Помазание на Царство Давида. Худ. Ян Викторс
«Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла».
Пс.104:15.
«И Я дал тебе царя во гневе Моем и отнял – в негодовании Моем».
Ос.13:11
Понимание природы царской власти занимает умы человечества уже многие тысячи лет. С момента появления первых государств и первых монархий, интеллектуальная элита древнего общества искала источник дарования власти, занималась поиском понимания справедливости власти и ее предназначения. И хотя крайне интересно углубиться в архаичные времена истории и изучить философско-религиозный опыт древних народов в понимании общих принципов власти, а в особенности принципов царской власти – эта тема представляется нам крайне широкой, требующей значительного времени для ее изучения и требует последующего раскрытия в отдельных статьях.
Однако, мы все признаем, что на христианское понимание власти вообще и царской власти в частности, значительное влияние оказала преемственность ветхозаветным традициям, о которых мы и скажем далее.
В Ветхом Завете особое внимание уделяется людям, которые несли на себе особую печать Бога или, если угодно, благословение Господа. Видимым образом оно проявлялось через таинственное священнодействие – помазание освященным елеем (миром).
Следуя христианской догматике таковыми помазанниками могут являться только первосвященники, пророки и цари. Как повествует нам Библия, еврейский народ долгое время существовал без своего земного правителя и управлялся непосредственно Богом. Такая форма правления называется Теократией. Известный толкователь Священного Писания, академик Лопухин Александр Павлович говорит о Теократии еврейского народа следующее: «Будучи равно Богом и небесным Царем всех вообще народов, Господь был в отношении своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Как Царь, Он был, в тоже время и Главным Вождем военных сил своего народа. Скиния, будучи местом особого присутствия Господа Бога, была вместе с тем и резиденцией Государя еврейского народа: здесь открывалась народу Его Воля. Пророки, первосвященники, вожди, судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Небесного Владыки народа».[1]
Однако, по мнению Лопухина А.П., так как, народ еврейский, будучи по природе своей жестоковыйным[2] и постоянно отходившим от Господа в язычество и во все другие всевозможные прегрешения, то этот народ был слишком груб для подобного божественного подданства. За неоднократные отступления от Бога они получали всевозможные наказания. Однако, древний Израиль, вместо того чтобы пойти по пути нравственного совершенства, решил пойти путем более прагматическим – избрать себе постоянного военного вождя, т.е. царя, который мог бы их защитить от врагов, следил бы за нравственной чистотой народа и нес за это ответственность перед Богом. Увидев преимущества монархического управления, старейшины еврейского народа обратились к пророку и судье израильского народа Самуилу: «Вот, ты состарелся, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтоб он судил нас, как у прочих народов» [1Цар.8:5].
Подобная формулировка требований со стороны еврейского народа расстроила Самуила, так как народ не испросил сначала слова Божьего и захотел быть, как языческие народы, а не как избранный, которым он являлся по Воле Божьей. Господь же благословляет Самуилу исполнить волю народа. Ряд толкователей, рассматривая этот эпизод, любят указывать на то, что с установлением царской власти в древнем Израиле теократия сменяется монархией, а также подчеркивается очередное отступление еврейского народа от Бога, когда более высокая форма правления (теократия) сменяется на более низкую (монархия).
Однако, подобные заявления кажутся нам несколько натянутыми и неверными по своей сути. Бог не покинул еврейский народ и все также проявлял особый Промысел над этим народом, вмешиваясь в его дела. Т.е. Теократия сохранилась.
Установлением монархии теократия не ниспровергалась, просто вместо судей, роль лидера израильского народа перенял на себя царь, которому надлежало стать ревностным исполнителем воли и законов Царя Небесного.
Ведь далее в Библии мы видим, что не народ избирает себе Царя, а Бог указывает Самуилу на Саула, которому надлежало стать первым ветхозаветным царем. Тогда же, в книге Царств мы впервые встречаем помазание на служение Богу царя: «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия своего…» [1Цар.10:1].
Елей, которым помазывал Самуил Саула, это было то самое миро, которое является особой святыней, и никто из людей, кроме избранников Божьих, не имел права к нему прикасаться и растирать им свое тело согласно Закону. Вот что там говорится:
«И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится; помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне.
А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте подобного ему; оно — святыня: святынею должно быть для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего» [Исх.30:22-33].
Таким образом, мы видим, что избрание царя для ветхозаветного народа было особым таинством и особой милостью Бога, так как ни один прочий смертный не мог более соприкоснуться с величайшими святынями Израиля, среди которых было и миро.
Судья и пророк Божий Самуил помазал Саула тайно от всех, еще до того, когда народ бросил жребий, кого избирать на царство. Поэтому, Библия как бы еще раз подчеркивает, что царская власть рождается не из воли народа, но по Воле Бога, а через Помазание освященным миром, Саулу были даны особые Дары Духа Святаго, для божественной помощи в спасении душ его поданных и благосостоянии его царства[3]. Как следствие этих Даров, в Библии указано, что Саулу открывался дар пророчества [1Цар.10:10]. Мы можем только предположить, что сама процедура помазания на царство сопровождалось некой молитвой Самуила, которой он благословлял будущего правителя Израиля.
Последующие события известны: в городе Массифе произошло официальное избрание царя путем бросания жребия, где по Воле Божьей жребий пал на Саула [1Цар.10:17-21]. Видя красоту и силу своего нового лидера, подобному которого не было во всем народе, люди одобрили его избрание словами: «да живет царь!» [1Цар.10:24] — на этом процедура «венчания на царство» и закончилось, хотя чуть позже, после военной победы над аммонитянами, в Галгале, народ вторично признает Саула царем, и приносит мирные жертвы. С того времени власть нового царя уже никем не оспаривалась [1Цар.11].
Однако Саул не оправдал тех надежд, которые возлагал на него Господь и еврейский народ. Саул сам дважды нарушает заповеди Бога.
Первый раз, когда фактически попытался себе присвоить священнические функции.
«Израильтяне, видя, что они в опасности, потому что народ был стеснен, укрывались в пещерах и в ущельях, и между скалами, и в башнях, и во рвах; а некоторые из Евреев переправились за Иордан в страну Гадову и Галаадскую; Саул же находился еще в Галгале, и весь народ, бывший с ним, находился в страхе. И ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него. И сказал Саул: приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознес всесожжение.Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил; и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его. Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе; тогда подумал я: «теперь придут на меня Филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа», и потому решился принести всесожжение. И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда; но теперь не устоять царствованию твоему;
Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом» [1Цар.13:6-14].
В другой раз Саул отказался исполнять условия священного похода на амаликитян [1Цар.15], после чего Господь решает избрать себе нового избранника. Им стал юный отрок Давид, которого Самуил помазывает на Царство, после чего Дух Господень покидает Саула и почивает уже в Давиде [1Цар.16:12-14].
Говоря о личностях первых царей Израиля Давиде и Сауле, следует сказать, что, хотя последний и искал смерти первого, сам Давид, как действующий помазанник Божий, никогда не покушался на жизнь Саула, хотя имел возможность поквитаться со своим соперником[4].
Почему Давид этого не сделал? Ответ вполне очевиден: Саул, хоть и был оставлен Богом, все равно оставался Его помазанником. А как сказано в Библейском Псалме: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» [Пс.104:15]. Поэтому, когда Саул, был убит амаликитянином (Прим.автора: Саул лично просил себя умертвить [2Цар.1:6-10]), царь Давид приказывает убить святотатца за то, что тот посмел поднять руку на помазанника Божьего.
В Библии мы встречаем, что царя Давида трижды помазывали на Царство [1Цар.16:13; 2Цар.2:4; 2Цар.5:3]. Но, скорее всего речь идет о том, что два последних события – это указание на некую форму легитимация народом нового царя. Само таинство Помазания на царство, очевидно, должно совершаться лишь единожды[5].
Более подробно мы узнаем о чине помазания на Царство в 3-ей книге Царств [3Цар.1:33-41]. Там говорится о возведение на Престол сына Давида – Соломона.
Процедура венчания на царство следующая. Будущего Царя Соломона сажают на царского мула[6] и он отправляется к Гиону, где при стечении народа первосвященник Садок и пророк Нафан помазывают царя священным елеем (миром) из Скинии. После завершения этого священнодействия трубят трубы и возглашается «да живет царь Соломон!», что звучит как словесная форма легитимации царя народом.
На этом ветхозаветный обряд помазания на царство заканчивался. Последующие цари восходили на престол схожим образом, возможно добавляя в священнодействия какие-либо пышные обряды, присущие соседним народом. Но центральным моментом всей процедуры венчания на царство являлся обряд миропомазывания, вследствие которого Господь даровал царю особые благодатные Дары на управление народом.
Иудейская монархия просуществовала где-то в период между 1029-586 гг. Так или иначе, стоит отметить, что краеугольным камнем этой монархии являлась защита религиозной чистоты израильского народа, в связи с чем нельзя не произвести параллели с христианскими монархиями, где также одним из важнейших принципов существования царской власти являлась забота о чистоте веры.
Эпоха иудейской монархии — это время наивысшего расцвета Израильского государства.
Так называемая Хасмонейская династия (ок.166-37 гг.) возникшая в Иудее в ходе восстания евреев против Селевкидов, не может называться преемницей ветхозаветной монархии, так как она не обладала Божественной легитимностью и не поставлялась на царство, на что, впрочем, они и не претендовали, рассматривая себя как временные вожди иудейского народа, до тех пор, пока не придет истинный пророк или другими словами: Мессия.
И действительно, Мессия пришел. Вместе с Римской империей. Началась новозаветная эра для всего человечества. С приходом Христа и распространением христианства римская монархия преобразилась в удивительный политический институт, семена которого нашли благодатную почву на русской земле. Но это уже другая история.
Подытоживая все вышесказанное, мы можем выделить особенности ветхозаветного понимания монархической власти.
-
Монархия – есть институт Божественного установления, но устанавливаемый не насильно и не против воли народа, но по его естественному желанию иметь заступника, вождя и защитника национальных интересов.
-
Монарх приобретает особые благодатные Дары от Господа, видимым образом получаемые через помазание на Царство, на управление народом, тем самым становясь избранником Его Воли.
-
Целью монархии является защита Божественного Закона и забота о благе своего народа.
-
Монархия и Теократия не противоречат друг другу и не имеют иерархического различия, так как Богом установленная монархия остается теократическим государством. Примеры царей Давида и Соломона, которые как пророки общались с Богом, подтверждает данный тезис.
Актуальны ли данные тезисы для современной политики – вопрос злободневный и, очевидно, что для сторонников различных политических систем ответы будут разниться. Но бесспорным утверждением будет являться тезис о том, что русскому народу, нужен Божественный избранник, чистый, как царь Давид и мудрый, как царь Соломон.
Лидер, которому мы вручим свои сердца для защиты России.
[1] Лопухин А.П. «Толковая Библия. Т.2». 2-ое издание. – Стокгольм: «Институт перевода Библии», 1987. – С.244.
[2] Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета». Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1998г. – С.52
[3] Лопухин А.П. «Толковая Библия. Т.2». 2-ое издание. – Стокгольм: «Институт перевода Библии», 1987. – С.248.
[4] См. 1Цар.24; 1Цар.26.
[5] Лопухин А.П. «Толковая Библия. Т.2». 2-ое издание. – Стокгольм: «Институт перевода Библии», 1987. – С.310.
[6] Очевидная параллель с традициями соседних народов, где будущих правителей сажали на царских лошадей, что скорее всего должно символизировать воинственную природу царской власти.
Комментарии: