В этот день Иисус Христос показал Свою Славу ученикам – избранным. Как на Синай были допущены избранники народа (остальным было запрещено под угрозой смерти), так и на Фавор поднялись лишь избранные из избранных ученики Христовы. Присутствие Моисея при Преображении Христа на горе Фавор имеет глубокий смысл: он первым видел тот же Божественный Свет на горе Синай, где получил заповеди Божии, и на Фаворе ученики вновь увидели этот Свет и услышали дальнейшее изложение воли Отца Небесного, Который в немногих словах засвидетельствовал о Христе, как о Своем возлюбленном Сыне, и повелел новую заповедь: «Его слушайте». Явившись на Фаворе, Моисей подтвердил таким образом конец Ветхого и начало Нового Завета, склонив перед Христом голову.
Яблочный Спас
Второй Спас, Спас на горах, праздник Преображения Господня. К этому времени в большинстве областей Европейской России поспевали яблоки. Вплоть до нач. ХХ в. крестьянская Русь считала грехом до этого дня есть какие-либо плоды. «На Второй Спас и нищий яблочком разговеется!». Русские садоводы «принашивали в храмы плоды для освящения», и эти плоды из рук священника раздавались всем прихожанам. Все бедняки наделялись в этот день яблоками – от щедрот имеющих собственные сады; больные получали яблочную разговень у себя на дому. Кто не исполнил этого обычая, установленного вековым преданием, тот считался за человека «недостойного общения». «А не дай-то, Боже, с ним и дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного!» Обычай освящения яблок в день Преображения Господня существовал на Руси повсеместно. И в городах, и в селах можно было видеть у поздней обедни на этот праздник прихожан с принесенными для освящения яблоками. «Спасовым яблочком» после обедни разговлялись в семье каждого русского садовода. «Со Спаса-Преображения погода преображается!» – говорили в деревне и повторяли старую, подходящую к этому случаю поговорку: «Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас!». После 6 августа веяло осенним холодком; крестьяне говорили: «Дело идет к Покрову, а не к Петрову (дню)».
1123 г. † Феоктист
Епископ Черниговский принял иночество в Киево-Печерском монастыре при прп. Феодосии (память 3 мая) и по кончине его был одним из начальных монахов и вразумлял прельщенного инока Никиту (память 31 января). В 1103 г. стал игуменом. Соорудил трапезную, воздвиг в Вышгороде церковь во имя святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба и перенес в нее их мощи. Он был духовным отцом Черниговского кн. Давида Святославича – сына вел. кн. Святослава Ярославича, покровителя печерских иноков и друга прп. Феодосия и супруги его кн. Феодосии. Сын их, кн. Святослав-Панкратий, в иночестве Никола, был первым из русских князей, принявших постриг. Сестра кн. Давида – дочь вел. кн. Святослава – именуется в Летописи Черницей. Многих черниговских князей похоронил святитель. Он был свидетелем чудес, бывших при кончине благочестивого кн. Давида Святославича и его погребении. Так, в храмину, где лежал умирающий князь, влетела голубица, села на его грудь и стала невидима. Князь скончался вечером и, по обычаю, должен был быть погребен в тот же день, но гроб не был готов. Святитель хотел отложить погребение, но солнце остановилось на небе и не заходило, пока князь не был погребен.
1502 г.
Дионисий и два его сына начали роспись Ферапонтова монастыря.
1585 г. † Ермак Тимофеевич
Казачий атаман, покоритель Сибири. Погиб на р. Иртыше. Поначалу казаки Ермака грабили купцов и царские караваны. Но Строганов позвал казаков бросить воровскую жизнь, чтобы охранять его промыслы на Урале и идти в Сибирь. Откликнулись пять атаманов со своими сотнями под предводительством Ермака Тимофеевича. Это был настоящий русский богатырь – отважный, умный; умел словом побуждать соратников на подвиги – каким и стал поход в 1581 г. на Сибирское царство хана Кучума.
1657 г. † Гетман Богдан Хмельницкий
Русский государственный деятель, полководец, гетман Малороссии. В январе 1648 г. в Сечи под руководством Хмельницкого вспыхнуло восстание, положившее начало освободительной войне в Малороссии. В Запорожье Хмельницкий был избран гетманом. 6 мая 1648 г. Хмельницкий разбил близ Желтых Вод польский авангард, а 16 мая под Корсунем – главные польские силы. Эти победы послужили сигналом ко всенародному восстанию в Малороссии. После ряда тяжелых поражений Хмельницкому удалось организовать разгром польских оккупантов и возвращение малороссийских земель в состав России. 1 октября 1653 г. Земский Собор в Москве принял решение о воссоединении Малороссии с Россией и объявлении войны Польше. Решение о воссоединении было одобрено 8 января 1654 г. Переяславской Радой, после чего русское правительство утвердило с некоторыми поправками т. н. Статьи Хмельницкого, оформившие правовой статус Малороссии в составе Русского государства.
1693 г. Флаг царя Московского
Во время плавания Царя Петра I на 12-пушечной яхте «Святой Петр» в Белом море с отрядом военных кораблей, построенных в Архангельске, на ней впервые был поднят в качестве штандарта т. н. «Флаг царя Московского» – полотнище, состоящее из трех горизонтальных полос белого, синего и красного цвета с золотым двуглавым орлом посередине. Флаг, аналогичный современному русскому флагу, стал использоваться в качестве морского флага России. Учитывая, что в сухопутных войсках каждый полк имел свое знамя, единый морской флаг, принятый Петром, являлся де-факто Государственным флагом России.
1758 г. † Апраксин Степан Федорович
Генерал-фельдмаршал. Служил солдатом в Преображенском полку, в царствование Петра II был уже капитаном. Перешел в Семеновский полк и получил от Императрицы Анны Иоанновны чин секунд-майора. Участвовал во взятии Очакова в 1737 г. (под начальством Б. К. Миниха), был награжден чином премьер-майора и деревнями. В 1739 г. произведен в генерал-майоры. 10 сентября 1739 г. привез в Петербург известие о взятии Хотина, был пожалован орденом Св. Александра Невского. В 1741 г. Апраксин встречал на границе посольство Тахмас-Куды-Хана из 2200 человек. В 1742 г. отправлен послом в Персию; имел чин генерал- кригскомиссара, вице-президента Военной кол- легии. В 1746 г. получил чин генерал-аншефа. В 1751 г. награжден орденом Св. апостола Андрея Первозванного.
1769 г. † Тредиаковский Василий Кириллович
Поэт, писатель, реформатор русской поэзии, академик.
«Желает человек блаженства непреложно.
Сему — высокий чин, и сила тем, и честь;
Тот счастия себе в богатстве чая ложно,
Приумножает все, обилие что есть.
Роскошствуя иной сластями, сколько можно,
Не видя ж, ослеплен, какая в оных лесть,
Благополучна мнит себя неосторожно;
И их на всякий час стремится выше взнесть.
Ах! Чувствует он сам тьмы целы недостатка,
И множество свое зрит малым без придатка:
Хотя достиг конца, но мил едва успех.
Иль тщетно дал ему хотения содетель?
О смертный! умудрись: безмерность кажда грех,
А средство всех довольств — едина добродетель.»
1848 г.
Австрийский фельдмаршал граф Иосиф РАДЕЦКИЙ награжден императором НИКОЛАЕМ I орденом Св. Георгия 1-й степени за подавление революции в Милане. Он стал шестым иностранцем, удостоенным высшей воинской награды России. За всю историю орденом Св. Георгия 1-й степени были награждены всего 25 человек (8 иностранцев).
1912 г. † Иваненко Николай Николаевич
Православный подвижник. «Россия, – учил Николай Николаевич, – самим Богом предназначена быть монастырем для всего мира, для всей вселенной. Каждый русский, если он сознает свое назначение и понимает свою задачу, есть уже монах и должен быть монахом. Игуменом этого великого монастыря Господь назначил Своего Помазанника, Православного Самодержавного русского царя, слуги царские, начиная от Первосвятителя и кончая сельским пастырем – священнослужители этого монастыря, чиновники, начиная от министра и кончая волостным писарем – церковнослужители, а мы – братия сей обители. Вот что такое Россия и вот то, чего не понимают русские люди, которые во всех своих званиях и положениях, на всех поприщах своей жизни и службы должны так смотреть на свое дело, им врученное, как на молитву, и совершать его как священнодействие. России много дано, но с нее и взыщется много. И в горе, и в страданиях, но зато и в радостях она идет у Бога первой по счету».
1915 г.
Канонерская лодка «Сивуч» под командованием капитана 2-го ранга Петра ЧЕРКАСОВА приняла неравный бой с германским флотом. «Сивуч» и другая канонерка «Кореец II» выставляли минные заграждения на подходах к Риге. Получив приказ возвращаться на базу через Моонзунд, они встретили в Рижском заливе у острова Кюно (Кихну) германский крейсер «Аугсбург» в сопровождении двух миноносцев. Когда огонь обрушился на «Сивуча», его командир приказал «Корейцу» уходить, а сам повел свой корабль на врага. В наступавших сумерках и тумане противник принял приближавшуюся канонерскую лодку за линкор «Слава» и вызвал подкрепление. К месту боя прибыли линкоры «Нассау» и «Позен» и еще 7 миноносцев. «Сивуч» нанес повреждения крейсеру и миноносцу, но после 32 минут боя был потоплен. Из команды в 148 человек немцы подобрали из воды 2 офицеров и 48 матросов, 8 из них скончались от ран. Командир «Сивуча» был посмертно награжден орденом Св. Георгия IV степени и произведен в капитаны 1-го ранга, а корабль прозвали балтийским «Варягом»
1920 г.
При режиме военного коммунизма начала 1920-х годов (до введения нэпа), измученные грабительским произволом продразверстки, первыми попытками насаждения колхозов, крестьяне повсюду вынуждены были выбирать между сопротивлением режиму и голодной смертью. К этому добавлялось ограбление и закрытие церквей, что заставляло патриархальное православное крестьянство жертвенно выступать на защиту своих святынь. В Тамбовской губ. вспыхнуло крестьянское восстание под руководством А. С. Антонова, жестоко подавленное красной армией, против плохо вооруженных крестьян использовали тяжелую артиллерию, газы. Красные каратели уничтожали крестьян целыми деревнями от мала до велика. Родственников восставших крестьян тысячами сгоняли в концентрационные лагеря, представлявшие собой чистые поля, огороженные колючей проволокой. Людям приходилось спать прямо на земле. Руководил этими преступлениями красный военачальник садист Тухачевский. По аналогии с событиями французской революции это восстание называют «тамбовской Вандеей».
1929 г. † Дягилев Сергей Павлович
Вдохновитель русских сезонов в Париже.
2000 г.
Состоялось торжественное освящение возрожденного Храма Христа Спасителя. В крестных ходах, со всех концов Москвы направившихся утром к воссозданной святыне, шли тысячи православных священнослужителей и мирян. Патриарху Московскому и всея Руси сослужили предстоятели поместных православных Церквей. Обращаясь к пастве, патриарх подчеркнул: «Промыслительно, что освящение Храма Христа Спасителя совершено в праздник Преображения Господня. Ибо преображается жизнь нашего Отечества, преображаются души людей, которые находят дорогу к Богу и храму Божию».
Комментарии: