Ухудшение дисциплины в армии
Со времени падения Бастилии и даже еще ранее состояние дел во французской армии с каждым днем ухудшалось. Дисциплина была расшатана без надежды на скорое восстановление ее (1).
По Франции прокатилась череда армейских бунтов, вызванных всей зло-бой и недовольством, копившимися годами, а то и десятилетиями, особенно их много прокатилось в 1790 г. В Меце, немецкий пехотный полк Сальм (Salm, № 62) захватил полковое знамя и казну, пехотный полк Пуату (Poitou, № 26) заключил в тюрьму своего командира, пехотный полк Бассиньи (Bassigny, № 62) выгнал своего командира, Королевский Шампаньский пехотный полк (Champagne, № 7) восстал против своих офицеров, пехотные полки Нормандский (Normandie, № 9) и Босе (Beauce, № 70), стоявшие гарнизонами в Бресте в провинции Бретань на самом западе Французского королевства, заключили соглашение с парижскими революционерами, пехотный полк Лангедок (Languedoc, № 69) без приказа вышел из своего гарнизона в Монтобане, драгунский полк Ноайя (Dragons de Noailles, 15-ый драгунский). Также были отмечены акты неповиновения в пехотных полках полках Королевский Корабельный (Royal-Vaisseaux № 44), Короны (Couronne, № 46), Турень (Turenne, № 38), Вермандуа (Vermandois, № 62) (2).
Нанси
Беспорядок в войсках дошел до такой степени, что Национальное Собрание было вынуждено принять 8 августа 1790 г. специальный декрет о восстановлении дисциплины, в котором отмечалось: «Многочисленные армейские части, введенные в заблуждение происками врагов общественного блага и забывшие о своих главнейших обязанностях, довели до крайности нарушение дисциплины и презрение к ней. Военный министр Латур дю Пен в специальной записке, составленной для военного комитета отмечал, что главной причиной беспорядков в армии является ослабление дисциплины; солдаты получили очень большую свободу действий и стали образовывать незаконные комитеты, армия должна быть, по мнению военного министра, деполитизированной государственной структурой, живущей по существующим установлениям. «Без такой покорности мы будем иметь опасную, ни к чему не пригодную силу — отмечал глава военного ведомства Королевства.
Самый известный и наиболее печальный случай неповиновения королевских войск произошел в августе 1790 г. в городе Нанси (который прежде был столицей провинции Лотарингия, а теперь был административным центром департамента Мёрт и Мозель).
Национальное собрание издало против мятежных солдат суровый декрет. Один из полков, проигнорировавший запрет на политические ассоциации, стал полк Короля (Roi, № 23), который образовал политический комитет, состоявший из местных якобинцев, членов Национальной гвардии Нанси и прочих солдатстких комитетов. Все началось с того, что в августе 1790 г. эти комитеты потребовать проверить все полковые счета начиная с 1767 года. Они арестовали квартирмейстра и заключили всех своих офицеров в казармы, в то время как они захватывали казну. Стоявший в Нанси гарнизоном швейцарский пехотный полк Шатовьё (Chateauvieux, № 79) выдвигал аналогичные же требования, к восставшим присоединился полк тяжелой кавалерии Мэтр-де-Камп (Mestre-de-Camp, №2) (3)
Против мятежного гарнизона Нанси маркиз де Буйе повел следующие вооруженные силы:
Пехота:
200 гренадер и егерей полка Оксерруа (Auxerrois, № 12)
200 гренадер и егерей Оверньского полка (Auvergne, № 17)
800 человек (2 батальона) швейцарского полка Кастелла (Castella, № 68)
470 человек (1 батальон) швейцарского полка Вижьер (Vigier, № 71)
350 человек (1 батальон) Королевского Льежского полка (Royal-Liegois, № 104)
500 человек национальной гвардии Меца
500 человек национальной гвардии Понт-а-Муссон
Кавалерия:
3 эскадона кавалерийского Нормандского полка (Royal-Normandie cavalerie regiment, № 17) (370 человек)
2 эскадрона кавалерийского Королевского Германского полка (Royal-Allemand cavalerie regiment) (№ 11) (240 чел)
2 эскадрона гусарского полка Лозена (Hussard de Lauzun, № 6) (200 чел)
Часть полка Королевских драгун (Royal Dragons, № 3) (200 чел)
Часть полка драгун Монсеньора (Dragons de Monsieur, № 7) (200 чел)
Часть полка драгун Конде (Dragons de Condé, № 11) (200 чел)
Часть полка конных егерей Эно (Chasseurs a cheval de Hainaut, № 5) (100 чел)
Итого: 3020 пехотинцев при 8 орудиях и 1480 кавалеристов — всего 4500 человек (4).
Собственно битву в Нанси 31 августа 1790 года Томас Карлейль в своем труде «Французская революция» описывает так: «Посредине толпы стоят заряженные пушки с горячими фитилями, а авангард Буйе находится всего в тридцати шагах от ворот. Эта безумная, охваченная слепой яростью, легко воспламеняющаяся масса, которая колышется, как дым, не повинуется никаким приказаниям, не хочет отворять ворот, говорит, что скорее откроет жерла своих пушек!
Один лейтенант полка Короля (Du Roi), 23-ех лет от роду, Андре Дезиль (его портрет слева) пытается предотвратить бойню, встав на одно из орудий, когда запальники были уже готовы приставить к запалам, но четыре выстрела в него мешают его намерению помешать бойне, а выстрел после этого картечью в войска Буйе убивает более 50 человек и ранит около сотни.
Карлейль продолжает: «Не стреляйте, друзья, или стреляйте через мое тело!» — кричит юный герой Дезиль, капитан Королевского полка, обхватив руками смертоносное орудие и не выпуская его. Швейцарцы Шатовьё соединенными усилиями с угрозами и проклятиями оттаскивают юношу прочь; однако он, не оробев, среди нового взрыва проклятий садится на запальное отверстие. Шум и крики возрастают, но, увы, среди шума раздается треск сначала одного, потом трех ружейных выстрелов, и пули, пронизав тело молодого героя, повергают его в прах. В эту же минуту неистовой ярости кто-то прикладывает горящий фитиль к запалу — и громоподобная отрыжка картечью взрывает на воздух около пятидесяти человек из авангарда Буйе.
Фатально! Блеск первого ружейного выстрела вызвал пушечный выстрел и зажег факел смерти; теперь все превратилось в раскаленное безумие, в адский пожар. С демонической яростью авангард Буйе устремляется в ворота Станислава, сметает мятежников огненной метлой, загоняет их в объятия смерти или на чердаки и в погреба, откуда они снова открывают огонь. Вышедшие из города полки, остановившиеся на лугу, слышат это и устремляются обратно сквозь ближайшие городские ворота; Буйе скачет за ними, как безумный, но никто его не слушает — началась в Нанси, как в царстве смерти Нибелунгов, «великая и жестокая бойня».
… Три тысячи человек, по подсчетам некоторых, лежат изуродованные, окровавленные, половина солдат Шатовьё расстреляна без всякого полевого суда. Кавалерия Местр-де-Кампа и неприятельская немного смогут сделать. Королевский полк убедили остаться в казармах, и он стоит там в трепетном ожидании. Буйе, вооруженный ужасами закона и покровительствуемый Фортуной, в конце концов торжествует. В течение двух смертоносных часов он неустрашимо, хотя и с потерей сорока офицеров и пятисот солдат, пробился к большой городской площади: рассеянные остатки Шатовьё ищут прикрытия. Королевский полк, столь легко воспламенявшийся прежде, но, увы, сейчас уже остывший, предлагает сложить оружие и «выступить в четверть часа». Эти бедняки остыли даже настолько, что просят дать им «эскорт», который и получают, хотя их несколько тысяч человек и у каждого из них по тридцать патронов. Еще не село солнце, как среди потоков крови заключается мир, который мог бы быть достигнут и без кровопролития. Бунтовавшие полки уходят, подавленные, по трем дорогам, а город Нанси оглашается воплями женщин и мужчин, оплакивающих своих убитых, которые не проснутся более; улицы пусты, по Ним проходят только патрули победителей» (5).
Жан Жак-Франсуа ле Барбье. Смерть Дезиля или героический поступок юноши Дезиля в Нанси 31 августа 1790 года, 1794
Итоги.
После подавления мятежа главный зачинщик восстания был приговорен к колесованию, 41 из оставшихся в живых солдат был сослан на галеры. После принятия королем конституции и объявления амнистии (15 сентября 1791) якобинцы добились освобождения в феврале 1792 швейцарских солдат (при этом большим стимулом служило то, что они не выступили против народа в день взятия Бастилии). 15 апреля швейцарские солдаты с триумфом вошли в Париж.
Пехотный полк Короля и кавалерийский полк Старшего командира за участие в мятеже были расформированы и чуть позже кадры тех полков стали соответственно после введения номерных названий 102-ым линейным и 23-ым тяжелым кавалерийским полками соответственно (6).
В честь погибшего офицера были переименованы Стэнвильские ворота, где происходили события бунта, в Ворота Дезиля. Подвиг лейтенанта Дезиля запечатлён в 1790 году живописцем Ле Барбье (Jean-Jacques-Francois Le Barbier) (1738-1826) на картине «La mort de Desilles ou Le courage heroique du jeune Desilles, 31 aout 1790 a l,affaire de Nancy», показанной выше.
Ссылки
1) Томас Карлейль. Французская революция, книга Конституция, часть Нанси, Москва, Мысль, 1991
2) Terry Crowdy , Patrice Courcelle. French Revolutionary Infantry, 1789 — 1802 (Men-at-Arms 403), Osprey Publishing, London, 2004, p. 10
3) Terry Crowdy , Patrice Courcelle. French Revolutionary Infantry, 1789 — 1802 (Men-at-Arms 403), Osprey Publishing, London, 2004, p. 10-11
4) https://fr.wikipedia.org/wiki/Affaire_de_Nancy#cite_note-4
5) Томас Карлейль. Французская революция, книга Конституция, часть Нанси, Москва, Мысль, 1991
6) http://1789-1815.com/arfr_1789.htm
Комментарии: