Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.
Где был основан Ку-Клукс-Клан? В кабинете судьи Томаса М. Джонса, размещавшемся в здании адвокатской конторы захудалого городишка Пьюласки в американском штате Теннесси. Об этом долгое время напоминала мемориальная доска, помещенная на стене здания местного суда (и впоследствии удаленная по распоряжению федеральных властей США).
Кем был основан Ку-Клукс-Клан? Шестью ветеранами (в большинстве своем – бывшими офицерами) армии южан-конфедератов, оставшимися без дела после поражения Конфедерации Южных Штатов, или Конфедеративных Штатов Америки (КША) в Гражданской войне 1861-1865 гг., так называемой «Войне за отделение (южных штатов от США)», долгое время считавшейся, с подачи официальной пропаганды северных штатов, «войной за освобождение негров». Приводим ниже имена первых шести членов-основателей Ку-Клукс-Клана:
1)Майор Джеймс Р. Кроу (1838-1911), пресвитерианин;
2)Капитан Джон С. Лестер (1834-1901), христианин, точная конфессиональная принадлежность неизвестна;
3)Капитан Джон Б. Кеннеди (1841-1913), неизвестного вероисповедания;
4)Адъютант Кэлвин Э. Джонс (1839-1872), сын судьи Томаса М. Джонса, член Епископальной церкви;
5)Рядовой Фрэнк О. Маккорд (1839-1895), член Методистской церкви;
6)Ричард Р. Рид, ветеран армии южан, воинское звание и годы жизни неизвестны, пресвитерианин.
Когда был основан Ку-Клукс-Клан? Поздней осенью 1865 года, всего через пару месяцев после завершения Гражданской войны, расколовшей Соединенные Штаты Америки на долгие четыре года и стоившей американцам куда больших жертв, чем их участие впоследствии в двух мировых войнах.
Настроение у ветеранов армии конфедератов, собравшихся в судейском кабинете, было хуже некуда. В чем не было ничего удивительного. Кадровые военные, потомственные профессиональные солдаты, не знавшие и не умевшие ничего, кроме военной службы, оказались у разбитого корыта. Они лишились всего. Единственным утешением служили безмерно идеализированные воспоминания о героических боях и походах славной армии южан. Утешением, впрочем, слабым и неспособным заглушить горечь поражения.
Вынужденное безделье, провинциальная скука и гнетущее чувство стыда за позорно проигранную войну в скором времени помогли не желавшим примириться с поражением вечно вчерашним» измыслить себе «главного врага», причину всех несчастий, что постигли лично их и «старый, добрый Юг». Этим врагом для них стал «ниггер», «негр» (как белые в те далекие времена, да и еще сравнительно недавно называли чернокожих, афроамериканцев, не боясь быть обвиненными в отсутствии политкорректности). Разве не из-за «ниггеров» началась Гражданская война? Если бы президент США Авраам Линкольн не проявил такого упрямства, из-за «проклятых чернокожих», в вопросе отмены рабства, Юг не был бы разорен, опустошен, повержен в прах дикими ордами «синих мундиров» – «чертовых янки», явившихся с Севера. А теперь «ниггеры», освобожденные Линкольном (застреленным к тому времени актером Джоном Уилксом Бутом, хотя и слишком поздно, по мнению джентльменов из Пьюласки и их единомышленников), чересчур задрали нос, усомнившись в превосходстве белых над “черномазыми”.
Пришла пора объявить чернокожим войну не на жизнь, а на смерть, пока они “не перепортили всех белых женщин и не унизили окончательно белого человека”. При этом следует заметить, что под «истинно белым человеком» собравшимися в Пьюласки ревнителями традиций Юга понимался «белый англосакс-протестант». Или, по-английски, White Anglo Saxon Protestant, сокращенно W.A.S.P. Эта аббревиатура была созвучна английскому слову wasp (уосп), что в переводе на русский означает «оса». Подобно осам, былые англосаксы-протестанты (каковыми были и «отцы-пилигримы» — первые европейские колонисты в Северной Америке) должны были грозить своими острыми ядовитыми жалами всем инородцам, всем «понаехавшим» в Америку впоследствии, всем врагам исконно-американского духа, служившим вашингтонскому правительству янки в качестве «пушечного мяса» для подавления ожесточенного сопротивления дравшихся не на жизнь, а на смерть, но сравнительно немногочисленных южан в годы Гражданской войны (известно, что федеральное правительство США щедро предоставляло массам иммигрантов, часто даже не знавших толком английского языка, американское гражданство в обмен на обязательство записываться «добровольцами» в армию северян).
Семнадцать ветеранов армии конфедератов, собравшиеся на тайную сходку в адвокатской конторе Пьюласки, решили учредить тайное общество, призванное «поставить наконец на место» освобожденных демагогами с Севера черных рабов.
В поисках названия для тайного общества один из собравшихся, а именно – упомянутый выше в числе отцов-основателей «тайного белого ордена» Ричард Р. Рид – предложил назвать его «Рыцари (Кавалеры) Круга». Однако еще до начала Гражданской войны, на Юге США существовало тайное общество масонского типа под названием «Рыцари (кавалеры) Золотого Круга» (англ. Knights of the Golden Circle), на базе которого (см. его большую печать ниже справа) был впоследствии учрежден “Орден Золотого Круга” (англ. Order of the Golden Circle), и член которого – упомянутый выше Джон Уилкс Бут – застрелил в 1865 году лидера северян Президента США Авраама Линкольна (см. рис. выше) – члена пифагорейского “Ордена рыцарей Пифия”
(англ. Order of Knights of Pythias), или, сокращенно, «Ордена пифианцев» (англ. Order of the Pythians), провозгласившего себя “благотворительной братской организацией, чуждой сектантскому духу и всем видам расизма”. В соответствии с принципиальным различием установок тайных обществ “пифианцев” и “Кавалеров Золотого Круга”, период в истории США, предшествовавший Гражданской войне 1861-1865 гг., прошел под знаком упорной, хотя и незаметной внешнему миру, борьбы между этими двумя тайными орденами, в которой “Рыцари Золотого Круга” потерпели, в конце концов, поражение.
Поэтому другой «отец-основатель» – шотландец Джон Б. Кеннеди (думается, далеко не случайно член Ку-Клукс-Клана с такой фамилией, второй муж Скарлетт O’Хара – Фрэнк Keннеди, убитый в перестрелке солдатами федеральной армии – вошел в известный роман Маргарет Митчелл о разгроме Юга северянами «Унесенные ветром») – предложил собравшимся ввести в название учрежденной ими тайной организации, вместо слова «круг» (вызывавшего неприятные для южан ассоциации с разгромленным ненавистными им северянами «Золотым Кругом»), вместо английского слова “круг”, соответствующее ему по значению греческое слово «кюклос», или «киклос» (от которого происходит наше слово «цикл»), и добавить к нему слово «клан».
Кланом (гэльск. clann — «род», «семейство», «сообщество близких людей», «потомство») традиционно именовался род у кельтских народов: ирландцев, шотландцев, валлийцев (уэльсцев) и других, но не у англосаксов (относящихся не к кельтскому, а к германскому племени). Однако, такое явное несоответствие, похоже, не смутило джентльменов-южан из Пьюласки (напомним — кадровых военных, а не лингвистов и не этнологов). Видимо, потому, что все перечисленные выше кельтские народности давно уже были подчинены и в значительной степени ассимилированы Англией, а на территории бывших английских колоний, ставших Соединенными Штатами Америки, давно перешли на английский язык.
Предложение Кеннеди было принято, организацию назвали «Кюклос-Клан», или «Куклос Клан» (в английском, а в особенности – англоамериканском произношении оба названия звучат одинаково).
Очень скоро новоиспеченные «кавалеры Куклоса» переосмыслили слово «куклос» по созвучию с клацаньем затвора винчестера — «ку-клукс-клан». Так тайная организация получил название «Куклукс Клан», а затем – «Ку-Клукс-Клан», сокращенно – ККК или К.К.К. Так на внутриполитической арене США, еще содрогавшихся в послевоенных конвульсиях, появился призрак Ку-Клукс-Клана. С самого первого дня своего существования Ку-Клукс-Клан окружал себя атмосферой таинственности. Был разработан сложный церемониал многоступенчатого посвящения — смесь инициатических обрядов «вольных каменщиков»-франкмасонов (большинство офицеров американской армии — и не только — еще со времен британского владычества и Войны американцев за независимость от Англии 1775-1783 гг. были членами масонских лож) и индейских племен — в годы «Войны за отделение» 1861-1865 гг. индейцы в основном сражались против северян на стороне конфедератов, чьим уполномоченным по индейским делам был генерал Альберт Пайк, впоследствии немало потрудившийся на благо Ку-Клукс-Клана.
Кстати говоря, в годы Гражданской войны 1861-1865 гг, как ни странно (со ставшей к нашему времени традиционной точки зрения), не только военные формирования армии федералистов-северян, но и воинские части армии южан-конфедератов часто были интернациональными по составу, и в одном полку сплошь и рядом сражались, бок о бок с «чистокровными» белыми – «стопроцентными американцами» (по понятиям того времени), черные, латиноамериканцы и индейцы. Дело в том, что к началу Гражданской войны на Юге – опять-таки вопреки ставшим традиционными представлениям – насчитывалось не менее двести сорока тысяч свободных чернокожих (не считая квартеронов и прочих метисов). На стороне конфедератов в Гражданской войне сражалось не менее шестидесяти пяти тысяч «цветных» южан. Но это так, к слову…
Генерал Альберт Пайк, имевший с 1867 года сан «Великого Дракона Ордена рыцарей Ку-Клукс-Клана», видный масон «тамплиерского» шотландского устава (а по мнению некоторых исследователей – еще и глубоко законспирированным адептом тайного общества «иллюминатов», внедренным в “тамплиерский” устав шотландского масонства), был автором фундаментального труда «Мораль и Догмa Древнего и Принятого шотландского обряда вольного каменщичества» (англ.: Mоrals and Dogma of the Ancient and Accepted Scotish Rite of Freemasonry). Альберт Пайк (см. его фото в “тамплиерских” масонских регалиях 33-го градуса в заголовке настоящей статьи слева) переписывался с главой итальянских карбонариев, борцом за объединение Италии и врагом римско-католической церкви (которой был столь же враждебен и Ку-Клукс-Клан), масоном и гарибальдийцем Джузеппе Мадзини (1805-1872), создателем тайных обществ «Молодая Италия», «Молодая Европа» и «Интернациональный союз народов», а также с самим Джузеппе Гарибальди – объединителем Италии в единое государство и двух уставов (обрядов) “египетского” франкмасонства – “Мемфис” и “Мицрайим” – в единый обряд “Мемфис-Мицрайим”. В годы своего пребывания в городе Мемфисе Пайк посещал тот же масонский «Храм», что и вышеупомянутый глава – «Великий Магистр», впоследствии, «Великий Мудрец», или «Великий Маг» – Ку-Клукс-Клана, бывший генерал армии южан Натан(иэль) Бедфорт Форрест. В то же время Пайк поддерживал тесные контакты с главой иудейского масонского Ордена «Б’най Брит» (или «Бней Брит», т.е. «Сыны Завета») Абрахамом Фрэнклэндом – ярым расистом и противником уравнения негров в правах с белыми. Пайк был одним из двух деятелей Конфедерации Южных Штатов (вторым был главнокомандующий армией южан генерал Роберт Ли), удостоившихся посмертно статуи в столице США городе Вашингтоне. Последние годы жизни Пайк провел в стенах масонского «Храма» городе Чарльстоне (где якобы хранился идол двуполого демона Бафомета, в поклонении которому инквизиторы обвиняли средневековых храмовников-тамплиеров). В 1944 году прах Альберта Пайка был перенесен с кладбища Оук Хилл в Вашингтоне в штаб-квартиру («Дом Храма») Южной юрисдикции масонства шотландского устава.
Альберту Пайку (именуемому русским православным духовным писателем Сергеем Александровичем Нилусом в его известном труде «Близ есть при дверех», ни много ни мало, «черным папой люциферианского масонства»), принадлежит, в частности следующее многозначительное изречение:
«Третью мировую войну необходимо разжигать с использованием противоречий, вызванных “агентурой” “иллюминатов” между политическими сионистами и лидерами исламского мира. Необходимо управлять войной (между ними – В.А.) таким образом, чтобы ислам (арабы-мусульмане) и политический сионизм (государство Израиль) взаимно уничтожили друг друга».
Нам представляется нелишним подчеркнуть, что это высказывание Пайка (являвшегося, кстати говоря, не будучи иудеем по вере, соучредителем упомянутого выше иудейского масонского Ордена «Б’най Брит» – факт, который как-то «подзабылся» на фоне позднейшей юдофобии и антисемитизма Ку-Клукс-Клана) датируется 1871 годом, задолго до Первой и Второй мировых войн, не говоря уже об официальном провозглашении на территории Палестины еврейского (иудейского) государства Израиль (Мединат Исраэль). Впрочем, довольно об этом…
Первое время «белые рыцари Юга» только запугивали «ниггеров», разъезжая ночами по городским улицам и окрестностям, закутанные в белые простыни, на покрытых простынями лошадях. При виде приближающихся вскачь ночных призраков в развевающихся на ветру долгополых рясах «белых крестоносцев», подобных всадникам Апокалипсиса, суеверные чернокожие, о просвещении которых белые плантаторы, владевшие черными рабами до конца Гражданской войны, естественно, особо не заботились, должны были в благоговейном ужасе, как встарь, покорно склоняться перед белым человеком. Вначале перепуганные негры и вправду принимали этих ночных всадников за души павших солдат армии конфедератов, восставших из могил, чтобы «наводить порчу» на них, (пока еще) живых. Их суеверный страх стал постепенно проходить лишь начиная с 1866 года, с появлением среди членов Ку-Клукс-Клана первых раненых и убитых в столкновениях с федеральной армией США.
Со временем «клансмены» получили единообразное орденское облачение, представлявшее собой белую рясу (пренебрежительно именуемую противниками Клана «балахоном» или «ночной рубашкой») с остроконечным капюшоном, имевшим прорези для глаз (а порой – также для носа и рта), чтобы, в случае необходимости, скрывать лицо члена Клана. Клановская ряса напоминала облачение католических религиозных конгрегаций (в частности, испанских и португальских – см. фото ниже слева). С учетом ярого протестантизма ку-клукс-клановцев, это явное заимствование ритуального облачения у католиков казалось нелогичным, но это, похоже, членов Клана не смущало.
Впоследствии высшие сановники тайного общества получили рясы иных цветов — пурпурного, красного и др. и особые знаки различия в виде золотых, зеленых, синих, черных, красных и иных цветов полосок, ромбов и т.д. нашиваемых на рукава и подолы. Использовалась в символике Ку-Клукс-Клана и «Адамова голова» (изображение человеческого черепа и скрещенных берцовых костей, заимствованное «белыми рыцарями», скорее всего, у «Кавалеров Золотого Круга», или вообще у франкмасонов), не говоря уже о буквах ККК (К.К.К.). Латинское название капюшона «клансменов» – «кукулла» (cuculla) – кстати говоря, привело к возникновению версии о происхождении названия Ку-Клукс-Клана от этого слова.
Нагрудной эмблемой «избранных», сочтенных достойными посвящения в «кланкрафт» («искусство», или «ремесло» куклуксклановцев), стал белый крест (первоначально – прямой, впоследствии – уширенный, напоминающий своей формой крест, украшавший печать «Кавалеров Золотого Круга») на красном или черном поле, с черным или белым ромбом в перекрестье, украшенным изображением красной «капли крови, которую Иисус Христос пролил за белого человека» (к «ниггерам» и прочим “цветным” Искупительная Жертва Христа на Голгофе, по мнению «клансменов» отношения не имела — «не стал бы Сын Божий, Спаситель, жертвовать Собой за каких-то черномазых»). Этот уширенный, «тамплиерской» формы крест, со временем украсил и белый, с двумя широкими красными вертикальными полосами по краям, флаг «Незримой Империи Юга» (впоследствии у Ку-Клукс-Клана появились и иные флаги — красный с черным «кельтским» крестом в белом ромбе и др., используемые наряду с военным флагом конфедератов, а со временем — и со “звездно-полосатым” государственным флагом США, хотя в годы «Войны за отделение» под ним сражались северяне). Порой «клансмены» использовали в своей символике и кресты иных цветов и иной формы — например, красный лилиевидный крест испанских и португальских рыцарей-монахов Ордена меченосцев Святого Иакова (Сантьяго), с нижним лучом, переходящим в лезвие меча. Но довольно об этом…
Всего за несколько месяцев в штатах побежденного Юга возникли «местные ячейки» Ку-Клукс-Клана. Организованные наподобие масонских лож, эти ячейки назывались «берлогами», по-английски – «кэйвами» (Kaves), или «клановыми берлогами» – «клан кэйвами» (Klan Kaves). В 1867 году члены Клана собрались на съезд в город Нэшвилл (в южном штате Теннесси).
На Нэшвиллском съезде ККК были сформулированы три главные цели “белых рыцарей”:
1) защита слабых и угнетенных от произвола и беззакония;
2) оказание помощи всем страждущим и нуждающимся, в первую очередь – вдовам и сиротам военнослужащих армии конфедератов;
3) восстановление законности и правопорядка.
На Нэшвиллском съезде ККК был также принят тайный Устав, или Конституция, Клана, под названием “Белая Книга” или «Клоран» (сочетание частицы «Кл-» и названия священной книги мусульман — Корана), в котором утверждалась «богоустановленное превосходство белого человека» необходимость «рыцарского Крестового похода» против «строптивости чернокожих» (см. фото выше). Еще более откровенными, чем эти изложенные черным по белому на бумаге уставные цели, были прозвучавшие на съезде в Нэшвилле устные призывы:
«Бороться с неграми и с их отродьем огнем, плетью, кинжалом, пулей и петлей!»
Для тайного общества белых расистов была разработана достаточно сложная организационная структура. Само общество получило официальное название «Невидимая империя Юга» во главе с «Великим Мудрецом», при котором был предусмотрен совет из десяти «Гениев». Каждый штат именовался «Королевством» под управлением «Великого Дракона» и штаба из восьми «Гидр». Каждое «королевство» разделялось на «владения» («домены»). Во главе «доменов» стояли «Великие Тираны» с помощниками («Фуриями»). «Домены», в свою очередь, состояли из «провинций». Во главе каждой «провинции» стояли «Великий Гигант» и четыре «Домовых». Имелись в Ку-Клукс-Клане и другие степени и должности с не менее звучными названиями — «Великие Циклопы», «Высокие Циклопы», «Великие Маги», «Великие Казначеи», «Великие Стражи», «Великие Турки», «Великие Титаны», «Терроры» («Ужасы»), «Особые Терроры», «Служители», «Клиглы» и т.д. У каждого из них были свои обязанности. Рядовые члены — «клансмены» именовались также «Вампирами». В Клане имелся и свой «Великий знаменосец», хранящий и оберегающий «Великое знамя» тайного общества и прочие регалии.
«Великим Мудрецом (Великим Магистром) Невидимой Империи Юга» был провозглашен пребывавший после окончания войны на покое бывший генерал-лейтенант армии Конфедерации Южных Штатов Натан(иэль) Бедфорд Форрест, видный масон шотландского устава (именно в честь него был назван герой известного американского кинофильма «Форрест Гамп»). Справедливости ради, следует упомянуть, что этот храбрый генерал-южанин (одинаково хорошо владевший обеими руками) был обвинен Фемидой северян в военном преступлении. В ходе сражения при Форте Пиллоу генерал Форрест якобы санкционировал убийство солдатами армии конфедератов безоружных чернокожих, находившихся в расположении армии юнионистов (федералов). Впрочем, обвиняемый был оправдан. Считается, что отличавшийся крайней набожностью, необычайно популярный среди ветеранов армии конфедератов и всего белого населения покоренного Севером Юга США за свои боевые заслуги, генерал Форрест, лихой кавалерист (как и Альберт Пайк), прозванный “колдуном в седле” (см. его фото в заголовке настоящей миниатюры справа), искренне считал возглавляемый им Ку-Клукс-Клан безобидным, респектабельным, далеким от политики союзом ветеранов армии южан, людей столь же достопочтенных и порядочных, как и он сам.
В действительности же белые «кукуллы» членов Клана давно уже покраснели от крови — как черных, так и белых «карпетбеггеров» («мешочников», «саквояжников»), понаехавших с ненавистного Севера, чтобы склонять негров к неповиновению своим бывших хозяевам, подаче голосов на выборах за Республиканскую партию (тогда — партию северян), а заодно скупать за бесценок недвижимость бывших белых плантаторов (поголовно разорившихся после лишения их по закону основного средства производства — черных рабов). К 1869 году ку-клукс-клановцы успели, в ходе зловещих церемоний, казнить, после жестоких пыток, триста двенадцать чернокожих. Негры, обвиненные в насилии над белыми женщинами, подвергались принудительной кастрации, как повинные в “осквернении белой расы”, “расовом преступлении”. Достаточно было обвинения цветного в uppity (строптивости), чтобы сжечь его заживо на костре, засечь до смерти бичом или повесить. При этом “белые рыцари Юга” действовали рука об руку с другой расистской организацией южан, именовавшейся “Белой Лигой” (англ. The White League).
На подмогу чернокожим, методично терроризируемым «клансменами» и не знавшим законов, с Севера прибывало все больше белых юристов и детективов из сыскного агентства Пинкертона, раскрывших целый ряд случаев ритуальных порок и линчевания негров членами ККК. Многие «белые рыцари» предстали перед судом и были осуждены в ходе показательных процессов. Генерал Натан Бедфорд Форрест, потрясенный вскрывшимися на процессах многочисленными фактами совершенных членами Клана уголовно наказуемых деяний, был вынужден уйти с поста «Великого Мудреца» тайного общества. Но еще до сложения с себя полномочий Форрест в сентябре 1869 года приказал Ку-Клукс-Клану самораспуститься.
На момент объявленного Форрестом официально самороспуска списочный состав тайного общества включал примерно шестьдесят две тысячи активных членов (впрочем, учитывая, что в 1871 году, по разным версиям, в Клане состояло от одного до двух миллионов человек, в этом можно усомниться – вряд ли число «белых рыцарей» могло бы столь резко возрасти всего за три года). Местные «кэйвы» ККК не слишком торопились следовать отданному свыше приказу о самороспуске. А многие просто-напросто проигнорировали этот приказ.
В провинциальных местечках Юга строптивых чернокожих (а кое-где — также не в меру ретивых «понаехавших» с Севера белых «мешочников») продолжали обмазывать дегтем и вываливать в перьях, сечь плетьми, вешать, резать «ножами Боуи», пристреливать из кольтов и винчестеров, забивать насмерть дубинками (бейсбольные биты тогда еще употреблялись по назначению) и т.д. Справедливости ради, следует заметить, что карательной акции против очередного «саквояжника» обычно предшествовало символическое предупреждение в форме подброшенной или присланной по почте дубовой веточки, пяти дынных семечек или апельсиновых зернышек и т.д. Достаточно вспомнить один из рассказов сэра Артура Конан-Дойла про Шерлока Холмса и доктора Уотсона – «Пять зернышек апельсина», в котором американцы, перебравшиеся в Англию, погибают при странных обстоятельствах, получив послания в виде пяти апельсиновых зернышек и записки с буквами «К.К.К.»…
Получивший предупреждение от Клана адресат оказывался перед дилеммой: либо прекращать свою неугодную «белым рыцарям» деятельность, либо поскорее уезжать как можно дальше.
Но и там, где «белые рыцари» не совершали убийств, само существование «клан-кэйвов» по сути дела парализовало гражданскую активность черного меньшинства. Достаточно было недвусмысленного предостережения, полученного от «духов Империи Юга», чтобы афроамериканец (или «кун», на жаргоне белых расистов-южан) и в мыслях не приблизился к избирательной урне. Тем самым Клан и без пролития “грязной” негритянской крови добивался своей главной цели. «Ниггер» (пусть не де-юре, но де-факто) оставался бесправным и неправомочным – будто и не было поражения южан-конфедератов в Гражданской войне.
Клан продолжал свою подпольную деятельность под обличьем многочисленных тайных организаций, вроде «Рыцарей Белой Камелии», «Рыцарей Черного Креста» и т.д., пока Президент США Улисс Грант, бывший боевой генерал-северянин, не принял в отношении «Невидимой Империи» самых жестких мер. По его приказу в области южных штатов, охваченные новой вспышкой ку-клукс-клановского террора, были введены части федеральной армии США. Фактически Юг повторно подвергся военной оккупации войсками, присланными из Вашингтона. Кроме того в 1871 году (в котором численность «Ку-Клукс-Клана» составила, как уже говорилось выше, по некоторым оценкам, два миллиона человек), Конгресс США принял Закон о Ку-Клукс-Клане, наделявший Президента США полномочиями отменять в отношении «клансменов» знаменитый «хабеас-корпус», являющийся неотъемлемой частью Конституции США. Термином «Хабеас корпус (лат. habeas corpus, буквально «ты должен иметь тело», содержательно — «представь арестованного лично в суд») обозначается существовавшее издревле, по некоторым данным, ещё до составления и принятия Великой хартии вольностей, понятие английского (а с XVII века — и американского) права, которым гарантировалась личная свобода. Любой задержанный человек (или другой человек от его имени) может подать прошение о выдаче постановления «хабеас корпус», имеющего силу судебного предписания, которым повелевается доставить задержанного человека (букв. «тело», corpus) в суд вместе с доказательствами законности задержания. Фактически, этим устанавливалась презумпция незаконности задержания. В Великой хартии вольностей статья 39 особо оговаривала неприкосновенность личной свободы. И вот это-то, казалось бы, незыблемое положение англосаксонского права было отменено в отношении членов Ку-Клукс-Клана. Настолько серьезно Президент Грант решил с ним покончить. О твердости его намерений свидетельствовали семь тысяч триста семьдесят три официальных обвинений, выдвинутых на этой правовой основе против Клана и отколовшихся от его головной организации подпольных групп. Иногда приводятся данные о том, что на счету Клана по состоянию на 1880 год только убито было якобы сто тридцать тысяч цветных и белых граждан США.
Следует заметить, что в описываемую эпоху самые дикие предрассудки в отношении “ниггеров” и их – якобы! – “неполноценности”, близости и даже принадлежности не к роду “гомо сапиенс” (человека разумного), а к “обезьянам” были характерны не только для расистов южных штатов США. В качестве наглядного примера широкой распространенности в корне ложных (но оттого – увы! – не менее расхожих) воззрений на представителей черной расы (вполне официально и повсеместно именуемых в то кажущееся ныне столь далеким, неполиткорректное и нетолерантное время исключительно «неграми»), как на «зверей» или «зверолюдей», а именно — «обезьянолюдей» (а отсюда совсем недалеко и до «человекообезьян» или «человекообразных обезьян») и за пределами кругов “белых рыцарей Юга” (которых мы вовсе не пытаемся тем самым оправдать), приводим ниже иллюстрацию из немецкого, считавшегося тогда, на полном серьезе, «научным» труда середины XIX столетия с изображением сидящих на ветке одного дерева (сверху вниз и слева направо) следующих «представителей семейства приматов»: 1. шимпанзе, 2. гориллы, 3. оранга (орангутана — В.А.) и. 4… негра, сколь бы недостойным, недопустимым и невероятным нам бы ни показалось подобное издевательство над родом человеческим в наш просвещенный век!) — таблицы V к «Истории эволюции» Геккеля!!! Эрнста Генриха Геккеля (см.его фотопортрет ниже справа), немецкого ученого-дарвиниста с мировым именем (и члена тайного ариософского, расово-религиозного «Общества Туле», о чем ныне знают, да и тогда знали далеко не все)…
Эти предрассудки в отношении “неполноценности” представителей чернокожих и вообще “цветных” (под последними в южных штатах США понимались, прежде всего, чернокожие), сочетались со страхом “ревнителей чистоты крови высшей белой расы” перед ее “загрязнением” черными и прочими цветными “грязнокровными”, презренными “недочеловеками”, что якобы неминуемо привело бы белую расу – “высшую и лучшую из рас” к “вырождению”, а возглавляемое белой расой человечество – к гибели.
Однако бдительность властей победивших в Гражданской войне северных штатов и упорство преемников Линкольна принесли, в конце концов, свои плоды. Не позднее 1872 года Ку-Клукс-Клан перестал быть национальной проблемой США. Общественность, вроде бы, перестала симпатизировать «белым рыцарям» в маскарадных рясах. «Клансмены» почти перестали появляться публично. Но означало ли это, что Клану и впрямь пришел конец?
Ни в коей мере. Слухи о «смерти Ку-Клукс-Клана» оказались сильно преувеличенными. В 1905 году вышел в свет исторический роман «Клансмен» («Член Клана»), мгновенно ставший бестселлером. Его издание пробудило от сна пребывавшее больше тридцати лет почти в полном забвении (если не считать упомянутый выше рассказ сэра Артура Конан-Дойла «Пять зернышек апельсина») тайное общество расистов, побудив его к возобновлению своей деятельности. В романе прославлялись подвиги «белых рыцарей», совершенные в прошлом (хотя и осужденные как по федеральных законам, так и по законам штатов как уголовные преступления), а «клансмены» прославлялись как беззаветные герои американской нации, нуждающейся в них (на момент написания романа) как никогда ранее.
Бестселлер, на страницах которого благородные «белые рыцари без страха и упрека» беспощадно расправлялись с демоническими чернокожими злодеями, пользовался огромной популярностью у невзыскательного американского читателя. Автором нашумевшего романа (и созданной по его мотивом пьесы) был протестантский священник-баптист, юрист, прозаик и драматург преподобный Томаса Диксон-младший, родом из южного штата Северная Каролина.
Через восемь лет после выхода в свет бестселлера Томаса Диксона-младшего (см. его фотографию с женой Харриет ниже справа) «Клансмен», в 1915 году, американский кинорежиссер Дэвид Уорк Гриффит (см. его портрет на американской почтовой марке выше слева) создал по мотивам романа и пьесы Диксона великолепный в техническом отношении полнометражный немой фильм, первоначально также называвшийся «Клансмен», но впоследствии переименованный в «Рождение нации». Своей экранизацией талантливый американский кинорежиссер (интересно, что Гриффит был родом из Кентукки – “пограничного” штата, являвшегося до Гражданской войны одним из центров рабовладения, но расколовшегося во время войны – часть кентуккийцев сражалась на стороне конфедератов-южан, часть – на стороне федералистов-северян; кстати говоря, на стороне северян в 1861-1865 гг. сражались против южан четыре штата, в которых не было отменено рабовладение, а сам главнокомандующий армией северян генерал Грант был убежденным рабовладельцем и имел немало рабов, в то время как его противники – лидеры южан Президент КША Джефферсон Дэвис и генерал Роберт Ли рабов вовсе не имели) внес весомый вклад в прославление — задним числом — деяний Ку-Клукс-Клана. Причем привнес в него и достаточно новую (по тогдашним временам) для США “арийскую” нотку.
Об одном из белых действующих лиц фильма, типичном «аболиционисте», поначалу горячо и искренне симпатизировавшем освобожденным неграм (главный из которых, бывший офицер армии северян в чине капитана, был выведен на экране похотливым черным дьяволом), но затем одумавшемся, в титрах было сказано: «Теперь и он стал биться за свою белую арийскую расу» (Now he was also fighting for his White Aryan race).
Надо сказать, что этот подлинный шедевр тогдашнего американского киноискусства (если абстрагироваться от его расистской подоплеки) с большим успехом шел и на экранах кайзеровской Германии, в войну с которой США вступили лишь через два года, в 1917 году (см. плакат фильма Гриффита в немецком прокате внизу слева). Время комиксов, направленных против Ку-Клукс-Клана (см. рис. ниже справа) еще не настало…
Маргарет Митчелл впоследствии также создала в своей эпопее о гибели старого Юга «Унесенные ветром» достаточно привлекательный образ Ку-Клукс-Клана (в одном из ночных рейдов которого на “понаехавших” и сбитых теми с толку чернокожих, как известно, был убит “синими мундирами” второй муж Скарлетт O’Хара – Фрэнк Кеннеди – и тяжело ранен предмет ее неразделенной любви – “рыцарь без страха и упрека” Эшли Уилкс).
Прокат нового фильма Гриффита (ставшего подлинным блокбастером), несмотря на голоса критиков-антирасистов, побил все рекорды по кассовым сборам. И вызвал из могилы призрак Ку-Клукс-Клана.
В том же 1915 году странствующему проповеднику Уильяму Джозефу Симмонсу, полковнику вооруженных сил США в отставке, родом из южного штата Алабама, было видение. В небе над крышей своего дома преподобный узрел высоко в облаках скачущих во весь опор рыцарей Ку-Клукс-Клана в белых рясах с остроконечными капюшонами.
«Сие знамение от Бога!» — возгласил проповедник — «Я призван восстановить Клан!»
Насколько серьезно, если не сказать — фанатично отнесся полковник Уильям Дж. Симмонс к посетившему его видению и к своей новой миссии, преподобный продемонстрировал 4 декабря 1915 года. В тот знаменательный в истории Клана день он поднялся на гору Стоун Маунтин близ Атланты, сколотил там большой деревянный крест, обмотал его упаковочной бумагой и проволокой, облил бензином, водрузил на вершине горы и торжественно поджег. Таков был старинный ритуал, шедший еще от шотландских горцев. Те собирали своих сородичей по клану на тайные сходки, зажигая на холмах и горах деревянные кресты или же рассылая им две связанные крестообразно палочки или щепки с обожженными по краям концами (как это описано, к примеру, в романах великого патриота Шотландии Роберта Луиса Стивенсона «Похищенный» и «Катриона»). По одной из версий, Симмонс ввел, а по другой – лишь возродил этот обычай среди членов восстановленного им Клана. Собравшиеся вокруг горящего креста тридцать четыре члена возрожденного Симмонсом Ку-Клукс-Клана, распростершие крестообразно руки, встретили церемонию бурным ликованием.
Взявшись за руки, они восторженно кричали: «The Кlan rides again!» («Клан снова скачет!» «Клан опять в седле!»).
Преподобный Симмонс написал программную книгу “Ку-Клукс-Клан. Вчера, сегодня и навек” (см. рис. выше слева). При нем у Ку-Клукс-Клана появились собственные “боевые” награды – например, Крест героя с портретом первого “Великого Магистра” ККК генерала Натаниэля Бедфорта Форреста. (см. фото ниже слева и справа). Награждением Крестом героя ККК удостоился и сам “Имперский Маг” Ку-Клукс-Клана полковник Уильям Джозеф Симмонс.
В апреле 1917 года США вступили в Мировую войну (на стороне Антанты). Охвативший страну военный психоз и прилив национализма стимулировал быстрый численный рост Ку-Клукс-Клана. В том числе и потому, что странствующий проповедник Симмонс расширил круг задач ККК и увеличил число его недругов. В своих проповедях он относил к числу врагов «истинных американцев», т.е. белых англосаксов-протестантов, не только «ниггеров», но и другие «чужеродные вкрапления в здоровое тело американской нации» — евреев (иудеев), католиков, немцев (как-никак шла война США с кайзеровской Германией) и «все антиамериканские (буквально «неамериканские», unamerican — В.А.) элементы».
Именно Симмонс (а вовсе не сенатор из штата Висконсин Джозеф Маккарти с его «охотой на ведьм» и «Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности») впервые ввел в широкое употребление словосочетание «антиамериканские элементы», не раз использовавшееся с тех пор для диффамации тех или иных граждан (или групп граждан) США, не разделяющих господствующее мировоззрение и противопоставляющих свои взгляды и мнения взглядам и мнениям большинства своих сограждан (а главное — господствующей верхушки американского общества).
На этом мрачном фоне Ку-Клукс-Клан начал возобновлять и расширять свою деятельность во все больших масштабах и все более нарастающими темпами. По ночам появлялось все больше горящих крестов, озарявших сходки «клансменов», придавая их зловещим ритуалам характер религиозных церемоний (впрочем, священники Клана и впрямь совершали богослужения под знаками пылающих крестов). Возобновились враждебные действия «клансменов» в отношении тех, кого они считали своими врагами, а, следовательно — и врагами американской нации. В лесах южных штатов, скрывавших «священные рощи» Клана, снова секли кнутами «строптивых» негров. Не дремали и последователи судьи Линча. Петля нередко грозила представителям меньшинств, терроризируемых по признаку цвета кожи, расового происхождения, религии, или мировоззрения.
В период 1915-1926 гг. окончательно сформировался основной костяк сторонников Клана, распространившего свою деятельность не только на Юг, но и на другие штаты США (И, что менее известно — на Канаду). Наряду с фанатиками-расистами, юдофобами и протестантскими религиозными фундаменталистами из числа мелкой буржуазии и «средних классов», в их число входило немало предприимчивых молодых людей, всякого рода авантюристов и любителей пощекотать себе нервы посвящением в ряды тайной организации, невидимой внешнему миру. Немало было и любителей чем-нибудь поживиться. Под угрозой террористических актов со стороны ККК тот или иной его недруг был вынужден спасаться бегством, спешно продавая свою землю, ферму или дом за полцены, а то и вовсе за бесценок. Желающие приобрести недвижимость по бросовой цене могли, из чисто «патриотических» соображений, своевременно обратить внимание вездесущего Клана на цвет кожи, вероисповедание или «антиамериканизм» владельца этой недвижимости, «а уж опосля…»
Члены Ку Клукс Клана выступали за здоровый образ жизни и активно занимались спортом. В двадцатых годах ХХ века Клан имел несколько собственных бейсбольных команд. В 1925 году даже состоялся бейсбольный матч такой «клановой команды» с командой «Манровианс», целиком состоявшей из чернокожих игроков. Причем чернокожие обыграли «белых рыцарей» со счетом 10:8. Во избежание стычек и споров, матч судили католические священники.
Комментарии: