху Зульфикар сопровождается золотой пятиконечной, пятижальной, или, выражаясь строго геральдическим языком, пятилучевой звездой (символом ислама, наряду с полумесяцем, или ущербной луной).
Четвертое поле: в лазоревом поле Симург (Сенмурв, Симорг-Анка) — мифический крылатый зверь, полуптица-полупес, с телом, покрытым рыбьей чешуей, и с павлиньим хвостом. В гербе Пехлеви Симург символизирует эпоху двух последовательно правивших Ираном, после свержения «нечестивой» власти эллинистической династии Селевкидов, царских династий — парфянских (происходивших от родственного древним персам кочевого иранского народа парнов, поселившихся на территории персидской провинции Парфии и смешавшихся с ее коренным, также иранским, населением) царей из дома Аршакидов, возводивших свой род к древним Ахеменидам (250 г. до Р.Х. — 224 г. п. Р.Х.), и также производивших свою генеалогию от Ахеменидо персидских Царей из дома Сасанидов (224–651 гг.), свергнувших власть Аршакидов, подчинивших парфян и восстановивших первенствующее положение персов в Иранской державе (царство Сасанидов именуют Новоперсидским, а персидский язык эпохи их правления — пехлевийским). Кроме того, Симург-Сенмурв на гербе Пехлевийского Дома олицетворяет господство над тремя стихиями — землей, водой и воздухом. В древних иранских легендах Симург описывается, как вещая птица справедливости и счастья, но в некоторых мифах он — крылатый страж, восседающий на горе, которая отделяет посюсторонний мир от потустороннего. В зороастрийских текстах говорится, что Симург сидит под Мировым Древом, на котором произрастают все семена мира, и взмахами крыльев рассыпает эти семена, которые дождь и ветер разносит по всему свету; в более поздних легендах Древо и Симург отождествляются. Впрочем, в знаменитой эпической поэме Абулькасима Фирдоуси «Шахнаме» («Книга Царей») один из ее главных героев — царевич Исфендиар (преображенный древнеперсидский Спендидат) сражается с Симургом и убивает его, как враждебное ему существо. Но это, конечно, детали.
Щитодержателями герба Шахиншахского Дома Пехлеви служили обернувшиеся золотые львы с серебряными когтями и червлеными (красными) пастями и языками, держащие серебряные с золотыми рукоятями восточные мечи. Львы стоят на золотом орнаментальном подножии.
Щит дополнен цепью высшего государственного Ордена Иранской Державы — Ордена Пехлеви. На лазоревой девизной ленте под щитом, имеющей завершения в виде золотой бахромы — девиз арабскими буквами на современном персидском языке (фарси), в русской транскрипции: Мара дад фармуд о Ход Давар аст Mara, что в переводе на русский с фарси означает — «Мне Бог велел быть справедливым, и Сам является Судьей».
Щит венчает корона Пехлевийской Императорской Династии, созданная в 1924–1926 гг. по образу и подобию корон Сасанидов (изображения которых на головах увенчанных ими царей сохранились на дошедших до наших дней монетах и блюдах эпохи Новоперсидского Царства), специально для церемонии коронации Резы–Шаха — основателя династии Пехлеви.
Под государственным гербом Иранской империи изображен герб Шахзаде (наследника шахского престола Эраншахра) — двуглавый орел.
Здесь конец и Господу нашему слава!
ПРИМЕЧАНИЕ
/1/ «Павлиний» трон был изготовлен в свое время индийскими ювелирами для падишаха Могольской империи (занимавшей большую часть Северной и Центральной Индии державы Великих Моголов — потомков среднеазиатского завоевателя Бабура, происходившего от Тимура.Тамерлана, а через Тимура — от самого Чингисхана) Шах-Джахана в XVII веке. По описаниям европейских посланников ко двору Великих Моголов (Тавернье и др.), это был самый роскошный трон в мире. Подданные приближались к нему по серебряным ступеням. Ножки у трона были золотые, украшенные самоцветами. За спинкой трона вздымались два павлиньих хвоста из золота, с алмазными, изумрудными и рубиновыми вкраплениями, украшенные эмалью.
Комментарии: