В 1862 году в Великом Новгороде был открыт памятник ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ РОССИИ. Другого подобного монумента в мире нет. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии. Посвящен не одному человеку, а целой стране. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.
После большевистского переворота отношение к памятнику было злобно-негативным. Люто ненавидя все русское и видя в памятнике концентрированное выражение русской истории большевики, готовя снос памятника, закатывали истерики в прессе, называя его «художественно и политически оскорбительным». Окопавшиеся в Новгороде большевистские главари заявляли: «Сколько цветметалла пропадает, давно пора в переплавку!».
«Вину» памятника отягчало то, что его изобразили на денежных купюрах, выпущенных в Крыму Русским правительством генерала Петра Николаевича Врангеля. Массовым тиражом большевики запустили брошюру под заглавием «Памятник тысячелетию самодержавного гнета».
Монумент точно снесли бы уже в первые послепереворотные месяцы, если бы все силы оккупантов не были брошены на только что начавшееся разграбление богатейшей новгородской епархии. Вес только золотых и серебряных изделий, вывезенных спецвагоном из Новгорода, составил более десяти тонн. Проблема памятника отошла на второй план.
Монумент уцелел, но в дни большевистских шабашей его стали закрывать фанерными щитами, расписанными демагогическими лозунгами, — и посреди новгородского Кремля как будто вырастал стог сена.
15 августа 1941 года немецкие пехотные дивизии заняли Новгород. А в январе 1944 года военный комендант Новгорода генерал фон Герцог решил сделать из памятника военный трофей. Ничего другого в городе просто не было: церковная утварь, иконы, бронзовые ворота, золоченые листы куполов — все это было уже вывезено.
Фон Герцог решил отправить памятник в город своей юности — Инстенбург, где в то время был бургомистром друг детства генерала. Трудности с транспортировкой фон Герцога не смущали. Уже на следующий день инженерная рота прокладывала специальную узкоколейную железную дорогу от Кремля до вокзала, а другая группа занималась демонтажом. Памятник успели разобрать лишь наполовину и уже собирались начать погрузку — когда 20 января началась артподготовка, русские прорвали фронт в двух местах, и очень быстро солдаты 221-й стрелковой дивизии выгнали немцев из Новгорода.
Картина «Бегство фашистов из Новгорода», Кукрыниксы, 1944—1946 Город Великий Новгород
К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя её часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п. бесследно исчезли
Почему «идеологически опасный» памятник все же восстановили? Причем не просто восстановили — за него взялись в числе первых объектов разоренного Новгорода. Если давать точную оценку, то Великая Отечественная война стала крахом идеологии большевизма. Немецкий «пролетариат» не бросился в объятия большевистских «товарищей», а марксистская идеология и пропаганда показали свою полную несостоятельность. Победу в войне обеспечило обращение к Православной вере, Русскому патриотизму и военным традициям Российской Империи. Вернулись великие исторические и военные деятели Царской России, которые могли служить объединяющими народ символами.
Снова в чести оказались изображенные на памятнике Суворов, Кутузов, Румянцев, Багратион, Нахимов и др. Памятник заново открыли еще до окончания войны — 2 ноября 1944 года. Конечно, восемь рабочих реставраторов, которые голыми руками работали над памятником, не могли воссоздать его в первоначальном виде — какие-то детали были испорчены, какие-то — утеряны. Потребовалось изготовить более 1 500 недостающих деталей. Памятник был восстановлен ко 2 ноября 1944 года, после чего состоялось его второе торжественное открытие. Но большевистская зараза еще не оставила полностью Россию, поэтому в своем первозданном виде памятник предстал перед публикой только после масштабных восстановительных работ в 1995 году.
История России в бронзе
Всего памятник содержит 128 фигур. Композиционно состоит из трех ярусов. Это символизирует триаду:
«ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ».
Верхний ярус. Православие
Группа состоит из двух фигур — Россия и Ангел. Ангел с крестом в руке — олицетворение Православной церкви, а коленопреклоненная женщина — олицетворяет Россию. Ангел осеняет Россию крестом. Их подножием служит шар — держава. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения Церкви и Самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».
Средний ярус. Шесть эпох государства Российского
Среднюю часть памятника занимают 17 фигур, так называемые «колоссальные фигуры», группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени).
Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
Рюрик — основание государства Российского в 862 году. Композиция, символизирующая призвание варягов на Русь. Первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом, в звериной шкуре, наброшенной на плечи. Надпись на щите «Лета 6370» — по византийскому летоисчислению, разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно получается 6370-5508=862 год н. э. За ним справа, полулёжа находится языческий бог Велес.
Святой равноапостольный князь Владимир — крещение Руси в 988 году. Великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребёнка, и славянин.
Святой великий князь Дмитрий Донской — Куликовская битва, 1380 год. Дмитрий Донской в правой руке держит шестопер, а в левой — бунчук, попирает ногой побежденного татарского мурзу.
Иван III — основание самодержавного царства Русского в 1491 году. Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого татарина знак власти — бунчук. Рядом лежат побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом. На заднем плане фигура сибиряка — символ грядущего освоения Сибири.
Михаил Романов — восстановление самодержавия в 1613 году. Начало династии Романовых. Михаил Федорович, князь Пожарский, защищающий его обнажённым мечом, и коленопреклонённый Кузьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр.
Петр I — основание Российской империи, 1721 год. Пётр I в порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя.
Неслучайно и то, в каком направлении обращены взгляды государственных деятелей. Князь Владимир смотрит в сторону Византии: оттуда он принес на Русь христианство. Петр I — на основанный им Петербург. Михаил Романов — на запад: туда русские прогнали польских и шведских интервентов. Князь Дмитрий Донской — на Орду: туда ушли побежденные монголы. Иван III — на Москву, прежнюю столицу (ведь когда устанавливался памятник, столицей был Петербург). А вот Рюрик… Он должен был бы смотреть на Новгород, куда его призвали княжить. Но в Новгороде-то он и стоит, так что его взгляд устремлен на второй по значению древнерусский город — Киев.
Нижний ярус. Выдающиеся персонажи русской истории
Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто — и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что.
Михаил Осипович Микешин
За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт — известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика — юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав.
Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт — блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге — просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории…Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу — нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову:
«Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России».
Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку — 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:
Церковные просветители / Святители и Преподобные
31 фигура, Кирилл и Мефодий, Ольга, Владимир Святославич, Авраамий Ростовский, Антоний Печерский, Феодосий Печерский, Кукша Печерский, Нестор Летописец, Кирилл Белозерский, Стефан Пермский, Алексий, Сергий Радонежский, Петр Могила, Зосима Соловецкий, Максим Грек, Савватий Соловецкий, Иона Московский, Макарий, Варсонофий, Гурий, Константин Острожский, Никон, Фёдор Ртищев, Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Митрофан Воронежский, Георгий Конисский, Феофан Прокопович, Платон, Иннокентий.
Государственные люди
26 фигур, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Гедимин, Ольгерд, Витовт, Иван III, Сильвестр, Анастасия Романовна, Алексей Адашев, Гермоген, Михаил Фёдорович, Филарет, Афанасий Ордин-Нащокин, Артамон Матвеев, Алексей Михайлович, Пётр I, Яков Долгоруков, Иван Бецкой, Екатерина II, Александр Безбородко, Григорий Потёмкин, Виктор Кочубей, Александр I, Михаил Сперанский, Михаил Воронцов, Николай I.
Военные деятели и герои
36 фигур, Святослав Игоревич, Мстислав Удалой, Даниил Галицкий, Довмонт, Александр Невский, Михаил Тверской,
Дмитрий Донской, Кейстут, Даниил Холмский, Михаил Воротынский, Даниил Щеня, Марфа Посадница, Ермак Тимофеевич, Михаил Скопин-Шуйский, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Авраамий Палицын, Богдан Хмельницкий, Иван Сусанин, Борис Шереметев, Михаил Голицын, Пётр Салтыков, Бурхард Миних, Алексей Орлов, Пётр Румянцев, Александр Суворов, Михаил Барклай-де-Толли, Михаил Кутузов, Дмитрий Сенявин, Матвей Платов, Пётр Багратион, Иван Дибич, Иван Паскевич, Михаил Лазарев, Владимир Корнилов, Павел Нахимов.
Писатели и художники
16 фигур, Михаил Ломоносов, Денис Фонвизин, Александр Кокоринов, Гавриил Державин, Фёдор Волков, Николай Карамзин, Иван Крылов, Василий Жуковский, Николай Гнедич, Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Александр Пушкин, Николай Гоголь, Михаил Глинка, Карл Брюллов, Дмитрий Бортнянский.
Всего памятник содержит 128 фигур.
Скульптурные изображения делятся на три уровня:
1. Группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862». 2. Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства. Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
3. В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо.
«Колоссальные фигуры»
• Призвание варягов на Русь (862 год): фигуры — первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом (надпись «Лета 6370» — по византийскому летоисчислению, разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно получается 6370-5508=862 год н. э.), в звериной шкуре, наброшенной на плечи. (обращен на юг, к Киеву)
• Крещение Руси (988—989 годы): Великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, славянка, протягивающая ему ребёнка для крещения, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна (обращены на юг)
• Начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год): Дмитрий Донской, в правой руке держит шестопер, а в левой — бунчук, попирает ногой побежденного татарского мурзу. (обращены на восток, к Москве)
• Основание самодержавного царства Русского (1491 год): Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого татарина знак власти — бунчук. Рядом лежат побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом (обращены на восток). На заднем плане фигура сибиряка — символ грядущего освоения Сибири.
• Начало династии Романовых (1613 год): Михаил Федорович, князь Пожарский, защищающий его обнажённым мечом, и коленопреклонённый Кузьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр.
• Образование Российской империи (1721 год): Пётр I в порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий своё разорванное знамя (обращены на север, к Петербургу)
Наиболее частые вопросы о памятнике
1. Почему датой открытия памятника и, соответственно, торжеством в честь тысячелетия России стало именно 8 сентября?
На эту дату приходилось сразу три других важных события: годовщина Куликовской битвы, день рождения наследника престола цесаревича Николая, а также православный праздник Рождества Богородицы, которую в народе считали заступницей и покровительницей России. Дата 8 сентября позволяла объединить светский и церковный праздники.
2. Почему памятник установили в Новгороде?
В окружении императора Александра II удивлялись: какой смысл ставить столь важный памятник в провинциальном городе, где его будут видеть лишь местные обыватели? Уникальная дата требовала столичного размаха. К тому же устойчивая ассоциация с Новгородом — это новгородское вече, республиканские традиции. Вдруг решение расположить памятник именно здесь будет воспринято как сигнал в сложное для страны время? Ведь еще свежа память о восстании декабристов, а все царствование Николая I прошло под флагом борьбы с инакомыслием. И все же Александр II поддержал кандидатуру Новгорода: державность, по мнению императора, не противоречит гражданским свободам. В их соединении царь видел цивилизованное будущее российского государства. Поэтому некоторые историки называют новгородский монумент «памятником великим реформам Александра II».
Б. П. Виллевальде, Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.
3. Почему автором памятника стал не скульптор, а художник?
Михаил Микешин был блестящим выпускником Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Микешин вот-вот должен был отправиться на шестилетнюю стажировку в Италию.
О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг, не слишком удачливый скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение — трехъярусный памятник, в основе композиции которого — держава.
Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем. Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, — дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.
Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей — исторических персонажей — силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики). Микешин сразу понял, что это — удача: истинное художественное решение всегда несет в себе внутренний конфликт.
4. За что критиковали проект памятника?
В журнале «Русский вестник» вышла статья, автор которой подписался одной буквой «О». Он назвал памятник Микешина «пестрой игрушкой». Особенно его возмутило то, что фигуры памятника стоят задом к державе. В ответной статье Микешин в шутку написал, что готов согласиться и расположить фигуры задом к публике.
5. Кто работал над памятником?
Иван Николаевич Шредер
Основными авторами памятника считаются художник Михаил Микешин и его друзья: архитектор Виктор Гартман и скульптор Иван Шредер. Последний своими руками сделал львиную долю заказа. Но в реальности сделать такую работу втроем до конца было невозможно. Задумка — огромная. А сроки — меньше трех лет. Для сравнения: над «Медным всадником» скульптор Фальконе работал двадцать лет. А тут, кроме гигантской державы с шестью сюжетными композициями на втором ярусе, нужно было создать и отлить сто девять человеческих фигур для нижнего яруса. Для решения задачи был создан целый творческий коллектив, куда вошли самые знаменитые скульпторы того времени. Пикантность ситуации заключалось в том, что, по поручению императора, руководил коллективом двадцатилетний юнец Микешин — их вчерашний ученик в Академии художеств.
6. Насколько дорогим был памятник?
Строительство памятника обошлось в 500 000 рублей. Сто пятьдесят тысяч из них — пожертвования населения. Остальное дала казна. Сумма не маленькая, но и не умопомрачительная для своего времени: полмиллиона рублей тогда стоил хороший особняк в Санкт-Петербурге.
7. Как cложилась дальнейшая судьба авторов памятника?
Дружба художника Михаила Микешина и скульптора Ивана Шредера не выдержала испытания славой. Они вместе работали над памятником, и их заслуги были вполне соизмеримы. Да, задумка и общее руководство Микешина, но львиную долю монумента своими руками лепил Иван Шредер! И тем не менее слава, как невеста, ушла от него к Микешину. То, что государь назначил им обоим пожизненную пенсию в 1200 рублей, не утешало. К Микешину отныне приклеился титул «лейб-мастер монументальных дел». Иностранные награды и заказы сыпались на него как из рога изобилия.
Микешин разбогател, и даже однажды пустился в финансовую авантюру, после которой не только лишился всех своих денег, но и остался должен казне 80 тысяч рублей. Отчаявшись, Микешин попросил о помощи самого императора. Александр II любил художника, поэтому заплатил за него долг, но взял слово с этих пор заниматься только искусством. Очень быстро Микешин стал желанным гостем во всех салонах и собраниях. Он был любимцем женщин. Писатель Николай Лесков даже изобразил Микешина в своем романе «Островитяне» в образе художника-сердцееда Истомина.
Михаил Микешин скончался в 1896 году. К этому времени он стал уже мэтром, признанным маститым художником. Его друзья рассказывали, что он умер так, как хотел умереть, — внезапный сердечный приступ сразил его во время работы.
8. Как выбирали персонажей для памятника
Кого изображать на горельефе в числе выдающихся деятелей России? Этот вопрос оказался одним из самых сложных. По двум причинам.
Первая: как выбрать сотню «самых достойных» исторических фигур из периода в несколько веков?
Автор памятника Михаил Микешин понимал, что одному ему с такой задачей не справиться. Он обратился к самым видным людям России — авторитетным ученым, историкам, писателям — с одной и той же просьбой: помочь с выбором фигур для горельефа. Микешин написал Соловьеву, Бестужеву-Рюмину, Гончарову, Тургеневу и многим другим. Откликнулись все.
Так появились «четверги у Микешина»: каждую неделю весь цвет русской культуры собирался в Академии художеств, чтобы до хрипоты спорить о достоинствах тех или иных «выдающихся деятелей». Эти споры много дали Микешину, но и в каком-то смысле осложнили задачу: слишком полярны были мнения. Окончательный выбор все равно был за автором. И он нашел, возможно, единственно верный выход: выбирать не столько разумом, сколько сердцем. Что-то внутри подсказывало ему, почему на памятнике нужна Марфа Борецкая, но не нужен Иван Грозный, нужен Пушкин, но не нужен Белинский и т. д.
Микешин отдавал предпочтение людям созидающего начала, тем, кто любил Россию в себе, а не себя в России.
Второй причиной, затруднявшей выбор персонажей для третьего яруса, была политическая конъюнктура: изобразить человека на памятнике означало публично признать его заслуги. И здесь сталкивались интересы представителей разных общественных слоев. Дискуссии не утихали ни в правительстве, когда шло согласование фигур третьего яруса, ни в обществе, когда проект памятника был опубликован.
Фигуры Гоголя, Лермонтова, Пушкина и Державина облачены в римские тоги. Почему? Они — классики литературы. Пушкин стоит рядом с Лермонтовым и Гоголем и кажется выше них ростом, хотя в жизни он был ниже. Это сделано специально: изменены положения тел Гоголя и Лермонтова, они стоят в наклоненной позе, чтобы Пушкин — «наше все» — над ними возвышался.
Это в какой-то степени отражает и отношение публики к этим писателям во второй половине XIX века. Книгочеи того времени были в недоумении. Пушкин — еще куда ни шло. Но Гоголь, Лермонтов — кто это такие? Да, модные однодневки, но зачем они нужны на памятнике? То ли дело Сумароков, Тредиаковский, Херасков — почему их не изобразили?
За то, чтобы на памятнике появился Гоголь, художнику Микешину пришлось побороться. В утвержденном правительством финальном списке Гоголя не было.
Однако Микешин на свой страх и риск распорядился подготовить две дополнительные фигуры: Гоголя и… Тараса Шевченко, другого украинского автора, к тому же горячо любимого друга Микешина. Когда о таком «самоволии» художника узнали, разразился скандал. Тогда Микешин обратился с письмом лично к императору Александру II. Несколько длинных и подробных абзацев, написанных убедительным эмоциональным языком, он посвятил Шевченко, доказывая его значение для российской литературы. Про Гоголя же написал один абзац:
«Заслуга же Гоголя и его влияние на современную отечественную литературу так велики, что говорить за него я считаю лишним».
Император утвердил Гоголя, но не принял Шевченко. Есть версия о том, что Александру II, видимо, было просто некогда читать длинное письмо целиком, поэтому все, что касалось Шевченко, он просто пропустил.
На памятнике нет Ивана Грозного. Фигуры его первой супруги Анастасии Романовой и его помощников протопопа Сильвестра и окольничего Алексея Адашева — своего рода «замена», компромисс: совсем не отразить эпоху Ивана Грозного — неправильно, но еще более неправильно изображать в Новгороде царя, учинившего над городом в 1570 году чудовищную расправу: якобы за измену, а на самом деле для «законного» овладения богатствами самого богатого города Руси в период затратной Литовской войны, казнили новгородских купцов.
Фигура Марфы Борецкой, вопреки ожиданиям, не вызвала нареканий в правительстве. Она была женой боярина Дмитрия Борецкого и матерью Исаака Борецкого, оба — посадники Новгорода. Сама же Марфа опосредованно влияла на политику и общественную деятельность. Запечатлеть ее на памятнике означало отдать дань уважения новгородской истории. Кроме того, Александр II готовил реформу местного самоуправления, учреждение земств, а это также ассоциировалась с республиканскими традициями — с новгородским народным вечем.
Фигуру императора Николая I поместить на горельеф Микешину пришлось. Император Александр II прямо спросил художника: «А батюшка?» Микешин пытался объяснять, что, поскольку предыдущий государь умер всего лишь несколько лет назад, слишком рано изображать его на памятнике — ведь чтобы оценить результаты его правления, должно пройти время. По воспоминаниям самого Микешина, Александр II все понимал, не очень-то одобрял политическое наследие отца и не хотел видеть его фигуру на памятнике. Но немалая часть окружения царя считала иначе — и император решил уступить.
Часто вызывает недоумение, откуда на памятнике взялись фигуры литовских князей Гедимина, Витовта и Кейстута? Дело в том, что они боролись на стороне России против Польши, где в это время как раз начались антироссийские выступления националистов, мечтавших о независимости от Российской Империи. Кроме того, наличие этих фигур должно было подчеркнуть исконную принадлежность Литвы к русским землям.
Информационная служба МПР
Советник Координационного центра МПР
Иван Сергеевич Семенов
На основе статьи Андрея Р., журнал MOIARUSSIА Фотографии: В.Рагулина, И.Новиковой
Комментарии: