8 октября
РОДИЛИСЬ:
\1680 |
Алексей Михайлович ЧЕРКАССКИЙ (1680 — 15.11.1742), князь, сибирский губернатор при ПЕТРЕ I, кабинет-министр при АННЕ ИОАННОВНЕ, канцлер при ИВАНЕ VI и ЕЛИЗАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ. |
1823 |
Иван Сергевич АКСАКОВ (1823 — 8.2.1886), публицист, поэт, общественный деятель. Сын писателя Сергея Тимофеевича АКСАКОВА редактировал ряд славянофильских газет и журналов, был одним из руководителей московского Славянского комитета, пропагандировал идеи славянофильства и панславизма. |
1845 |
Виктор Львович КИРПИЧЁВ (1845, Санкт-Петербург — 20.10.1913, Санкт-Петербург), ученый-механик, основатель Харьковского технологического института, Киевского политехнического института, автор «Курса сопротивления материалов». В некрологе был назван «отцом русских инженеров». |
1849 |
Александр Михайлович СИБИРЯКОВ (1849, Иркутск — 2.11.1933, Ницца), золотопромышленник, исследователь Сибири, почетный гражданин Иркутска. |
1871 145 лет назад |
Иван Максимович ПОДДУБНЫЙ (1871 — 8.8.1949), легендарный борец, не проигравший ни одного профессионального турнира и оставивший ковер в возрасте 70 лет. |
1892 | |||||
Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА Она родилась в семье университетского профессора. Между ее родителями была 21-летняя разница в возрасте. Людьми они были неординарными, мало похожими друг на друга, каждый с собственной жизненной драмой. Отец Иван ЦВЕТАЕВ после десяти лет брака потерял первую жену Варвару, дочь известного историка Дмитрии ИЛОВАЙСКОГО, оставившую ему дочь Веру и сына Андрея. Марину и Анастасию ему родила уже Мария МЕЙН. Cреди ее предков были поляки, остзейские немцы, сербы, она росла без матери, была вынуждена отказаться от своей любви и не стала концертирующей пианисткой, так как иначе должна была пойти против принятых условностей и строгого отца. Она «жила для идеалов» и заменила профессору мать его осиротевшим детям. Но тот не мог скрыть тоску по покойной жене, а потому ей приходилось постоянно бороться с ревностью к ее памяти. В дневник мать Цветаевой занесла: «Мы венчались у гроба». Для будущего поэта мать была романтической героиней. В семье она создала атмосферу напряженно-возвышенную и бескомпромиссную. Своим безмерным увлечением музыкой, литературой, живописью она стремилась свои неосуществленные мечты передать детям. Повзрослевшая Марина позже писала о ней: «Ее измученная душа живет в нас, — только мы открываем то, что она скрывала. Ее мятеж, ее безумье, ее жажда дошли в нас до крика». Отец на этом фоне казался незаметен, словно не принимал участия в их жизни. Главным делом его жизни было создание музея античного искусства, который мы сегодня зовем Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Слово «музей» так часто звучало в доме Цветаевых, что дети воспринимали его как имя или звание человека. Это отмечал сам профессор: «Детвора, заслышав звонок, кричала на весь дом: «Мама, папа, няня — еще Музей идет!» Своей мягкостью и добротой отец сглаживал нетерпимость матери. Отстраненность от домашних дел, увлеченность только работой, казалось, отдаляли его от детей, а подспудное влияние мало кто замечал. Сама же Цветаева о влиянии родителей на собственный характер писала: «Главенствующее влияние — матери (музыка, природа, стихи, Германия. Страсть к еврейству. Один против всех. Heroica). Более скрытое, но не менее сильное влияние отца. (Страсть к труду, отсутствие карьеризма, простота, отрешенность.) Слиток влияние отца и матери — спартанство. Два лейтмотива в одном доме, Музыка и Музей. Воздух дома не буржуазный, не интеллигентский — рыцарский. Жизнь на высокий лад». |
1935 |
Всеволод Феликсович ГАНТМАХЕР (1935, Москва — 5.3.2015, Черноголовка Московской обл.), физик, академик РАН (2011). |
1936 80 лет назад |
Леонид Вячеславович КУРАВЛЁВ (1936, Москва), киноактер, народный артист РСФСР.Ничто не предвещало ему актерскую судьбу. Его детство и юность были полны лишений. Если же верить всему написанному, то просто ужасных: рано потерял отца-слесаря (тот «тяжко заболел, несколько скорбных и безнадежных лет провел в больнице, там и умер»), а потом вместе с матерью якобы 10 лет провел на поселении в Мурманской области. Правда лишь в том, что мать, парикмахер по профессии, на самом деле в 1941 году после оговора была выслана на Север, где один послевоенный год с нею жил и сын-подросток. Отец же актера благополучно дожил до 70 лет. У него, вернувшейся матери и всей многочисленной родни, проживавшей в одной коммунальной квартире, насущной была одна задача: обеспечить материальный достаток, чтобы жить, не перебиваясь от зарплаты до зарплаты. Когда ставший студентом Куравлев принес в дом первую книгу — томик Достоевского, никто этому не порадовался: на пустое, мол, потратился. Никаких увлечений в школе не было, а математика с физикой и химией и вовсе не давались. Потому с аттестатом на руках Куравлев не знал, что делать дальше. Адрес ВГИКа ему подсказала двоюродная сестра, сама годом ранее при поступлении в него провалившаяся, но усвоившая: там очень хорошо — никаких математик! Со второго раза Леонид поступил, дважды едва не был отчислен. Скованному, зажатому студенту во время этюдов помогали раскрыться его партнерши: на одном курсе студентки с курса Татьяна БЕСТАЕВА, Наталья КУСТИНСКАЯ, Светлана ДРУЖИНИНА, Софико ЧИАУРЕЛИ. Раз к студентам-выпускникам на экзамен по вокалу явилась незнакомая женщина. Она едва сдерживала смех, когда Леонид во время исполнения романса «сотрясался от взлетов собственного голоса, будто задыхался от страсти, и жадным взором впивался в одну из сидящих пред ним девиц». То была красавица Софико, а со смехом боролась режиссер Софья МИЛЬКИНА. Первая помощница и жена Михаила ШВЕЙЦЕРА, уже известного фильмами «Кортик» и «Чужая родня», перед экзаменом приняла Куравлева за инструктора по гражданской обороне, а тут увидела в нем актера на роль удальца-матроса Камушкина в фильме Швейцера «Мичман Панин». Это была первая удача начинающего актера, а у Швейцера Куравлев был занят еще на 7 картинах, в том числе в роли Шуры Балаганова в экранизации «Золотого теленка». Институт подарил ему также дружбу с Василием ШУКШИНЫМ, заканчивавшим в тот же год режиссерское отделение. Сначала Шукшин снял Куравлева в своей дипломной работе, а потом дал главную роль Пашки Колокольникова в своем первом большом фильме «Живет такой парень». С нее и началась по-настоящему карьера любимого зрителями актера Куравлева. Хома Брут в экранизации гоголевского «Вия», уже упомянутый Шура Балаганов, советский офицер-связист в логове Гитлера в последнем фильме эпопеи «Освобождение», жулик Жорж Милославский в картине Леонида ГАЙДАЯ «Иван Васильевич меняет профессию», слесарь Афоня из одноименного фильма — это только часть его больших и маленьких киноработ. |
1937 |
Эдуард Эргартович РОССЕЛЬ (1937), екатеринбургский губернатор, пытавшийся создать Уральскую республику. |
1938 |
Савва /Савелий/ Васильевич ЯМЩИКОВ (1938, Москва — 19.7.2009, Псков), реставратор, публицист. |
1939 |
Борис Яковлевич ДУБРОВСКИЙ (1939), олимпийский чемпион 1964 года в академической гребле на двойке парной, заслуженный мастер спорта. |
1939 |
Эльвира Анатольевна ОЗОЛИНА (1939), спортсменка, олимпийская чемпионка по метанию копья (1960). На Олимпийских играх 1964 года в Токио первой из женщин метнула копье за отметку 60 метров — 61 м 38 см. К сожалению, этот рекорд был установлен во время квалификационных состязаний. Ее муж — знаменитый латышский копьеметатель Янис ЛУСИС, олимпийский чемпион 1968 года. |
1944 |
Виктор Арчилович ГЕЛОВАНИ (1944), специалист в области математического моделирования, академик РАН (1997). |
1946 70 лет назад | |||||
Александр Георгиевич ГОРШКОВ |
1947 |
Елена Ивановна ДОБРОКВАШИНА (1947), врач. Она входила в женскую группу космонавтов-медиков (набор 1980 года) и готовилась к полету на станцию «Салют-7» в составе чисто женского экипажа вместе с Екатериной ИВАНОВОЙ и Светланой САВИЦКОЙ, но, увы, экспедиция так и не состоялась. |
СКОНЧАЛИСЬ: |
1800 |
Салават ЮЛАЕВ (16.6.1752 — 1800), национальный герой Башкирии, вожак крестьянского восстания. |
1893 |
Алексей Николаевич ПЛЕЩЕЕВ (4 или 20.12.1825 — 1893, Париж), поэт, прозаик, драматург, благодаря которому в большую литературу 120 лет назад вошел Антон Павлович ЧЕХОВ.Плещеев уже публиковался в журналах, издал первый сборник стихотворений и обрел особую известность как автор стихотворения-призыва «Вперед! Без страха и сомненья…», ставшего гимном нескольких поколений демократической молодежи, когда в 1849 года был арестован в Москве как член кружка петрашевцев, в котором изучались социалистические учения. Осужденный к смертной казни, он вышел вместе с Михаилом ПЕТРАШЕВСКИМ и Федором ДОСТОЕВСКИМ на Семеновский плац, но в последний момент приговор был смягчен. Плещеева, лишенного всех прав состояния, отправили рядовым в отдельный Оренбургский корпус. За «отличие в деле» при штурме кокандской крепости Ак-Мечеть его произвели в офицеры, но в Москеву он вернулся только 10 лет спустя. Всецело отдавшись литературной деятельности, он в лучших своих сочинениях, по отзыву Михаила САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА, «сумел возвыситься на миром мотыльковым и перенес свою лиру в мир человеческих интересов». На его стихи сочиняли музыку Петр ЧАЙКОВСКИЙ, Сергей РАХМАНИНОВ, но наиболее ярко талант поэта проявился даже не в собственных стихах и прозе, а переводах. Примером могут служить переведенные с польского строфы «Травка зеленеет, солнышко блестит…». Заметным этапом в жизни Плещеева стала работа в журнале «Отечественные записки», в котором после смерти Николая НЕКРАСОВА он возглавил стихотворный отдел, опубликовал свои переводы романов Эмиля ЗОЛЯ и СТЕНДАЛЯ. После закрытия журнала властями Плещеев перебрался в «Северный вестник», куда он и привел Чехова. Прежде писавший в основном юмористические рассказы и фельетоны, на сочинение которых у него уходило не более дня, молодой автор стоял на распутье: все так же тратить силы на поденную газетную работу или все же обратиться к большой вещи, которую от него все ждали и опубликовать которую можно было только в толстом журнале. Неудача писателя Владимира КОРОЛЕНКО свести Чехова с редакцией «Северного вестника» чуть было не похоронила эти надежды, но Плещееву удалось не дать им угаснуть. В первый день нового, 1888 года Чехова начал работу над «степным рассказом». Еще до публикации повести «Степь» в мартовской книжке журнала Плещеев написал автору: «Я в безумном восторге. Это вещь захватывающая, и я предсказываю Вам большую, большую будущность». |
1897 |
Алексей Кондратьевич САВРАСОВ (24.5.1830 — 1897), художник-передвижник, автор хрестоматийной картины «Грачи прилетели».Из воспоминаний Владимира Гиляровского: «Совсем старик спился… Жаль беднягу. Оденешь его — опять пропьет все. Квартиру предлагал я ему нанять — а он свое: «Никаких!» — рассердится и уйдет. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Я его разыскивал, так и не нашел… Иногда заходит оборванный, пьяный или с похмелья. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Опохмелю его, иногда позадержу у себя дня на два, приодену — напишет что-нибудь. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». А потом все-таки сбежит. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких!» Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, совершенно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». Основоположник русского лирического пейзажа к концу жизни совсем плохо видел и угас в нищете в больнице для бедных. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. |
1904 |
Константин Константинович СЛУЧЕВСКИЙ (7.8.1837 — 1904), поэт. |
1918 |
Михаил Васильевич АЛЕКСЕЕВ (15.11.1857 — 1918), верховный главнокомандующий русской армией весной 1917 года, после революции возглавивший белогвардейскую Добровольческую армию. |
1937 |
Михаил Константинович ДИТЕРИХС (17.4.1874, Санкт-Петербург — 1937, Шанхай), царский генерал-майор, участник русско-японской и Первой мировой войн, активный деятель Белого движения. В гражданскую войну был начальником штаба Чехословацкого корпуса, командовал Сибирской армией, стал начальником штаба у Александра КОЛЧАКА, был руководителем комиссии по расследованию убийства царской семьи. Став правителем Приамурского земского края и возглавив Земскую рать, был снова бит и эмигрировал в Китай. |
1937 |
Сергей Антонович КЛЫЧКОВ (6.7.1889 — 1937), поэт. |
1942 | |||||
Сергей Алексеевич ЧАПЛЫГИН |
2000 |
Всеволод Дмитриевич ЛАРИОНОВ (11.9.1928 — 2000), актер театра и кино («Пятнадцатилетний капитан», «Обыкновенное чудо»). |
2007 |
Юлиан Абрамович КАЛИШЕР (18.2.1935 — 2007), режиссер-мультипликатор, ставивший кукольные фильмы («Большой секрет для маленькой компании», «Волшебник Изумрудного города»). |
2012 |
Эдуард Яковлевич ВОЛОДАРСКИЙ (3.2.1942, Харьков — 2012, Москва), киносценарист, драматург. |
СОБЫТИЯ: |
1508 |
Великое княжество Литовское и Московское государство заключили «вечный мир», продлившийся два года. |
1846 170 лет назад |
На Соборной площади Екатеринослава (ныне Днепропетровск) установлен памятник основательнице города императрице ЕКАТЕРИНЕ II. 3-метровая бронзовая статуя была изготовлена в свое время по заказу князя Г. ПОТЁМКИНА лучшими берлинскими мастерами, но потом долго не могла обрести достойного пристанища. В 1917 году памятник сбросили с пьедестала, а после гражданской войны его следы затерялись. |
1859 |
В столицу российской империи Петербург как почетный пленник прибыл ШАМИЛЬ. В течение десяти дней он знакомился с городом. Ажиотаж вокруг него был таков, что в магазинах стали продавать портреты руководителя борьбы кавказских народов за независимость. Из столицы Шамиль отправился в Калугу, назначенную местом его жительства. |
1970 |
Александр СОЛЖЕНИЦЫН объявлен лауреатом Нобелевской премии по литературе. |
2007 |
Указами президента России городам Владикавказ, Малгобек, Ржев, Ельня и Елец за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, присвоено почетное звание Город воинской славы. |
Комментарии: