17 октября 1480 года произошло самое важное событие отечественной истории — родилась та Россия, в которой мы живём. Начало стояния на реке Угре положило конец татаро-монгольскому игу. К сожалению, факт этот ещё не вполне осознан.
Фрагмент диорамы «Великое стояние на реке Угре» художника Павла Рыженко, 2014 г. © / репродукция
Впрочем, и само это стояние рисуется как-то легкомысленно. Дескать, русские и ордынцы собрали армии, сошлись на реке Угре, провели там месяц да и разошлись восвояси. Иные намекают, что русским пособил «генерал Мороз» — татары откочевали на юг только по той причине, что зима в том году была ранняя и жестокая.
О том, кто олицетворял противоборствующие стороны, представление тоже смутное. С нашей стороны — Иван Великий — то ли князь, то ли колокольня. Предводителя татар помнят лишь по той причине, что поэтесса Горенко взяла псевдоним Ахматова в его честь — прабабка Анны Андреевны возводила свой род именно к Ахмату.
Малой кровью
А между тем хан Большой Орды Ахмат ждал как раз морозов: «Станет Угра — много откроется путей на Русь!» Войско ордынцев численностью от 100 до 200 тыс. сабель пыталось занять броды по Угре от Калуги до города Опакова (ныне село Палатки) — фронт длиной в 60 км. Там развернулась непрерывная четырёхдневная битва за обладание переправой. Летописные рассказы говорят об этом так: «Наши стрелами и пищальми много поганых побили, и без числа потопили в реке, а их стрелы меж наших падали и никого не уязвляли».
Особенных подвигов, достойных песен и былин, там не совершалось — в этом плане Угра не идёт ни в какое сравнение с Куликовым полем. Единственным подвигом стало вдумчивое планирование одной из крупнейших военно-политических операций Средневековья. И здесь все лавры заслуженно принадлежат Великому князю Московскому Ивану III.
Его сравнивают с Александром Невским и Дмитрием Донским. Сравнение не в пользу Ивана — доспехами с рядовыми ратниками не менялся, в первых рядах не бился и вообще почти всю кампанию просидел в Москве. Вернее, в Красном селе, поскольку москвичи обвиняли его в трусости, а архиепископ Вассиан Рыло и вовсе застыдил: «Может быть мне, пастырю духовному, рати возглавить надлежит, коли ты не возмогаешь?»
Но именно там, в далёкой от Угры ставке князя, велась самая нужная и незаметная часть работы. Разведка. Контрразведка. Расшатывание политических союзов врага. Создание диверсионных групп и психологическая война. Модернизация армии. Внедрение инновационных технологий. Планирование глубокого стратегического охвата с помощью десанта…
Окончательное решение
Когда в апреле 1480 г. Орда двинулась к границам Руси, наши войска были уже полностью мобилизованы и готовы к бою. Летописи ни словом не упоминают ни о сборе полков из других городов, ни о рассылке гонцов, как это было перед Куликовской битвой. Русские заранее знали, как и какими силами Ахмат пошёл к Москве. А без грамотной работы разведки это невозможно.
Кстати, татары всегда нападали на Москву в лоб — через Оку и Коломну. Ахмат же дал серьёзного крюка к западу. Почему? Причина проста — ему обещал помощь Казимир IV Ягеллончик, король польский и великий князь литовский. Но помощи от Литвы не было. Как назло, именно в этот момент у Казимира возникли серьёзные проблемы — начали волноваться подвластные ему русские православные князья. Ряд источников говорит о том, что дело не обошлось без агентов Москвы, которые целенаправленно мутили воду в Литве.
О том, что главным оружием русских в той битве стала артиллерия, говорят много. Но сама по себе она использовалась у нас к тому моменту уже лет сто. Инновации Ивана состояли в другом. Впервые артиллерия стала не крепостной, а полевой. Впервые широко применили целый ряд ручного стрелкового оружия. Тюфяки, стреляющие «дробосечным железом», то есть картечью. Ручницы — пушки весом около 4 кг. Ручницы лёгкие — весом около 1 кг — ими вооружали кавалерию. И, наконец, «пищали тяжёлые», к которым прилагались «станки на колёсах». Для той эпохи артиллерия считалась сильной, если на 1000 солдат приходилась 1 пушка, производившая в день от 3 до 5 выстрелов. Русские совершили реальный прорыв. Новейшим оружием обеспечили до 15% войск, а организация огня была виртуозной.
Памятник «Стояние на Угре 1480» Фото: Commons.wikimedia.org/ StoAndrey
Но Ахмат был упорен. Теоретически замёрзшая Угра и впрямь могла ему сильно помочь. У конницы, перешедшей реку по льду в неожиданных местах, была масса возможностей. Идти на Москву, зайти русским в тыл, заняться грабежом окрестностей — выбор широк. И никакие русские пушки, отягощённые обозом, не могли бы ей в этом помешать. Но этого не случилось. Как раз когда Угра стала, татары внезапно отошли от берега, а потом и вовсе бежали.
В тот момент Ахмат получил страшное известие — возвращаться ему было уже некуда. Сработал план Ивана Великого — глубокий рейд «судовой ратью» по Волге к столице Орды, Сараю. Речной десант под руководством воеводы Василия Гвоздева-Ноздроватого и служилого московского татарина Нур-Девлета. Город, некогда наводивший ужас на полмира, перестал быть: «И тако пленили, жён и детей поганых без милости смерти предали, жилища же их сожгли и обратили Орду в место пусто».
Так окончилось иго. И так родилась та Россия, политика которой с тех пор всегда была нацелена на конечный итог — мобилизация, модернизация и полное стирание обидчиков из истории и реальности.
Информационная служба МПР
Председатель Ростовского отделения МПР,
советник Координационного центра МПР
В.В.Царегородский
Источник: Статья «Аргументы и Факты» № 42 14/10/2015
Комментарии: