28 августа
1824
Дмитрий Александрович РОВИНСКИЙ
(1824 — 23.6.1895),
юрист, историк искусства, коллекционер, почетный член Петербургской АН и Академии художеств. Московский прокурор, один из авторов судебной реформы 1864 года увлекался коллекционированием гравюр и других художественных произведений. Завещанная им Эрмитажу коллекция офортов РЕМБРАНДТА считается наиболее полным собранием в мире.
1891 125 лет назад
Владимир Николаевич ИЛЬИН
(1891 — 23.10.1974),
философ, богослов, литературный и музыкальный критик, композитор.
Окончил физико-математический, историко-филологический и философский факультеты Киевского университета, Киевскую консерваторию по классу композиции. Зимой 1919 года приват-доцент Киевского университета Ильин покинул Россию. Жил в Константинополе, Берлине, Париже, где стал профессором русского Богословского института. Автор многих философских и богословских трудов сочинил также три симфонии и две оперы.
1891 125 лет назад
Михаил Александрович ЧЕХОВ
(1891 — 30.9.1955),
актер, племянник писателя. Сегодня его имя носит Рижский русский театр, в котором актер отыграл два сеезона.
Евдокия Лукьяновна СТРЕШНЕВА
(???? — 1645),
царица, вторая жена царя МИХАИЛА ФЁДОРОВИЧА.
Царь женился на дочери незначительного дворянина в 1626 году. Этой свадьбе предшествовали несколько неудач царя с женитьбой. Еще в 1616 году в царские невесты была выбрана девица Марья Ивановна ХЛОПОВА, которой по обычаю переменили имя, назвали Настасьей в честь бабки царя. Ее уже звали царицей, как вдруг Михаилу донесли, что она неизлечимо больна. Вместе с родными несчастную сослали в Тобольск. Отец царя, московский патриарх ФИЛАРЕТ, тем временем задумал женить сына на иностранной принцессе. К датскому королю ХРИСТИАНУ IV был отправлен князь ЛЬВОВ сватать одну из племянниц, но тот отказался говорить с послом. Возможно, Михаил потом припомнил этот случай, когда не отпускал из Москвы приехавшего свататься к его дочери сына короля. Неудачей окончилась и попытка обратиться к шведскому королю. Тогда вновь вспомнили о Хлоповой, и не думавшей умирать. Оказалось, что вся история с неизлечимой болезнью — проделка кравчего Михайлы САЛТЫКОВА, который повздорил с дядей невесты. Салтыковых наказали, но Хлопову во дворец не возвратили. Михаил женился на княжне Марии Владимировне ДОЛГОРУКОВОЙ, которая через несколько месяцев скончалась. Спустя год после ее смерти царь и женился на Евдокии Лукьяновне. У них было десять детей, половина из которых скончалась еще во младенчестве. Царица всего на месяц пережила своего мужа, поэтому решающее влияние на юного царя АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА оказывал его воспитатель боярин Борис МОРОЗОВ.
Александр Евстафьевич МАРТЫНОВ
(20.7.1816 — 1860),
артист Императорских театров, служивший в Александринском театре.
1914
Анатолий Константинович ЛЯДОВ
(11.5.1855 — 1914),
композитор.
1095
Летописец отметил: «Придоша в Русь прузи». Так тогда называли саранчу.
1781 235 лет назад
Императрица ЕКАТЕРИНА II утвердила герб города Холмогоры Архангельской провинции Вологодского наместничества.
По принятой практике, в верхней части была помещена часть герба Вологды — на красном поле выходящая из облака рука, держащая золотю державу с серебряным мечом. Внизу в голубом поле помещен квадрант, как напоминание об учреждении в Холмогорах мореходной школы.
1910
Начался автопробег по маршруту Петербург — Неаполь — Петербург на автомобилях «Руссо-Балт», построенных на рижском Русско-Балтийском вагонном заводе.
Их строили по проекту бельгийского инженера Жюльена ПОТТЕРА, специально приглашенного в Ригу с этой целью. Первые машины вышли из заводских ворот всего годом ранее, и с них началось серийное производство автомобилей в России. Первая модель вышла в количестве 3 машин и сразу успешно прошла испытание в автопробеге Петербург — Рига — Петербург.
Вместе с со спортсменами-автомобилистами в путь отправился фотограф и один из пионеров российского кинематографа Виктор БУЛЛА, вместе с братом и помощником-оператором запечатлевший пробег на пленку. Его главным героем стал редактор журнала «Автомобиль» и опытнейший автомобилист Андрей НАГЕЛЬ, сумевший заехать на своем «Руссо-Балте С24-30» по труднопроходимой дороге на Везувий.
18 октября участники пробега вернулись обратно. Они жаловались на невозможное состояние дорог в Италии, где им пришлось месить грязь и тонуть в выбоинах на всем пути от Рима до Неаполя. В журнале «Нива» были помещены репортаж и снимки. Как констатировалось в журнале, «этот пробег русских туристов на русских автомобилях был выполнен более, чем удачно, и послужил к тому, что за границей всерьез заинтересовались русским автомобильным строительством».
Реклама автомобилей «Руссо-Балт» особо подчеркивала, что их создавали для российских дорог и изготавливали из российских материалов. Машины не раз принимали участие в международных автопробегах, получая призы за выносливость, их награждали Золотыми медалями выставок, поставляли в Императорский гараж. С началом Первой мировой войны производство в Риге было свернуто, а завод эвакуирован: автомобильная часть — в Петроград и Москву, вагонная — в Тверь.
Комментарии: