12 сентября
РОДИЛИСЬ:
1672
Михаил Борисович ШЕРЕМЕТЕВ
(1672 — 4.10.1714),
граф, генерал-майор, участник Крымских походов, Северной войны и Прутского похода. Во время последнего, едва не завершившегося катастрофой, подписал вместе с бароном Петром ШАФИРОВЫМ перемирие и стал аманатом (заложником) турок. Но и в темнице они не оставляли дипломатических усилий. Выйти на свободу смогли после заключения подписанного ими от имени России Андрианапольского мирного договора сроком на 25 лет. Здоровье графа было так серьезно подорвано, что вскоре он скончался в Киеве.
1756 260 лет назад
Дмитрий Сергеевич ДОХТУРОВ
(1756 — 26.11.1816),
герой Отечественной войны 1812, генерал от инфантерии (1810).
Впервые он отличился в шведскую войну 1790 года. Под Аустерлицем его считали погибшим, но он со своей дивизией пробился сквозь неприятеля. В 1812 он защищал Смоленск, под Бородином командовал центром, а после ранения БАГРАТИОНА — левым крылом. Величайшим подвигом Дохтурова стал Малоярославец, когда город пять раз переходил из рук в руки, но напор врага был сдержан, и НАПОЛЕОН был вынужден вернуться на разоренную Смоленскую дорогу. Он был небольшого роста, тучный, слабого здоровья, но «в слабом и малом теле была душа, недоступная слабостям». Подчиненные любили его и были ему беспредельно преданы, а он любил Россию и все русское — «самые недостатки русского народа казались ему выше достоинств иностранцев».
1839
Фёдор Карлович АВЕЛАН
(1839 — 30.11.1916),
адмирал, управляющий Морским министерством (1903-1905), член Государственного совета (1903-1905 и с 1914). Среди многих наград адмирала и командорский крест ордена Капиолани Королевства Гавайи.
1944
Владимир Теодорович СПИВАКОВ
(1944),
скрипач, руководитель ансамбля «Виртуозы Москвы». Знаменитый музыкант родился в Уфе, где оказались в эвакуации его родители: отец, тяжело раненный на фронте, и мать, пережившая ленинградскую блокаду.
1946 70 лет назад
Михаил Михайлович ОПАРИН
(1946, Наро-Фоминск),
генерал-лейтенант авиации, командующий дальней авиацией ВВС РФ (1997-2002).
1952
Сергей Александрович КАРАГАНОВ
(1952),
политолог, заместитель директора Института Европы РАН.
1977
Юлия ПАХАЛИНА
(1977),
прыгунья в воду, олимпийская чемпионка 2000 года в синхронных прыжках с трамплина, в Афинах-2004 и Пекине-2008 стала серебряным призером в этом же виде состязаний.
СКОНЧАЛИСЬ:
1612
ВАСИЛИЙ IV ШУЙСКИЙ
(неизв. 1552 — 1612),
русский царь в 1606-10 гг.
Свою жизнь он закончил в польском плену. Думный боярин князь Василий оказался на троне в Смутное время в период между двумя ЛЖЕДМИТРИЯМИ. Ведший свою родословную от Рюриков, он ничем не прославил свое имя, был подобен, согласно свидетельствам современников, «орлу бесперу и не имущу клюва и когтей», а «житие его… было на престоле царьском всегда з бедами, и с кручины, и с волнением мирским». Постоянно меняя союзников, нарушая данные клятвы, тайно и открыто казня не только своих противников, но и уничтожая самых верных союзников, он в итоге оказался без царства, сторонников и друзей, что и обрекло его на столь печальный конец.
Впервые князь Василий был замечен среди главных действующих лиц в 1591 году, когда был одним из руководителей следственной комиссии, сделавшей вывод, что гибель царевича ДМИТРИЯ в Угличе — результат несчастного случая. Но когда объявился самозванец ЛЖЕДИТРИЙ I и возникли слухи о счастливом спасении царевича, находившийся в оппозиции к царю БОРИСУ ГОДУНОВУ Шуйский смолчал, что привело к свержению Годуновых и гибели наследовавшего отцу ФЕДОРА ГОДУНОВА.
Только тогда Шуйский стал призывать народ не пускать в Москву самозванца, но ему уже не верили и арестовали. Дмитрий скоро возмутил против себя народ свадьбой на Марине МНИШЕК, не принявшей православие, чем умело воспользовались бояре, возглавляемые князем Василием. C криком «паны режут бояр» направив чернь на дома, занятые поляками, они сами бросились в дворец, убили самозванца и его ближайших советников. Вот тогда Василий Шуйский был, без земского собора, одним криком толпы на Красной площади провозглашен царем ВАСИЛИЕМ IV.
Казалось, смута на Руси кончилась, но на многих местах грамотам нового царя не поверили. Сначала вспыхнуло крестьянское восстание Ивана БОЛОТНИКОВА, потом объявился новый самозванец — ЛЖЕДМИТРИЙ II, и, наконец, польский король СИГИЗМУНД III объявил войну Москве. Восстание подавили, со вторым самозванцем, прозванным Тушинским Вором (по названию села, где был расположен его стан), успешно боролся племянник царя князь Михаил Васильевич СКОПИН-ШУЙСКИЙ. Но неожиданная смерть 23-летнего Скопина, в причастности к которой подозревали Шуйских, все повернула вспять. Терпение москвичей в очередной раз лопнуло: царя Василия свергли и насильно постригли его в монашество. Позже захваченный поляками, он как трофей был доставлен в Варшаву и заключен в Гостынский замок.
1913
Иван Владимирович ЦВЕТАЕВ
(16.5.1847 — 1913),
искусствовед, историк, основатель и первый директор московского Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), отец Марины ЦВЕТАЕВОЙ.
1919
Леонид Николаевич АНДРЕЕВ
(21.8.1871 — 1919),
писатель.
СОБЫТИЯ:
1715
ПЁТР I издал указ, запрещавший жителям столицы подбивать сапоги и башмаки скобами и гвоздями. В указе говорилось: «А ежели у кого с таким подбоем явятся сапоги или башмаки, и те жестоко будут штрафованы, а купеческие люди, которые такие скобы и гвозди держать будут, сосланы будут на каторгу; а имение их взято будет». Покрытие санкт-петербургских улиц было тогда деревянным, ради его сбережения и был издан указ.
1830
Александр ПУШКИН отправился в имение своего отца Болдино принимать во владение свою часть наследства. «Болдинской осенью» назвали этот период взлета творческих сил поэта, вынужденного задержаться в деревне из–за эпидемии холеры.
Годом ранее перед поездкой на Кавказ и накануне своего 30-летия поэт жаловался своему дяде Василию ПУШКИНУ на здоровье и говорил, что стареет. Потому дядюшке было вскоре так приятно узнать, что поэт «околдован, очарован и огончарован». Через год состоялась помолвка поэта с Натальей ГОНЧАРОВОЙ, но будущая теща по–прежнему выражала свое недовольство финансовой несостоятельностью жениха, а смерть дяди на руках поэта и вовсе перенесла намеченную на осень свадьбу на конец года. Похоронив Василия Львовича, Пушкин в грустном настроении ехал в Болдино. Своему другу Петру ПЛЕТНЕВУ он писал в этот день: «Осень подходит. Это любимое мое время — здоровье мое обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настает — а я должен хлопотать о приданом да о свадьбе, которую сыграем Бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, Бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь…»
Болдино, находившееся в Нижегородской губернии, с конца XVI века принадлежало Пушкиным. Поместным владением ИВАН ГРОЗНЫЙ отметил заслуги предка–воеводы в защите Смоленска и переговорах с польским королем. Подтвердили свое право Пушкины участием в народном ополчении и в 1612 году, когда решалась судьба Русского государства. Теперь отец передавал в дар сыну для поправки его дел 200 душ из деревни Кистеневка, в десяти верстах от Болдино. Пока поэт оформлял все бумаги, разразилась эпидемия холеры, вынудившая власть выставить карантинные посты и запретить выезд. Пушкин на три месяца оказался заперт в деревне, больше беспокоясь о невесте, не успевшей покинуть Москву, чем о себе. К тому же отец сообщал ему, что свадьба расстроилась.
Пушкин остался в полном одиночестве. Усадьба была запущена: на 11 комнат приходилось 24 стула, 6 кресел, 4 стола и дивана. Зато через сад тянулась липовая аллея, в конце которой стояла полюбившаяся поэту скамейка. В сочиненной здесь «Элегии» Пушкин написал:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И, может быть, на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
За эти месяцы поэт закончил работу над «Евгением Онегиным», написал «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», поэму «Домик в Коломне», около 30 стихотворений. Три года спустя здесь же осенью Пушкин сочинил «Медного всадника», «Пиковую даму», сказки.
1892
Павел Михайлович ТРЕТЬЯКОВ написал в Московскую городскую думу заявление о передаче в дар городу созданную им и младшим братом Сергеем художественную галерею.
Месяцем ранее брат скончался в Санкт–Петербурге. В своей последней воле он выразил согласие с намерением старшего брата пожертвовать городу собранную им коллекцию картин, завещав ему с той же целью личную коллекцию западноевропейской живописи. Любопытно, что Павел начал собирательство с 9 картин старых голландских мастеров, тогда как Сергей — с работ русских художников. Старший Третьяков вскоре сделал целью своей жизни создание национальной галереи, и тогда младший брат, во избежание ненужной конкуренции, изменил свой выбор.
Дом, в котором размещена прославленная галерея, братья приобрели вместе еще в юности. С ростом коллекции, когда через 20 лет места в старом доме стало не хватать, началось строительство двухэтажной пристройки к нему. Знаменитый фасад галереи по эскизу художника Виктора ВАСНЕЦОВА появился в начале XX века.
Размещением картин Третьяков занимался лично. Рабочие у него работали в белых трикотажных перчатках, чтобы не повредить картины. Конкурентом в собирании ему был император АЛЕКСАНДР III, ради которого ввели запрет продавать выставленные картины до посещения выставки царем. Но Третьяков все равно его опережал, cкупая картины в мастерских художников до их появления на выставке. Царь ревниво относился к такому поползновению на свои права. Посетив Третьякова с просьбой уступить ему суриковскую «Боярыню Морозову», он услышал, что картина тому уже не принадлежит, так как галерея передается городу. Тогда император низко поклонился ему.
Третьяков оговорил несколько условий, начиная с права пожизненно пользоваться помещением галереи, перестраивать ее и производить изменения в экспозиции. Коллекцию брата следовало выставить в отдельных залах. Но в дальнейшем эти картины передали в Музей изобразительных искусств им. Пушкина и Эрмитаж. Еще более существенно, можно сказать — грубо, воля основателя галереи была нарушена в его главных требованиях. Одно из них гласило: «Галерея должна быть открыта на вечное время для бесплатного обозрения всеми желающими не менее четырех раз в неделю». Другое заключалось в запрете изменять уже существующую экспозицию музея. Третьяков хотел запретить и расширение коллекции новыми работами, но юридически он это не оформил, словно чувствуя противоречие с главной целью своей жизни — создать сокровищницу всего русского живописного искусства.
Комментарии: